Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 559   560   561   562   563   564   565   566   567  568   569   570   571   572   573   574   575   576   577  » »»

их на суд; король разослал грамоту, чтоб вперед этого не  было.  В  уставных
грамотах державцам и тиунам жмудских волостей король говорит, что  подданным
его в  этих  волостях  урядники  причиняют  великие  неправды  и  непомерные
тяжести, так что многие люди с земель своих прочь разошлись и земель  пустых
много осталось. Относительно обычаев в Западной Руси  дошла  до  нас  запись
(лист) знаменитого гетмана литовского, князя Константина Острожского, данная
пред  вступлением  его  во  второй  брак  с  княжною  Александрою   Слуцкою.
Принужденный отложить свадьбу по причине похода к Минску,  князь  Константин
обязывается вступить в брак немедленно по возвращении с королевской  службы,
если только тому не воспрепятствуют болезнь или новое назначение от  короля.
Родственники невесты обязаны дать за нею наличными деньгами  тысячу  золотых
червонных венгерских  да  приданое,  приличное  ее  знатному  происхождению,
стоящее не менее трех тысяч коп грошей литовской монеты. Князь Константин  с
своей стороны обязывается,  взявши  деньги,  записать  жене  вено  на  своих
отчинах, которыми прежде записания этого вена не может распоряжаться-другому
записывать их, продавать, дарить; вено должно состоять из третьей части всех
вотчин княжеских.  Детей  от  второго  брака  князь  Константин  обязывается
держать так же, как и сына от первого-Илью:  по  смерти  отца  они  получают
равную  долю  наследства  с  этим  старшим  братом.  При   исполнении   этих
обязательств сторона неисполнившая обязана заплатить  8  тысяч  коп  грошей:
4000-другой стороне и 4000-королю.
     Литература продолжала быть по преимуществу церковною, а мы уже  видели,
какие вопросы занимали русскую церковь в княжение  Василия,  видели  главных
деятелей при решении этих вопросов и  труды  их.  В  1508  году  преставился
знаменитый  отшельник  Нил  Сорский,  поднявший  при  Иоанне  III  вопрос  о
монастырских имениях. Постриженник  Кириллова  Белозерского  монастыря,  Нил
провел несколько лет на Афонской горе и  в  монастырях  константинопольских,
изучил здесь творения св. отцов пустынных, руководствующие к  созерцательной
жизни, и, возвратившись в отечество, старался ввести эту жизнь среди русских
иноков; предание Нила ученикам дошло до нас; выпишем из него несколько мест,
из которых ясно будет видно направление учителя.
     "Сие же от св. отец опасне предано есть нам, - говорит Нил, - яко да от
праведных трудов своего рукоделия и работы, дневную  пищу  и  прочие  нужные
потребы себе приобретаем. Делати же дела подобает под кровом  бывающая.  Аще
ли же не удовлимся в потребах наших  от  делания  своего,  то  взимати  мало
милостыни от христолюбцев, нужная,  а  не  излишняя.  Стяжания  же,  яже  по
насилию от чужих трудов собираема, вносити отнюдь несть нам на пользу.  Како
бо можем сохранити заповеди господни, сия имеюще: хотя7щему с тобою судитися
и одежду твою взяти, отдаждь ему и срачицу, и прочая елико таковая, страстни
суще и немощни; но должны есмы, яко яд смертоносен, стревати и  отгоняти.  В
купли же потреб наших и  продаянии  рукоделий  подобает  не  отщетевати  (не
убытчить) брата, паче же самим тщету приимати. Излишняя же не  подобает  нам
имети. А еже просящим  даяти  и  заемлющих  не  отвращати,  сие  на  лукавых
повелено есть, глаголет великий Василий. Не имея излише нужные  потребы,  не
должен есть таковый даяния даяти;  и  аще  речет:  не  имам,  несть  солгал,
глаголет великий Варсонофий. Явлен бо есть инок он, иже не подлежит  творити
милостыню; той бо откровенным лицем может рещи: се мы оставихом вся и в след
тебе идохом. Пишет же св. Исаак: нестяжание  вышши  есть  таковых  подаяний.
Сосуды златы и серебряны и самые священные не подобает нам имети, такожде  и
прочая украшения излишняя, но точию потребная церкви приносити. - Наипаче во
время молитвы подобает подвизатися поставити ум глух и нем, якоже  рече  Нил
Синайский, и имети сердце безмолствующе от всякого  помысла,  аще  и  отнюдь
благ является, глаголет Исихий Иерусалимский.  И  понеже  речено  есть,  яко
благим помыслом  последующе,  лукавии  входят  в  нас:  того  ради  подобает
понуждатися молчати мыслию и от мнящихся помысл десных,  и  зрети  присно  в
глубину сердечную, и глаголати: господи Иисусе Христе, сыне  божий,  помилуй
мя. И тако глаголи прилежно, аще стоя, или седя, или лежа,  и  ум  в  сердце
затворяя, и дыхание держа, елико мощно, да не часто дышеши,  якоже  глаголет
Симеон, новый богослов. А еже рекоша сии  святии  держати  дыхание,  еже  не
часто дыхати, и искус вскоре научит, яко зело пользует к собранию умному.  О
сущих в предъуспеянии и доспевших в просвещение рече (св. Григорий  Синаит):
сиа не требуют глаголати псалмы, но молчание и неоскудную молитву и видение.
Святый же Исаак о сицевых высочайшая пиша, поведает  тако:  егда  бывает  им
неизреченная иная радость, и молитву от уст отсецает,  престанут  бо  тогда,
рече, уста и язык и сердце, иже помыслом хранитель, и ум, чувством  кормчий,
и мысль, скоролетящая птица и бесстудная; и не к тому имать  мысль  молитву,
ни движение, ни самовластие, но постановлением наставляется силою иною, а не
наставляет, и пленением содержится в час оный, и бывает в непостижных вещех,
иде же не весть".
     Не раз упоминали мы о великокняжеском дьяке  Мисюре  Мунехине,  который
долгое время заведовал делами Пскова. Как все Лучшие,  грамотные  люди  того
времени, Мунехин питал сильную склонность к монастырской жизни; в 40 верстах
от Пскова, на немецком рубеже, отыскал он убогий, никем не знаемый монастырь
Печерский, стал о нем заботиться,  ездить  туда  по  праздникам  со  многими
людьми и кормить братию, распространил, обстроил монастырь,  который  с  тех
пор, по словам летописца, стал славен не только на Руси, но и в  Латыне,  т.
е. в Немецкой земле, до самого моря Варяжского. К этому-то Мисюрю  обращался
со своими любопытными посланиями Филофей, инок Елизарова монастыря; в  одном
из них Филофей касается вопросов, которые особенно занимали тогда  грамотных
людей. Мы видели, что и Максим Грек должен был вооружиться  против  веры  во
влияние звезд; Филофей вооружается против того же: звезды,  говорит  он,  не
имеют влияния на судьбу мира и людей; если бог сотворил злые дни и часы,  то
за что же злые люди будут подвержены мучению? Не виноваты они, что  родились
в злые часы; надобно уповать на вседающаго бога, а звезды не  помогут  ни  в
чем, ни придадут, ни отнимут; Филофей утверждает  также,  что  нет  разности
считать годы от сотворения  мира  или  от  Рождества  Христова;  вооружается
против латинов; наконец касается значения Московского государства: два  Рима
пали, третий есть Москва, четвертому не  быть.  Другое  послание  Филофея  к
Мисюрю касается мер, которые умный дьяк  употреблял  против  распространения
моровой язвы, а именно: он загораживал дороги, печатал  дома,  мертвые  тела
приказывал хоронить в отдалении от города.
     Владыки  по-прежнему  поучали,  народ;   летописец,   описывая   приезд
архиепископа Макария в Новгород, говорит: "Просветившись  силою  божиею,  он
начал беседовать к пароду повестями многими, и все  чудились,  как  от  бога
дана была ему мудрость в божественном писании, так что все разумели, что  он
говорил". Митрополит Даниил в послании к одному епископу определяет,  в  чем
должно было состоять пастырское поучение: "Не о себе  учити  или  от  своего
разума составляти что, но от свидетельства божественных  писаний".  Впрочем,
по свидетельству иностранцев, проповедь не  была  в  употреблении;  причиною
тому было опасение, чтоб проповедник не сказал чего-нибудь еретического.  Об

Страницы: «« « 559   560   561   562   563   564   565   566   567  568   569   570   571   572   573   574   575   576   577  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен