|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 » »» главное содержание обвинения. Максим три раза повергался пред судившим его
собором, умоляя о помиловании ради милости божией, ради немощей
человеческих, со слезами просил простить ему ошибки, вкравшиеся в его книги.
Иначе вел себя на соборе Вассиан, который не признал ошибочным ни одного из
своих мнений; его также заточили в Иосифов Волоколамский монастырь.
Таким образом, мнение Иосифа Волоцкого продолжало торжествовать:
монастыри продолжали владеть землями и отдавать их в поместья и в оброчное
содержание разным лицам. Касательно содержания монастырей любопытна грамота
великого князя Василия женскому Успенскому Владимирскому монастырю:
игуменья, старицы, пять священников и два диакона били челом, что у них во
владении волость да село, но доходу с них мало, прожить нечем, так великий
князь купил бы у них эту волость и село, а деньги велел бы отдать в рост
(денги велети им водити в людех в ростех). Великий князь купил волость и
село за 2142 рубля; эти деньги велел своим дьякам давать в рост по гривне с
рубля и ростовые деньги отдавать в монастырь: игуменье-10 рублей денег, 50
четвертей ржи, 50 четвертей овса, 10 пудов соли; каждой старице-по полтора
рубля денег, по 12 четвертей ржи, по 12 четвертей овса, по три пуда соли;
священнику-по 10 рублей денег, по 30 четвертей ржи, по стольку же четвертей
овса и по 10 пудов соли; дьякону-по 6 рублей, по 20 четвертей ржи, по
стольку же овса и по 6 пудов соли. Относительно быта монастырей во времена
Василия замечательна уставная грамота новгородского архиепископа Макария
Духовскому монастырю: владыка предписывает держать в монастыре священника и
дьякона черных да десять братьев; кроме обычных служб в воскресенье,
понедельник, середу, пятницу и в праздничные дни петь молебны о здравии и
спасении великого князя и великой княгини, чтоб им господь бог послал детей,
также об устроении земском и о всем православном христианстве, братии быть
всей у молебнов. По понедельникам, середам и пятницам после вечерни петь
панихиды за усопших. В келии игумен у себя не ест и гостей не кормит и не
пирует с ними: кормить ему и потчивать гостей в трапезе или в келарской;
игумен снабжает братию одеждою, обувью и всякими келейными вещами, по
преданиям общежительным; держит келаря, казначея да братьев трех или четырех
соборных и с ними всякий чин исполняет, о прочих братиях вседумно печется,
всякие доходы и расходы ведает, мятежников церковных и бесчинников
монастырских наказывает. Без игуменского благословения брат из монастыря не
выходит; мирские люди к старцам в келии не ходят; игумен держит у себя
келейника-чернеца или двух, мирянина держать не может; молодым людям у
игумена и старцев не жить, слуг держать за монастырем. Епископы доносили о
состоянии монастырей митрополиту и великому князю; до нас дошло подобное
донесение новгородского владыки, замечательное по обращению к великому
князю: "Благородному и христолюбивому и вседержавному царю и государю
великому князю, всея Руси самодержцу: занеже, государь, от вышней божией
десницы поставлен ты самодержцем и государем всея Русии, тебя, государя, бог
вместо себя избрал на земле и на свой престол, вознесши, посадил, тебе
поручил милость и живот всего великого православия, то нам следует по
царскому твоему остроумию и богопреданной премудрости обращаться к тебе как
государю и самодержцу царю". Архиепископу Макарию большинство новгородских
монастырей были обязаны введением общего жития; до него, говорит летопись,
общины были только в больших монастырях, а в прочих каждый монах жил особо в
своей келье и "был одержим всякими житейскими печалями"; в лучших монастырях
было чернецов по шести или по семи, а в других-по два и по три. Но когда
Макарий ввел общее житие, то братия начала умножаться: где было прежде два
или три монаха, там явилось их по 12 и 15; где прежде было шесть или семь,
там стало по 20, 30, 40. Только два значительных монастыря в Новгороде
отказались учредить у себя общину, и владыка сказал их игумнам: "По делам
вашим мзду приимете от бога". Важно было также распоряжение Макария насчет
женских монастырей: он вывел из них игумнов и дал игуменей для благочиния. В
княжение Василия была перепись духовенства для взимания митрополичьей дани:
митрополит Даниил приговорил с великим князем послать во всю митрополию
детей боярских митрополичьих и велеть им переписать у всех церквей приходы,
сколько у какой церкви в приходе детей боярских, людей их и крестьянских
вытей; которые церкви приходом скудны, у таких священникам полегчить, а
которые окажутся приходом обильны, у тех на священников дани прибавить.
При Василии видим более частые сношения с восточными церквами, чем при
отце его: в 1515 году великий князь дал позволение 18 афонским монастырям
присылать в Московское государство за милостынею. В 1518 году
константинопольский патриарх Феолипт присылал в Москву за милостынею; в
послании он называет великого князя наивысшим и кротчайшим царем и великим
кралем всей православной земли великой Руси. Потом присылал за тем же
александрийский патриарх Иоаким, из послания которого видим, что в Москву
приходили с востока за милостынею не только монахи, но и монахини; приходили
иноки Синайской горы. Касательно вспомоществований, доставлявшихся от
русских архиереев бедствовавшим собратиям их на Востоке, замечательна
грамота тверского епископа Нила к Василью Андреевичу Коробову,
отправлявшемуся в Константинополь. Эта грамота содержит перечисление вещей,
посылаемых Нилом патриарху византийскому Пахомию; из нее можем получить
сведения о некоторых отраслях тогдашнего искусства и о средствах русских
владык того времени: "От Нила, владыки тверского, сыну и господину Василию
Андреевичу. Дать ся рухлядь государю моему и брату Пахомью, патриарху: три
деисусы, один большой деисус стоячей в десть большой бумаги, резан рыбей
зуб, над ним 16 праздников, резаны на Синопое (?), а вверху над праздники
пророцы, резан рыбей же зуб; а другой деисус стоячей же и в полдесть резан
рыбей же зуб, а над ним резаны праздники рыбей же зуб; а третий деисус
стоячей же в четверть резан рыбей же зуб, а над ним резаны праздники рыбей
же зуб. Да икона в четверть на золоте писана мелким писмом, шестодневник, да
деисус на золоте, да икона бела мамонтова кость в полладони, а резано 12
празников; да двои ризы комчаты, у одних ожерелье шиты празники золотом да
серебром, напреди стоит София в премудрости и назад в тылу Преображенье
Спасово, а на правой стороне-вход в Иерусалим да Рождество Христово, а на
левой стороне-Воскресение Христово да богоявление; да кружево ширина на три
перста шито золотом, а сажено жемчугом мелким. Да патрахели, камка синя шита
золотом да серебром, да вверху Спас, да под тем Пречистая, да Иоанн
Предтеча, а под ними Михаил, да Гавриил, да 12 апостолов; в трех местах шиты
по обе стороны, да святители также шиты в трех местах по обе стороны. Да
сорок соболей, да 5 соболей одинцов, да 740 горностаев, да рыбья зуба болших
15, а средних и менших рыбья зуба полпятадесять; да чара серебряна, а тянет
в ней семь гривенок; да кубок гладкой на трех яблоках стати серебрян с
покрышкою, а тянет в нем 600 аспир атманских; да чарка же серебряна, внутри
позолочена, а писана внутри волова голова; да 5 скатертей шитых, да шестая
скатерть ноугородская с ручники шита; да часы немецкие 24 часы с колоколом и
с гирями; да шуба соболья под черным бархатом, да 9 шуб бельи хребтовых, да
Страницы: «« « 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |