Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 603   604   605   606   607   608   609   610   611  612   613   614   615   616   617   618   619   620   621  » »»

христианского не хотели, а тому образцы были: Александр-король деда государя
нашего не  хотел  писать  государем  всея  Руси,  а  бог  на  чем  поставил?
Александр-король к этому еще много и своего придал.  А  ныне  тот  же  бог".
Король не исполнил и третьего требования Иоаннова - освободить двух  пленных
вельмож московских - князей Михайла Голицу и Федора Оболенского-Овчину -  за
2000 рублей; вместо денег он просил за них городов  и  волостей:  Чернигова,
Мглина, Дрокова, Поповой горы, Себежа и Заволочья, на что, разумеется, Иоанн
не мог согласиться.
     Во время перемирия происходили ссылки  между  двумя  дворами  о  разных
делах. В 1550 году  приезжал  в  Москву  посол  Станислав  Едровский,  через
которого король велел сказать Иоанну: "Докучают нам  подданные  наши,  жиды,
купцы государства нашего, что прежде изначала при предках твоих вольно  было
всем купцам нашим, христианам и жидам, в Москву и  по  всей  земле  твоей  с
товарами ходить и торговать; а теперь ты жидам не позволяешь  с  товарами  в
государство свое въезжать". Иоанн отвечал: "Мы к тебе не раз писали о  лихих
делах от жидов, как они наших людей от христианства отводили, отравные зелья
к нам привозили и пакости многие нашим людям  делали;  так  тебе  бы,  брату
нашему, не годилось и писать об них много, слыша их такие  злые  дела".  Еще
при жизни Сигизмунда Старого жиды брестские были выгнаны из Москвы и  товары
их сожжены за то, что  они  привозили  продавать  мумею.  Важнее  для  обоих
государств было требование Иоанна от короля: "Я послал  грамоты  всем  своим
порубежным наместникам,  чтоб  на  наших  землях  позволяли  твоим  сторожам
стеречь прихода татарского, и велел своим наместникам беречь твоих сторожей,
чтоб им от наших людей обид никаких не было. И ты бы  также  в  Каневе  и  в
Черкасах своим наместникам приказал накрепко, чтоб они на своих землях нашим
сторожам места дали, и какие вести у твоих наместников про  татар  будут,  и
они б наших наместников без вести не держали". Король показал  было  большую
учтивость: без окупа освободил  из  плена  старого  воеводу,  князя  Михайлу
Булгакова-Голицу, и прислал его в Москву. Царь принял старика очень ласково,
к руке звал, о здоровье спросил, велел ему сесть,  пожаловал  шубою  и  звал
обедать; Голица бил челом, что он истомился,  и  царь  велел  ему  ехать  на
подворье, а от стола своего послал к нему с кушаньем. Но и этот поступок  не
повел к большой приязни  между  двумя  государями,  потому  что  непризнание
царского титула со стороны короля  постоянно  раздражало  Иоанна;  в  наказе
послу Астафьеву, отправлявшемуся в Литву, читаем: "Станут  говорить:  прежде
московские писались всегда великими князьями, а  теперь  государь  по  какой
причине пишется  царем?  Отвечать:  государь  наш  учинился  на  царстве  по
прежнему обычаю, как прародитель его великий князь Владимир Мономах венчан в
царство Русское, когда ходил ратью на царя греческого Константина  Мономаха,
и царь Константин Мономах тогда добил ему челом и прислал  ему  дары:  венец
царский и диадему - с митрополитом Ефесским, кир Неофитом, и на царство  его
митрополит Неофит венчал, и с этого времени назывался царь и  великий  князь
Владимир Мономах. А государя нашего венчал на царство Русское тем же  венцом
отец его Макарий митрополит, потому что теперь землею всею  Русскою  владеет
государь наш один". Эти объяснения не помогали:  король  не  называл  Иоанна
царем  в  своих  грамотах,  за  это  Иоанн  в  ответных  грамотах  не  писал
Сигизмунда-Августа королем, гонцы не брали таких грамот и уезжали с  пустыми
руками.
     Так было до Казанского похода; после взятия Казани, в ноябре 1552 года,
приехал в Москву  Ян  Гайко,  присланный  от  виленского  епископа  и  двоих
Радзивиллов (Николая Черного и Николая Рыжего), самых могущественных вельмож
в Литве, к митрополиту Макарию и боярам - князю Ивану Михайловичу Шуйскому и
Даниилу Романовичу Юрьеву. Гайко был принят Макарием и двумя этими боярами в
митрополичьем  доме,  причем  присутствовали  трое  владык,  архимандриты  и
игумены. Митрополит спрашивал о здоровье пославших сидя, а бояре -  вставши;
митрополит звал Гайка к руке, и посол  целовал  его  руку;  но  когда  бояре
позвали его к руке и спросили о здоровье, то он, отступя, ударил  им  челом;
после приема посол обедал у митрополита.  В  грамоте,  посланной  с  Гайком,
епископ и Радзивиллы писали, чтоб митрополит и бояре  наводили  государя  на
вечный мир и чтоб для его заключения  московские  послы  приехали  в  Литву.
Митрополит по царскому приказанию отвечал Гайку, что  он  привез  грамоту  о
государских делах,  а  не  о  церковных,  государские  же  земские  дела  до
митрополита не касаются, о них ответ  дадут  епископу  и  панам  государские
бояре; он же митрополит, если бог даст, по времени господину и  сыну  своему
царю и великому князю Ивану станет напоминать и на  то  его  наводить,  чтоб
разлития крови христианской не было. Бояре отвечали панам,  что  вся  вражда
между государями пошла и ссылки прекратились  оттого,  что  король  не  дает
Иоанну царского  титула,  а  царь  за  это  не  называет  Сигизмунда-Августа
королем. "Мы думаем,- писали  бояре,-  что  в  Великом  княжестве  Литовском
старые паны радные еще есть и того не  забыли,  что  никогда  наши  государи
наперед послов своих не посылали; великий князь Василий, несмотря на просьбы
императора  и  папы,  даже  и  на  границу  послов  своих  не  отправил  для
переговоров с литовскими послами; отец короля Сигизмунда не добился этого  и
в малолетство Иоанна, а теперь государь уже не  малолетный  и  врагов  своих
победил, Казань взял. Мы не только государю, но даже своим дядьям и  братьям
грамоты вашей показать не смели".
     В 1553 году приехали послы от короля  -  Довойна  и  Волович.  Царь  не
позвал их к руке, не пригласил к обеду и верющую  грамоту  велел  отдать  им
назад, потому что царского имени в ней не было. Послы говорили,  что  прежде
толков о титуле нужно  заключить  вечный  мир,  для  которого  Иоанн  должен
уступить королю все завоеванные прежде у Литвы земли; после этого уже  можно
начать дело о титуле, на который король не  прежде  может  согласиться,  как
получив согласие императора и папы. Бояре отвечали,  что  император  и  папа
давно называют московских государей царями и что  прежде  решения  о  титуле
никакого дела делать не станут. Послы  уехали.  Тогда  царь  созвал  бояр  и
говорил им: "Нам следовало бы за свое имя стоять крепко; но теперь казанские
люди еще не поукрепились совершенно, и мне кажется, что для казанского  дела
надобно заключить с королем перемирие на год или на два, чтоб  в  это  время
можно было Казань укрепить, а после этого будем стоять за свое имя  крепко".
Бояре отвечали, что надобно заключить перемирие именно для казанского  дела;
послов воротили с дороги, и заключили перемирие на два года. Мы видели,  что
до сих пор для оправдания принятого им царского титула Иоанн указывал только
на Владимира  Мономаха;  теперь  нашлись  другие  оправдания,  и  московским
послам, отправленным в Литву для подтверждения  двухлетнего  перемирия,  дан
был такой наказ: "Когда спросят:  почему  великий  князь  называется  царем?
Отвечать:  прародитель  его,  великий  князь  Владимир  Святославович,   как
крестился сам и землю Русскую крестил, так царь греческий и патриарх венчали
его на царство Русское, и он писался царем, а как преставился,  то  и  образ
его на иконах пишут царем; потом говорить о Мономахе; наконец, сказать,  что
царство Казанское взято и потому Иоанн сделался царем".

Страницы: «« « 603   604   605   606   607   608   609   610   611  612   613   614   615   616   617   618   619   620   621  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен