|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 » »» 8 шуб бельи черевьи, да 2 шубы бельи облячны, да два сатына-один черн, а
другой багров, да ширинок русских, да утиральников русских, да 120 гребений,
да 2000 белок деланых, да 440 хамяков, да 43 ножов рыбья зуба, пять гребеней
рыбья зуба с золотом резаны, на них звери; да 94 ножа простых, да десять
юфтей, да десять шапок лисьих, да три ставы калужских, да три ставы
тверских, да 20 пугвиц серебряных".
В Западной Руси в 1511 году король Сигизмунд по просьбе митрополита
Иосифа и князя Константина Острожского подтвердил грамоты предков своих,
Витовта, Казимира и Александра, данные русскому духовенству на свободное
отправление церковного суда, на беспрепятственное пользование доходами
церковными. Избранием епископов, переводом их из одной епархии в другую
распоряжался король: так, владимирский епископ Пафнутий бил челом королю,
чтоб он назначил его епископом луцким, - король исполнил его просьбу, тем
более что за Пафнутия просили князь Константин Острожский и пан Юрий
Радзивилл. Король же в 1511 году решил спор между двумя епископами-полоцким
и владимирским, кому из них занимать высшее место. В 1522 году били челом
королю архимандрит Киево-Печерского монастыря, крылошане, застолпники и вся
братия о восстановлении у них общины, которая пала вследствие обнищания
монастыря после татарских нашествий, - король исполнил их просьбу. При этом
они жаловались, что по смерти архимандритов воеводы киевские прибирают
монастырь к своим рукам и держат до тех пор, пока король не назначит нового
архимандрита, берут себе не только имущество покойного, но даже книги и
другие церковные вещи; король определил, что вперед, по смерти архимандрита,
старцы печерские берут имущество покойного на монастырь, потом вместе с
князьями, панами и земянами земли Киевской выбирают архимандрита и просят
короля о его утверждении, и до прихода этого утверждения управляют
монастырем старцы; за это при каждом избрании архимандрита они дают королю
по пятидесяти золотых. Монахи били также челом, что киевские воеводы часто
приезжают в монастырь, архимандрит и старцы должны их угощать и дарить, а
это им очень убыточно: король постановил, что воевода может приезжать в
монастырь только раз или два в год, когда монахи сами его позовут, причем
они его угощают, но даров никаких не дают. Король освободил также монастыри
от обязанности давать подводы и кормы послам и гонцам татарским. В случае
войны монастырь был обязан выставлять на службу десять человек конных и
вооруженных. Дошли до нас также королевские грамоты о возобновлении
монастырей Межигорского и Златоверхого Михайловского, об установлении в них
общин; король берет эти монастыри в свое ведение, дает им право выбирать
себе архимандритов. Монастыри продолжают владеть населенными землями.
В 1509 году киевский митрополит Иосиф созвал в Вильне собор из
епископов, архимандритов и протопопов; собор прежде всего вооружился против
тех, которые еще при жизни епископа уже подкупаются на его епископию и берут
ее, у короля без совета и воли митрополита, епископов, князей и панов
православных. Положено ставить в священники только людей достойных,
недостойного же не ставить, если даже и король будет этого требовать; в
последнем случае все епископы с митрополитом идут к королю и объявляют ему
недостоинство его избранника. Положено не принимать священников из одной
епархии в другую без отпускной грамоты от епископа; не допускать неженатых
священников до священнодействия: если хотят священствовать, то пусть идут в
монахи, в противном случае причисляются к мирянам; таким образом, и в
Западной Руси последовали примеру Руси Восточной. Определено, что князья и
паны в своих владениях не имеют прав отнимать церкви у священника без
объявления вины его епископу и без соборного суда над ним по этому
обвинению; если же князь или боярин отнимает у священника церковь без вины и
без ведома святительского, то епископ не ставит к церкви другого священника
до тех пор, пока не будет оказана справедливость первому. Если князь или
боярин в своем имении будет держать церковь без священника в продолжение
трех месяцев, то епископ сам посылает к ней священника. Если князь или
боярин отнимет что-нибудь у церкви без суда митрополичьего, то будет
отлучен. Если священник по приказанию князя или боярина станет
священствовать без епископского благословения, то будет лишен сана. Если
король или кто-нибудь из вельмож пришлет к митрополиту или епископу с
требованием нарушения хотя одной статьи, постановленной на соборе, то никто
на это да не дерзает, но все должны съехаться к митрополиту и вместе бить
челом королю и стоять непоколебимо за принятые правила. Ясно, что
постановлениями этого Виленского собора православное духовенство хотело
противодействовать вредному влиянию иноверных властей.
Мы видели, что в Судебнике отца Василиева было постановлено: без
дворского, и без старосты, и без лучших людей наместникам и волостелям суда
не судить; мы видели также, что это постановление было внесено и великим
князем Василием в его уставные грамоты; под 1508 годом летописец говорит:
"Пожаловал государь великий князь: слыша, что в Великом Новгороде наместники
и тиуны их судят по мзде, велел своему дворецкому и дворцовым дьякам выбрать
из улицы лучших людей 46 человек и привести их к целованию; с тех пор
поставили судить с наместниками старосту купецкого, а с тиунами определили
судить целовальникам по четыре на каждый месяц". Отдаленные лопари
жаловались, что ездят за ними приставы новгородских наместников, а за ними
ездят ябедники новгородские, человек по тридцати и больше, от поруки берут
рублей по 10 и больше, сроки явиться к суду назначают в деловую пору.
Вследствие этой жалобы великий князь велел новгородским своим дьякам беречь
лопарей от наместников; наместники и тиуны их не судят лопарей, судят и
ведают их дьяки; подьячие, посылаемые дьяками к ним за данью, назначают и
судный срок кому следует, этот срок-25 марта; подьячие медов и вин к ним с
собою не возят, сзывов не делают и от поруки и за данью лишков не берут.
Касательно третейского суда от описываемого времени дошла до нас
замечательная запись старца Иова, уполномоченного Солотчинским монастырем (в
Рязанской области), и Федора Замятнина, ведшего с монастырем спор о сече и
лесе. "Мы, - говорят Иов и Замятнин в записи, - в том лесу меж собою
зарядили третьих, детей боярских Кондырева и Кашкалдеева: быть им у нас на
той спорной сече в лесу, как мы им побьем челом. Как станем мы на той
спорной сече и лесу с своими старожильцами, то наши третьи спросят наших
старожильцев по крестному целованью, и когда старожильцы укажут третьим
межу, то третьи велят старожильцам бросить жребий: если вынется жребий
монастырских старожильцев, то им идти с иконой, и, где они будут указывать
межу, туда Замятнину идти с своими старожильцами копать ямы и грани класть,
и как отведут, то нам и межа. Если же вынется жребий замятнинских
старожильцев, то они идут с иконою и указывают межу. Третьих нам обоим
истцам слушать и если вместо двоих явится один третий, то слушать и одного".
В одном из актов, относящихся к описываемому времени, находим любопытный
случай касательно поля, или судебного поединка; перед великокняжеским
нигкегородским писцом (переписчиком земель) тягался о земле Иван Машков со
Страницы: «« « 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |