Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 731   732   733   734   735   736   737   738   739  740   741   742   743   744   745   746   747   748   749  » »»

по  воскресеньям;  в  описываемое  время,  в  1559  году,  царь  дал  память
казначеям: в который день служится панихида большая, митрополит  у  государя
за столом, а государь перед ним стоит, в тот день смертною и торговою казнию
не казнить никого. Пред началом важных предприятий рассылалась милостыня  по
монастырям с просьбою о молитвах: пред  казанским  походом  послано  было  в
Соловецкий монастырь семь рублей с просьбою: "И вы б молили господа  бога  о
здравии и тишине всего православского христианства и о государеве согрешении
и здравии, обедни пели и молебны служили, чтоб господь бог государю  нашему,
его воеводам и воинству  дал  победу,  а  государя  б  во  всех  его  грехах
прощали". В 1562 году царь писал в Троицкий  Сергиев  монастырь:  "Чтобы  вы
пожаловали, молили  господа  бога  о  нашем  согрешении,  что  как  человек,
согрешил я: ибо нет человека, который и один час мог бы прожить без греха. И
потому молю преподобие ваше, да подвигнетесь со тщанием на молитву, да ваших
ради святых  молитв  презрит  бог  наши  великие  беззакония  и  подаст  нам
оставление грехов, дарует нам разум, рассуждение и мудрость в  управлении  и
строении  богом  преданного  мне  стада  христовых  словесных  овец.   Враги
христианства и наши, крымский царь, древний отступник  божий,  буий  варвар,
всегда готовый пролить кровь христианскую, и литовский король,  который  имя
божие и пречистыя его матери и всех святых много хулил, святые иконы попрал,
честному кресту ругался, с ними  издавна  прельщенный  от  дьявола  немецкий
род-распылались на все православие, пожрать его желая  и  уповая  только  на
свое бесовское волхование",  и  проч.  В  1567  году  митрополит  прислал  в
Кириллов монастырь грамоту такого содержания: "Грех  ради  наших,  безбожный
крымский царь Девлет-Гирей, со всем  своим  бесерменством  и  латынством,  и
литовский король Сигизмунд-Август, и поганые немцы в многие различные  ереси
впали, особенно в Лютерову  прелесть,  и  святые  церкви  разорили,  честным
иконам поругались  и  вперед  злой  совет  совещают  на  нашу  благочестивую
христианскую  веру  греческого  закона.  Услыхав  об   этом,   боговенчанный
царь-государь очень оскорбился и опечалился за святые церкви и честные иконы
и, вземши бога на помощь, пошел со всем своим воинством на недругов" и проч.
В 1571 году, по  случаю  войны  со  Швециею,  митрополит  писал  в  Кириллов
монастырь, чтоб монахи не только упражнялись в молитвах об  успехе  царского
оружия, но также соблюдали бы и пост; в  Филиппов  пост,  Великий  мясоед  и
Великий пост в пьянство не упивались бы. Богомольные грамоты  по  монастырям
посылались  в  случае  болезни  царя.  Во  время  голода,   по   предписанию
митрополита, пели молебны и  святили  воду,  архиерей  рассылал  по  епархии
увещательные грамоты о нравственном исправлении. По случаю побед  звонили  в
колокола целый день до полуночи, пели  молебны  по  церквам.  Был  обычай  в
городах ходить около кремля и посада крестным ходом,  молебны  петь  и  воду
святить три раза в год: во второе воскресенье после  Велика  дни,  в  первое
воскресенье Петрова поста и в Успенский пост; в Крещенье  и  первое  августа
святили воду на реке: а 1 сентября, в новый  год,  летопровожанье  провожали
перед церковию. 21  июня  1548  года  царь,  по  благословению  митрополита,
установил до скончания  мира  общую  память  благоверным  князьям  боярам  и
христолюбивому  воинству,  священническому  и   иноческому   чину   и   всем
православным христианам,  от  иноплеменных  в  бранях  и  на  всех  побоищах
избиенных и в плен сведенных, голодом, жаждою, наготою,  морозом  и  всякими
нуждами измерших, в пожарах убитых и огнем скончавшихся, и в водах истопших.
   Одним из  характеристических  явлений  древнего  русского  общества  были
юродивые, которые, пользуясь  глубоким  уважением  правительства  и  народа,
позволяли  себе  во  имя  религии  обличать   нравственные   беспорядки.   В
описываемое   время   знамениты   были   юродивые:   в   Пскове-Николай,   в
Москве-Василий (Блаженный, или Нагой), Иоанн (Большой Колпак).
   Из обычаев, не относившихся  к  религии,  заметим  обычай  писать  рядные
грамоты пред женитьбою и  выдачею  замуж.  В  1542  году  княгиня  Согорская
выдавала дочь свою за князя Хованского;  эта  дочь  была  вдова,  но  рядная
написана от имени одной матери; в грамоте  перечисляется  приданое,  которое
дается зятю, а не дочери; оно состоит из образов, земель, из голов служних и
деловых людей и денег, которые, сказано, даются за платье и  разные  женские
украшения. Женихи давали записи, что они непременно  женятся  в  назначенное
время, в противном случае должны заплатить родственникам невесты  означенную
в рядной сумму денег за свадебный подъем. Иногда жених прибавлял  в  рядной,
что по смерти его все имущество его переходит к жене, а если кто из роду его
станет от нее требовать этого имущества, то должен заплатить ей означенную в
рядной сумму денег. Один крестьянин-вдовец, у которого  было  трое  сыновей,
сосватался на вдове же,  у  которой  был  сын  и  четыре  дочери;  в  рядной
исчислено  имение,  приносимое  женихом  и  невестою,  и  положено:  дочерей
выдавать замуж сообща, по силам; если женин  сын  (сын  богоданный)  захочет
отделиться, то определено, что он должен получить  из  материнского  имения;
если муж умрет, то трое сыновей  его  от  первого  брака  получают  половину
имения. В другой подобной рядной жених  говорит,  что  если  богоданный  сын
захочет уйти, то берет  деньги  за  проданный  двор  отца  своего;  если  же
останется жить с вотчимом и будет его слушаться, то получит также  часть  из
имения вотчима. Один крестьянин женился на вдове  тихвинского  посадского  и
дал запись Тихвинскому монастырю, что богоданных сыновей своих будет кормить
и поить до возраста, а как они придут в  возраст,  то  им  быть  крестьянами
Тихвинского монастыря, подобно деду и отцу своему, а в то время,  как  будут
жить у вотчима, последний не должен отдавать их никуда, в  боярский  двор  в
холопство и в крестьяне не рядить никуда. По Стоглаву положено было  венчать
мужчин не ранее 15, а девиц не ранее 12 лет. Касательно одежды  и  украшений
встречаем названия: кортел белий, кортел кощатый, одинцы  жемчужные,  серьги
бечата на серебре  с  жемчугами,  опашень,  однорядка  большая  с  пугвицами
хамьянными, однорядка аспидная, ферези,  тряски,  терлик,  кафтаны  суконные
однорядочные и сермяжные, новины, летники, сарафаны суконные и  крашенинные,
телогреи,  торлоп,  вошны,  передцы,  птур.  Встречаем   описания   домового
строения-двор, во  дворе  хоромы:  горница  на  подклете,  горница  с  двумя
комнатами на подклетях, две повалуши, сушило на подклетях, на  улице  против
двора погреб. Или: две избы, клеть на подклети, мыльня, два сенника на  двух
хлевах,  сарай.  Иногда  встречается:  изба  с  прирубом;  горница  на  двух
Шербетах, против горниц анбар на  двух  подклетях  и  с  передмостьем;  или:
горница большая на Подклети,  а  связи  у  этой  горницы-сени  с  подсеньем;
горенка на мшанике. Или горница столовая белая на подклети с сенями, горница
с комнатой на подклети, сушило с перерубом, погреб, ледник. Или: три избы на
два пристена, дверь огорожена  заметом.  При  городских  дворах  упоминаются
огороды с деревьями яблоневыми и вишневыми.
   Что касается нравов и обычаев в Западной России, то до нас дошли  об  них
любопытные известия в не раз приведенном  уже  сочинении  Михалона  Литвина,
хотя автор, негодуя на роскошь, изнеженность нравов у современников своих  и
противополагая нравам последних нравы предков и соседних  народов,  не  чужд
преувеличений. "Всего чаще, - говорит он, - в городах литовских  встречаются

Страницы: «« « 731   732   733   734   735   736   737   738   739  740   741   742   743   744   745   746   747   748   749  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен