|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 » »» воинов христианских; вдовы их, сироты, матери обесчадевшие в слезах и скорби
пребывают; так гораздо тебе лучше пожаловать их и устроить, утешить их в
беде, собравши в свой царствующий город, чем исполнить неразумное обещание.
Бог вездесущ, все исполняет и всюду зрит недремлющим оком; также и святые не
на известных местах молитвам нашим внимают, не по доброй нашей воле и по
власти над собою. Если послушаешься меня, то будешь здоров и многолетен с
женою и ребенком". Но Иоанн никак не хотел оставить своего намерения. Тогда
Максим чрез четырех приближенных к Иоанну людей, духовника Андрея, князя
Ивана Мстиславского, Алексея Адашева и князя Курбского, автора рассказа,
велел сказать ему: "Если не послушаешься меня, по боге тебе советующего,
забудешь кровь мучеников, избитых погаными за христианство презришь слезы
сирот и вдовиц и поедешь с упрямством, то знай, что сын твой умрет на
дороге".
Что касается слов Максима Иоанну о путешествии, то надобно заметить,
что они вполне согласны со взглядом Максима, выраженным в его сочинениях.
Как бы то ни было, Иоанн не послушался: из Троицкого монастыря поехал в
Дмитров, а оттуда - в Песношский монастырь, где нашел другого заточенника.
Вассиан Топорков, монах Иосифова Волоколамского монастыря, вследствие
особенного расположения великого князя Василия к этому монастырю и лично к
Вассиану был в 1525 году возведен на коломенскую епископию, оставался верен
преданию своего монастыря, действовал заодно с митрополитом Даниилом,
возбудил против себя ненависть людей, думавших одинаково с Патрикеевыми и
Курбскими, и в 1542 году, тотчас после вторичного торжества Шуйских, должен
был оставить епископию и удалиться в Песношский монастырь. Иоанн, помня, что
Топорков был любим отцом его, зашел к нему в келью и спросил: "Как я должен
царствовать, чтоб вельмож своих держать в послушании?" Вассиан прошептал ему
на ухо такой ответ: "Если хочешь быть самодержцем, не держи при себе ни
одного советника, который был бы умнее тебя, потому что ты лучше всех; если
так будешь поступать, то будешь тверд на царстве и все будешь иметь в руках
своих. Если же будешь иметь при себе людей умнее себя, то по необходимости
будешь послушен им". Царь поцеловал его руку и сказал: "Если бы и отец мой
был жив, то и он такого полезного совета не подал бы мне!" Так, по мнению
Курбского с товарищами, должен был говорить монах Иосифова монастыря,
любимец великого князя Василия, единомышленник митрополита Даниила; и
догадка их могла быть справедлива; говорим - догадка, ибо шепчут на ухо не
для того, чтоб другие слышали.
Курбский говорит, что от сатанинского силлогизма Топоркова произошла
вся беда, то есть перемена в поведении Иоанна; но мы видим, что летописец
более беспристрастный указывает начало беды в событиях, происходивших во
время болезни Иоанновой, тогда как Курбский заблагорассудил умолчать об этих
событиях. Оба показания, впрочем, могут быть легко соединены: Иоанн под
впечатлением событий, происходивших во время болезни его, мог именно желать
свидания с Вассианом, приверженцем отца его и противником вельмож, и теперь
с особенным удовольствием мог слушать его беседы, которые, конечно, не могли
клониться в пользу советников Сильвестровых. Но как бы то ни было, и
Курбский не указывает на немедленные следствия совета Вассианова, сам
говорит, что Иоанн и после свидания с Вассианом немало лет царствовал
хорошо, хотя, с другой стороны, уже в 1554 году мы видим довольно
значительное движение недовольных: в числе князей, не хотевших присягать
Димитрию, был князь Семен Ростовский; в июле 1554 года побежал в Литву князь
Никита Ростовский, был схвачен в Торопце и в допросе показал, что отпустил
его в Литву боярин князь Семен Ростовский объявить королю, что он сам едет к
нему с братьями и племянниками. Князь Семен был схвачен и показал, что хотел
бежать от убожества и малоумства, скуден он разумом и добрыми делами,
по-пустому изъедает царское жалованье и отцовское наследство. Люди его,
призванные к допросу, показали, что он сносился с литовским послом Довойною,
когда тот был в Москве, сам дважды виделся с ним, рассказывал ему, что
говорилось в Думе насчет мира с Литвою, поносил государя, уговорился с
Довойною и послал человека своего к королю за опасною грамотою. Князь Семен
подтвердил все эти показания, утверждая, что все это делал от малоумства и
что с ним хотели бежать родственники его, князья Лобановы и Приимковы. Царь
с боярами осудили его за дела и слова на смертную казнь и послали на позор
вместе с товарищами, но митрополит с владыками и архимандритами отпросили
его от смертной казни, и он сослан был на Белоозеро в тюрьму, а людей его
распустили. Сам князь Семен извинялся малоумством, летописцы также не
говорят о побуждениях его к отъезду, но само правительство объясняет эти
причины в наказе послу, отправленному в Литву: "Если станут его спрашивать о
деле князя Семена Ростовского, то говорить: пожаловал его государь боярством
для отечества, а сам он недороден, в разуме прост и на службу не годится;
однако захотел, чтоб государь пожаловал его наравне с дородными; государь
его так не пожаловал, а он, рассердившись по малоумству, начал со всякими
иноземцами говорить непригожие речи про государя и про землю, чтоб государю
досадить; государь вины его сыскал, что он государя с многими землями
ссорил, и за то велел его казнить. А станут говорить: с князем Семеном
хотели отъехать многие бояре и дворяне? Отвечать: к такому дураку добрый кто
пристанет? С ним хотели отъехать только родственники его, такие же дураки".
Иоанн жалуется в письме к Курбскому, что после этого Сильвестр с своими
советниками держал князя Семена в великом береженье, помогал ему всякими
благами, и не только ему, но и всему роду его. В 1560 году видим удаление
Сильвестра и Адашева от двора. И удаление Сильвестра не много более уяснено
в памятниках, как и появление его при Иоанне; о последнем свидетельствует
Курбский, и свидетельствует, как мы видели, очень неудовлетворительно; о
причинах удаления говорит он же и потом сам Иоанн в ответном письме к нему.
Мы должны рассмотреть подробно оба эти свидетельства.
Когда царь, говорит Курбский, оборонился храбрыми воеводами своими от
врагов окрестных, то платит оборонителям злом за добро. Как же он это
начинает? Вот как: прежде всего отгоняет от себя двух преждепоименованных
мужей, Сильвестра-пресвитера и Адашева, ни в чем перед ним не виноватых,
отворивши оба уха презлым ласкателям своим, шурьям и другим с ними, которые
заочно клеветали ему на этих святых мужей. Зачем же они это делали? Затем,
да не будет обличена злость их, и да невозбранно будет им всеми нами
владеть, суд неправедный судить, посулы брать и другие злости плодить,
пожитки свои умножать. Что же они клевещут и шепчут на ухо? Тогда умерла у
царя жена; вот они и сказали, что извели ее те мужи, Сильвестр и Адашев.
Царь поверил. Услыхав об этом, Сильвестр и Адашев начали умолять то чрез
письма, то чрез митрополита, чтобы дана была им очная ставка с клеветниками.
"Не отрицаемся,- писали они,- и смерти, если будем обличены; но да будет суд
явственный пред тобою и перед всею Думою твоею". Что же умышляют клеветники?
Писем не допускают до царя, митрополиту запрещают и грозят, царю говорят:
"Если допустишь их к себе на очи, то очаруют они тебя и детей твоих; притом
Страницы: «« « 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |