|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 » »» Скоро сношения с Крымом получили для Москвы новое значение. Московский
отъезжик, князь Семен Бельский, видя, что дела Сигизмундовы с Москвою идут
вовсе не так хорошо, как ему хотелось и как он обещал в Литве, отпросился у
короля в Иерусалим, будто бы для исполнения обета, но вместо того стал
хлопотать в Константинополе, как бы поднять султана и крымцев на Москву в
союзе с Литвою: с помощию турок и Литвы ему хотелось восстановить для себя
не только независимое княжествo Бельское, но и Рязанское, потому что он
считал себя по матери, княжне рязанской (племяннице Иоанна III),
единственным наследником этого княжества по пресечении мужеской линии князей
рязанских. По заключении уже мира с Москвою Сигизмунд получил от Бельского
письмо с уведомлением, что султан взялся помогать ему, приказал Саип-Гирею
крымскому и двоим пашам, силистрийскому и кафинскому, выступить с ним в
поход, что у пашей этих может быть более 40000 войска, кроме Саип-Гирея,
людей его и козаков белгородских; писал, чтоб и Сигизмунд высылал своих
великих гетманов со всеми войсками в Московскую землю; просил также короля,
чтоб дал ему лист, за которым бы мог безопасно приехать в Литву для своих
дел и безопасно отъехать, и чтоб король позволил людям, живущим в имениях
его, Бельского, в Литве, ехать к нему в Перекоп.
Королю это письмо было вовсе не ко времени, ибо война с Москвою уже
прекратилась; он отвечал Бельскому: "Ты отпросился у нас в Иерусалим для
исполнения обета, а не сказал ни слова, что хочешь ехать к турецкому
султану; когда сам к нам приедешь и грамоту султанову к нам привезешь, тогда
и сделаем, как будет пригоже. Ты просишь у нас грамоты для свободного
проезда в Литву, но ведь ты наш слуга, имение у тебя в нашем государстве
есть, так нет тебе никакой нужды в проездной грамоте: все наши княжата и
панята свободно к нам приезжают; слуг же твоих мы немедленно велели к тебе
отпустить".
В Москву о происках Бельского дал знать Ислам-Гирей, выставляя при этом
свое доброхотство к великому князю; он писал, будто Саип-Гирей известил
султана, что Ислам более не существует, и вследствие этой вести начались
приготовления к походу с князем Бельским, собрано было 100000 войска, но
когда Бельский, приехав в Белгород, узнал здесь, что Ислам жив, и дал знать
об этом султану, то последний сказал: "Если только Ислам жив, то нашему делу
статься нельзя". Бельский присылал человека к Исламу с просьбою дать ему
дорогу и быть ему товарищем, но Ислам не согласился. "И ты ведай, - писал
Ислам великому князю, - что оттоманы - люди лихие; султан начинает это дело
вовсе не для князя Бельского; он не думает о том, пригоже ли Бельскому
княжение или непригоже, лишь бы только камень о камень ударил, лишь бы ему
при этом что-нибудь к себе приволочь. Султан и нашей земле покоя не дает, с
таким устремлением живет, не рассуждая, кто ему земли достает, от холопа или
от рабы родился - ему все равно, лишь бы земли доставал".
Московское правительство благодарило Ислама за дружбу и послало ему
дары с просьбою, чтоб выдал или убил Бельского; в то же время решились и на
другое средство, чтоб только отвлечь Бельского от опасных замыслов: человек
Бельского объявил московскому послу в Крыму, Наумову, что господин его
возвратится в Москву, если великая княгиня его простит и даст ему опасную
грамоту. На основании этого объявления послана была Бельскому опасная
грамота такого содержания: "Мы тебя жаловать хотим и гнев свой отложим; вины
твоей, которую ты сделал по молодости, памятовать не хотим, а еще и больше
прежнего пожалуем тебя нашим великим жалованьем. Ведаешь и сам, что и прежде
некоторые наши слуги ездили от нас к нашим неприятелям, опять назад
приезжали и этим отечества своего не теряли, предки наши их жаловали и опять
их в отечестве (в родовой чести) восстанавливали. И ты б ныне поехал к нам
без всякого опасения".
Но Бельский почему-то не ехал, и московское правительство продолжало
вести о нем переговоры и с Исламом, и с Саип-Гиреем, которому от времени до
времени также отправляло посольства. Со стороны Саип-Гирея целию присылок в
Москву были, разумеется, запросы: "Прислал бы ты нам платье, три шубы
собольи, три шубы лисьи, три кречета да и сокольников бы прислал; а мы,
сколько будет пригоже, братству твоему готовы; да прислал бы пять лисиц
черных да пять черных зубов рыбьих". Сын Саипов писал: "Сколько прошенья
нашего ни будет, ты б нам ни за что не стоял, чтоб тебе с отцом нашим в
добром братстве быть". Гонцу отвечали от имени великого князя: "Когда будет
у нас от брата нашего большой посол добрый человек, тогда мы с ним вместе
отпустим своего большого посла, и, что у нас случится, то мы брату своему и
пошлем; а что ты нам от царя говорил о нашем холопе Бельском, называл его
Саип-Гирей нашим другом, то разве царь по незнанию о нем так приказал,
назвал его нашим другом? Бельский - холоп наш, а не друг; и если брат наш
захочет нам дружбу свою показать, то он бы его к нам прислал или велел бы
его там убить; это была б нам от него первая дружба". Гонец отвечал:
"Приехал Бельский от турецкого султана к хану, привез грамоту и рать
подвигает на московскую украйну; государю вашему другом и братом называет
себя; и которые люди бывали на Москве и его знали, что он великого князя
холоп, те его бранят и в глаза ему плюют; а которые люди молодые этого не
знают, те к нему пристают и идти с ним хотят; ведь Орда, и в ней люди
разные, один говорит одно, а другой - другое, а государь наш для людей так
молвил: а он и сам знает, что Бельский - холоп". В одно время с гонцом
Саиповым отпускали и гонцов Исламовых; последние сказали боярам: "Некоторые
бояре говорят, чтоб князь великий был в дружбе и братстве с Саип-Гиреем
царем, а Ислама оставил: ведомое дело, помирится князь великий с царем, то
государю нашему Ислам-салтану плохо будет, но и великому князю добра
никакого не прибудет же, так великий князь не потакал бы этим речам". Им
отвечали, что великий князь Ислама оставить не хочет и у бояр об этом ни у
кого ничего не слыхал и слышать не хочет.
Ислама не хотели оставить в Москве; Ислам был нужен: он обещал выдать
Бельского. Но ему не удалось исполнить этого обещания: один из ногайских
князей, друг Саип-Гиреев, нечаянно напал на Ислама и убил его, захватив в то
же время и Бельского, которого Саип выкупил у него по приказанию султана.
Ставши один ханом в Крыму, Саип послал сказать великому князю московскому:
"Если пришлешь мне, что посылали вы всегда нам по обычаю, то хорошо, и мы по
дружбе стоим; а не придут поминки к нам всю зиму, станешь волочить и
откладывать до весны, то мы, надеясь на бога, сами искать пойдем, и если
найдем, то ты уже потом не гневайся. Не жди от нас посла, за этим дела не
откладывай, а станешь медлить, то от нас добра не жди. Теперь не по-старому,
с голою ратью татарскою, пойдем: кроме собственного моего наряду пушечного
будет со мною счастливого хана (султана турецкого) сто тысяч конных людей; я
не так буду, как Магмет-Гирей, с голою ратью, не думай, побольше его силы
идет со мною. Казанская земля - мой юрт, и Сафа-Гирей - царь - брат мне; так
ты б с этого дня на Казанскую землю войной больше не ходил, а пойдешь на нее
войною, то меня на Москве смотри".
Страницы: «« « 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |