|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 » »» на царство, на великое княжение сесть". Бояре обрадовались, что государь в
таком еще младенчестве, а прародительских чинов поискал. Но конечно, всего
более удивились они (а некоторые, как увидим из писем Курбского, не очень
обрадовались) тому, что шестнадцатилетний великий князь с этих пор внутри и
вне государства принял титул, которого не решались принять ни отец, ни дед
его, - титул царя. 16 января 1547 года совершено было царское венчание,
подобное венчанию Димитрия-внука при Иоанне III. Между тем еще в декабре
разосланы были по областям, к князьям и детям боярским грамоты: "Когда к вам
эта наша грамота придет и у которых будут из вас дочери девки, то вы бы с
ними сейчас же ехали в город к нашим наместникам на смотр, а дочерей девок у
себя ни под каким видом не таили б. Кто же из вас дочь девку утаит и к
наместникам нашим не повезет, тому от меня быть в великой опале и казни.
Грамоту пересылайте между собою сами, не задерживая ни часу". Выбор пал на
девушку из одного из самых знатных и древних московских боярских родов,
который при наплыве родов княжеских успел удержать за собою близкое к
престолу место, - выбор пал на Анастасию, дочь умершего окольничего Романа
Юрьевича Захарьина-Кошкина, племянницу боярина Михаила Юрьевича, близкого,
как мы видели, человека к великому князю Василию; быть может, и эти
отношения не были без влияния на выбор; надобно заметить, что представитель
рода по смерти боярина Михаила, другой дядя Анастасии, Григорий Юрьевич
Захарьин, не принадлежал к стороне Шуйских, не упоминается ни в каких
боярских смутах детства Иоаннова.
3 февраля была царская свадьба; 12 апреля вспыхнул сильный пожар в
Москве; 20 числа - другой; 3 июня упал большой колокол - благовестник; 21 -
новый страшный пожар, какого еще никогда не бывало в Москве; загорелась
церковь Воздвижения на Арбате при сильной буре; огонь потек, как молния,
спалил на запад все, вплоть до Москвы-реки у Семчинского сельца; потом буря
обратилась на Кремль, вспыхнул верх Успенского собора, крыши на царском
дворе, казенный двор, Благовещенский собор; сгорела Оружейная палата с
оружием, Постельная палата с казною, двор митрополичий, по каменным церквам
сгорели иконостасы и людское добро, которое продолжали и в это время прятать
по церквам. В Успенском соборе уцелел иконостас и все сосуды церковные;
митрополит Макарий едва не задохся от дыма в соборе, он вышел из него, неся
образ богородицы, написанный митрополитом Петром, за ним шел протопоп и нес
церковные правила. Макарий ушел было сначала на городскую стену, на тайник,
проведенный к Москве-реке, но здесь не мог долго оставаться от дыма; его
стали спускать с тайника на канате на взруб к реке, канат оборвался, и
митрополит сильно расшибся, едва мог прийти в себя и был отвезен в
Новоспасский монастырь. Кремлевские монастыри - Чудов и Вознесенский -
сгорели; в Китае сгорели все лавки с товарами и все дворы, за городом -
большой посад по Неглинной, Рождественка - до Никольского Драчевского
монастыря; по Мясницкой пожар шел до церкви святого Флора, на Покровке - до
церкви святого Василия, народу сгорело 1700 человек. Великий князь с женою,
братом и боярами уехал в село Воробьево.
На другой день он поехал с боярами в Новоспасский монастырь навестить
митрополита. Здесь царский духовник, благовещенский протопоп Федор Бармин,
боярин князь Федор Скопин-Шуйский, Иван Петрович Челяднин начали говорить,
что Москва сгорела волшебством: чародеи вынимали сердца человеческие, мочили
их в воде, водою этою кропили по улицам - от этого Москва и сгорела. Царь
велел разыскать дело; розыск произвели таким образом: 26 числа, в
воскресенье, на пятый день после пожара, бояре приехали в Кремль, на площадь
к Успенскому собору, собрали черных людей и начали спрашивать: кто зажигал
Москву? В толпе закричали: "Княгиня Анна Глинская с своими детьми
волхвовала: вынимала сердца человеческие, да клала в воду, да тою водою,
ездя по Москве, кропила, оттого Москва и выгорела!" Черные люди говорили это
потому, что Глинские были у государя в приближении и жаловании, от людей их
черным людям насильство и грабеж, а Глинские людей своих не унимали. Конюший
боярин, князь Михайла Васильевич Глинский, родной дядя царский, был в это
время с матерью во Ржеве, полученном от царя в кормление; но брат его, князь
Юрий, был в Москве и стоял вместе с боярами на Кремлевской площади.
Услыхавши о себе и о матери своей такие речи в народе, он понял, что его
может постигнуть, и ушел в Успенский собор, но бояре, злобясь на Глинских
как на временщиков, напустили чернь: та бросилась в Успенский собор, убила
Глинского, выволокла труп его из Кремля и положила перед торгом, где казнят
преступников. Умертвивши Глинского, чернь бросилась на людей его, перебила
их множество, разграбила двор; много погибло тут и неизвестных детей
боярских из Северской страны, которых приняли за людей Глинского. Но одного
Глинского было мало; на третий день после убиения князя Юрия толпы черни
явились в селе Воробьеве у дворца царского с криком, чтоб государь выдал им
бабку свою, княгиню Анну Глинскую, и сына ее, князя Михаила, которые будто
спрятаны у него в покоях; Иоанн в ответ велел схватить крикунов и казнить;
на остальных напал страх, и они разбежались по городам. Виновниками
восстания против Глинских, главными наустителями черни летописец называет
благовещенского протопопа Федора Бармина, князя Федора Шуйского-Скопина,
князя Юрия Темкина, Ивана Петровича Челяднина, Григория Юрьевича Захарьина,
Федора Нагого. В малолетство Иоанна Шуйские и приятели их сами управлялись с
людьми, себе враждебными; по когда Иоанн вырос, когда казнь Андрея Шуйского,
Кубенского, Воронцова показала им невозможность дальнейшего самоуправства,
то они начали действовать против приближенных к царю людей - Глинских не
непосредственно, а посредством народа. В восстании против Глинских мы видим
главных советников Андрея Шуйского, которые после казни его были сосланы, но
потом возвращены в Москву: князя Федора Шуйского-Скопина, князя Юрия
Темкина; но они теперь уже так слабы, что но могут действовать одни и
действуют в союзе с приближенными к Иоанну людьми, которые враждебно
столкнулись с Глинскими в борьбе за влияние на волю молодого царя: Шуйский и
Темкин действуют вместе с духовником царским, Барминым, и дядею царицы,
Григорием Захарьиным.
Виновники событий 26 июня умели закрыть себя и достигли своей цели
относительно Глинских: оставшийся в живых князь Михайла Васильевич Глинский
не только потерял надежду восторжествовать над своими врагами, но даже
отчаялся в собственной безопасности и вместе с приятелем своим, князем
Турунтаем-Пронским, побежал в Литву; но беглецы были захвачены князем Петром
Шуйским, посидели немного под стражею и были прощены, отданы на поруки,
потому что вздумали бежать по неразумию, испугавшись судьбы князя Юрия
Глинского. Могущество Глинских рушилось, но его не наследовали знатные,
враги их: полною доверенностию Иоанна, могущественным влиянием на внутренние
дела начинают пользоваться простой священник Благовещенского собора
Сильвестр и ложничий царский Алексей Федоров Адашев, человек очень
незначительного происхождения.
Сильные волнения, досады, поблажки чувственным, животным стремлениям и
Страницы: «« « 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |