Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 641   642   643   644   645   646   647   648   649  650   651   652   653   654   655   656   657   658   659  » »»

как архиепископ, будет независимым главою польского духовенства. Коммендоне,
выведавши состояние дел, характеры и отношения короля и главных  действующих
лиц, начал в тихих беседах внушать Сигизмунду-Августу, как он жалеет об  его
судьбе и судьбе целого государства,  потому  что  когда  разноверцы  возьмут
верх, то в буйстве своем не пощадят ничего,  ниспровергнут  все  учреждения,
божеские и человеческие, все права и  обычаи,  потрясут,  наконец,  и  самый
трон; приводил  ему  пример  современной  Франции  и  Германии,  обуреваемых
религиозными войнами  вследствие  того,  что  государи  в  самом  начале  не
подавили еретических учений. Король, который всего более боялся междоусобных
войн, принял к сердцу внушения Коммендоне и охладел к протестантизму;  этому
охлаждению  способствовало  и   поведение   протестантов,   которые,   желая
приобрести расположение шляхты, противились королевским  требованиям  насчет
больших поборов, необходимых для успешного ведения войны с Москвою. С другой
стороны, на помощь католицизму явилась дружина, с которою верна была  победа
над разделенным и потому ослабевшим  протестантизмом,  -  эта  дружина  была
иезуиты. Валериан Проташевич, епископ  виленский,  думая  о  средствах,  как
помочь своему делу в борьбе с  ересью,  обратился  за  советом  к  кардиналу
Гозиушу,  епископу   варминскому   в   Пруссии,   знаменитому   председателю
Тридентинского собора, считавшемуся одним  из  главных  столпов  католицизма
неводной Польше,  но  и  во  всей  Европе.  Гозиуш,  советуя  всем  польским
епископам вводить в свои  епархии  иезуитов,  присоветовал  то  же  самое  и
Проташевичу. Тот исполнил совет, и в Вильне был основан иезуитский коллегиум
под управлением  Станислава  Варшевицкого.  Сначала  иезуитские  школы  мало
наполнялись: православные и  протестанты  не  пускали  в  них  детей  своих;
виленский капитул запрещал и католикам отдавать  детей  к  иезуитам,  боясь,
чтоб его кафедральное училище не упало;  но  Варшевицкий  не  унывал,  искал
всюду средства доставить  своему  коллегиуму  уважение  и  силу,  действовал
неутомимо, учил в школах, говорил проповеди, проникал  в  дома  значительных
иноверцев для обращения их к католицизму, и старания  его  начали  приносить
пользу.
     В   таком   состоянии   находилась   Польша   и   Литва,   когда   умер
Сигизмунд-Август и надобно было думать  об  избрании  ему  преемника;  легко
понять, какое важное влияние при этом избрании должно было иметь религиозное
движение. Протестанты, сильные в Сенате  и  между  шляхтою,  хотели  выбрать
короля-протестанта или по крайней мере такого,  который  дал  бы  им  полную
свободу в отправлении их богослужения. Коммендоне видел  эту  опасность  для
католицизма и  тем  более  был  встревожен,  что  между  католиками  замечал
совершенное равнодушие; многие из них смотрели на  протестантов  не  как  на
еретиков, противников истинного учения церкви, но  как  на  людей,  желающих
только ограничить чрезмерное могущество духовенства.  Для  достижения  своей
цели, т. е. для того, чтоб новый король был  католик  и  выбран  католиками,
Коммендоне нашел единственное средство в личных и родовых  отношениях  между
вельможами, причем он старался утушать вражду между католиками  и  поджигать
ее между протестантами. В челе  польского  вельможества  стояли  тогда  Петр
Зборовский, воевода сандомирский, и Ян Фирлей, маршалок великий  коронный  и
воевода краковский, - оба  протестанты.  Краковское  воеводство,  полученное
недавно Фирлеем, было причиною злой вражды между  этими  обоими  вельможами,
ибо и Зборовский также его добивался, но король Сигизмунд-Август по просьбам
любовницы  предпочел  Фирлея.  Этою  враждою  между  Зборовским  и   Фирлеем
воспользовался Коммендоне: он стал внушать Зборовскому, что  в  доме  Фирлея
сходятся паны и  идет  там  дело  о  том,  чтоб  Фирлея  выбрать  в  короли.
Зборовский поверил, ненависть превозмогла над привязанностью к  вере,  и  он
дал слово, что хотя он и сам протестант, однако не  позволит,  чтоб  престол
достался  протестанту.  Между  вельможами-католиками  первое  место  занимал
Алберт  Лаский,  знаменитый  своим  воинственным  духом  и  потому   любимый
молодежью; его-то особенно постарался Коммендоне привлечь на свою сторону  и
составил из него, из Андрея Зборовского и Николая Паца, епископа  киевского,
триумвират, в котором католическая сторона нашла для себя  сильную  опору  и
руководство.
     Уладивши таким образом дело в Польше,  Коммендоне  обратился  к  Литве;
здесь  самые  сильные  фамилии  были  -   Радзивиллов   и   Ходкевичей,   из
соперничества  находившиеся  во  вражде  друг  с  другом.  Мы  видели,   что
могущество  Радзивиллов  и  вместе  дело  протестантизма  в  Литве   поникли
вследствие смерти Николая Черного Радзивилла, ибо брат  его,  Николай  Рыжий
Радзивилл, не наследовал его значения; у Черного осталось несколько сыновей;
старшего из них, Николая Кристофа, который известен под  прозвищем  Сиротка,
отец отправил в  Германию,  для  того  чтоб  молодой  человек  окреп  там  в
протестантском учении; но когда по смерти отца Николай Кристоф отправился  в
Италию, в  Рим,  то  прежнее  германское  влияние  не  могло  устоять  перед
италианским, и Радзивилл  возвратился  в  Литву  католиком;  младшие  братья
последовали примеру старшего; но Николай  Рыжий  и  его  потомство  остались
верны протестантизму; таким образом, род Радзивиллов разделился на две линии
- католическую и протестантскую. Ян Ходкевич,  бывший  прежде  протестантом,
также вследствие иезуитского противодействия и стараний Коммендоне обратился
в  католицизм.  Коммендоне  теперь  нужно  было  только   помирить   Сиротку
Радзивилла с Ходкевичем, что было сделать легко,  ибо  личной  вражды  между
ними, как у Фирлея со Зборовским, не было. Приготовивши сильные средства для
избрания короля-католика в Польше и Литве,  Коммендоне  начал  внушать,  что
всего лучше выбрать одного из сыновей императора  Максимилиана  в  Литве,  и
Радзивилл и Ходкевич были согласны на  это:  Радзивилл  -  по  давней  связи
своего рода с австрийским домом, Ходкевич - из боязни, чтоб выбор не пал  на
царя  московского,  к   которому   он   питал   сильное   нерас   положение,
предводительствуя  постоянно  литовскими  войсками,  действовавшими   против
Москвы. Но Радзивилл и Ходкевич одни не могли  помешать  избранию  царя  или
царевича московского: еще в 1564 году Коммендоне  доносил  в  Рим,  что  все
жители Киева благоприятствуют  московскому  государю  по  причине  веры;  по
смерти  Сигизмунда-Августа  он  доносил  также  о   движении   православного
народонаселения в Литве в пользу царя московского; до нас  дошла  любопытная
статья,  составленная  аббатом  Джиованнини,  в  которой   исчисляются   все
побуждения  к  избранию  московского  царя  и  все  препятствия   к   этому:
препятствует избранию царя, во-первых, то,  что  он  постоянно  враждовал  с
Короною Польскою и оскорблял ее тем, что завоевал  два  княжества  в  Литве;
вторым препятствием  служит  греческая  вера,  им  исповедуемая;  третьим  -
суровость нрава, жестокое обращение  с  боярами;  будут  препятствовать  ему
также император германский и султан турецкий; каждый из них боится иметь его
в соседстве, особенно турок, который не захочет иметь в  соседстве  государя
могущественного и воинственного и, что  всего  опаснее,  государя  греческой
веры, способного,  следовательно,  возбуждать  греческое  народонаселение  к
восстанию против турок; наконец, препятствует выбору царя у  поляков  мысль,
что  средоточие  и  величество  целого  государства  перенесутся  в  Москву.

Страницы: «« « 641   642   643   644   645   646   647   648   649  650   651   652   653   654   655   656   657   658   659  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен