Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 724   725   726   727   728   729   730   731   732  733   734   735   736   737   738   739   740   741   742  » »»

свободна ли она? А если продавец после явится, то дать ему на него управу. В
1558 году государь приказал: кто займет деньги и кабалу на себя даст за рост
служить, но, когда дело дойдет до взыскания, кабалу оболживит и скажет,  что
он  сына  боярского  служивого  сын,  то  сыскивать:  если  должнику   более
пятнадцати лет, а государевой службы не служит и  в  десятке  не  написан  и
кабала написана, когда уже ему минуло пятнадцать лет, то суд на него давать;
если же ему будет менее пятнадцати лет, то  на  таких  суда  по  кабалам  не
давать. В 1560 году по случаю пожара было постановлено: кто, потерявши дворы
от пожара, станет искать по кабалам заемных денег на тех  людях,  у  которых
дворы также погорели, то приставов не давать и править долгов не велеть пять
лет.
   Мы видели, что в  старом  Судебнике,  по  всем  вероятностям,  вследствие
влияния законов Моисеевых, помещавшихся в кормчих книгах, имущество умершего
за неимением сына положено отдавать дочери, за неимением дочери-ближайшему в
роде. Но Иоанн IV, как мы видели также, счел  нужным  право  наследования  в
старинных  княжеских  вотчинах  ограничить  мужеским  потомством   умершего.
Относительно наследства после бездетных бояр и сыновей боярских Иоанн  тогда
же, в 1562 году, постановил, что если ближнего рода  и  духовной  у  них  не
будет, то вотчина отбирается на государя, а жене государь велит дать из этой
вотчины, чем ей можно прожить, и душу умершего государь велит также устроить
из  своей  казны.  В  1572  году  относительно  вотчин   пожалованных   было
определено, что  в  случае  смерти  бездетного  владельца  надобно  обращать
внимание на смысл жалованной грамоты, будет ли в ней прописано, что  вотчина
пожалована ему, жене, детям, роду: как написано, так  и  поступать;  если  в
грамоте написано, что вотчина жалуется одному лицу, то  по  смерти  его  она
отходит на государя; если же у него не будет государевой грамоты, то вотчины
отбираются по его смерти на государя, хотя бы у него и дети были. Впрочем, и
право боковых родственников наследовать  в  выслуженной  вотчине  ограничено
только известными степенями: бездетно умершему наследуют братья его  родные,
сыновья и внуки родных братьев; если умрет бездетным один  из  этих  братних
сыновей или внуков, то участки умерших отдаются братьям  их  родным,  дядям,
племянникам и двоюродным внукам, но родственникам  далее  двоюродных  внуков
вотчина не отдается.
   В новом Судебнике находим постановление о праве выкупа  вотчин,  которое,
по всем вероятностям, возникло из крепкой родовой связи, из общего  родового
владения поземельною собственностию. Закон говорит: кто вотчину продаст,  то
детям его и внукам до нее дела нет, не  выкупать  им  ее.  Если  братья  или
племянники продавца подпишутся свидетелями в  купчих,  то  им,  их  детям  и
внукам также нет дела до проданной отчины. А не будет братьи или племянников
в свидетелях, то братья, сестры и  племянники  вотчину  выкупают.  Если  сам
продавший захочет выкупить свою отчину, то может сделать  это  полюбовно,  с
согласия того, кому продал, но принудить его к тому не может. Пройдет  сорок
лет после продажи вотчины, то вотчичам до нее уже дела нет, нет им дела и до
купель: кто свою куплю продаст, дети, братья и племянники  ее  не  выкупают.
Кто оставит свою куплю в наследство детям, то она становится им  вотчиною  и
вперед им ее выкупать. Кто вотчину свою выкупит в  урочные  сорок  лет,  тот
должен держать ее за собою, другому в чужой род ее ни продать, ни  заложить,
отдать ему ее в свой род, именно тем родственникам, которые не подписались в
прежних купчих свидетелями. Кто выкупит вотчину чужими деньгами или заложит,
или продаст и  прежде  продавший  ее  родственник  докажет,  что  выкупивший
выкупил ее чужими деньгами и держит ее  не  за  собою,  то  вотчина  следует
прежнему продавцу безденежно.  Кто  захочет  свою  вотчину,  мимо  вотчичей,
заложить у стороннего человека, то эти сторонние люди должны брать в  заклад
вотчины только в такой  сумме,  чего  вотчина  на  самом  деле  стоит.  Если
сторонний человек возьмет вотчину в заклад в большей цене, и  вотчич  станет
бить челом, то последний может взять эту вотчину в заклад, в меру  чего  она
стоит, а что сторонний человек дал взаймы лишнего, то у него деньги пропали.
Кто свою вотчину променяет на вотчину и  возьмет  в  придачу  денег  и  если
кто-нибудь из вотчичей захочет ее выкупить, то может это сделать, причем  он
должен тому, у кого выкупает, оставить земли в  меру  столько,  сколько  тот
своей  земли  променял.  В  одном  списке  Судебника   находится   следующее
прибавочное постановление: если бездетные князья, бояре и  дети  боярские  и
всякого чина люди захотят свои земли продать или заложить, или  в  монастырь
по душе отдать, то им вольно это сделать со всеми  своими  куплями;  что  же
касается до отчин, то могут  отчуждать  их  только  половину;  если  же  кто
отчудит больше половины и отчич будет бить челом об этом, то лишнюю  продажу
отдать отчичу, а, кто, не разузнавши, больше половины купил или  под  заклад
взял, тот деньги потерял.
   В 1556 году было постановлено относительно духовных завещаний: если жена,
умирая, напишет в духовной мужа своего прикащиком, то ему  в  прикащиках  не
быть, и духовная эта не в духовную, потому что жена в мужней  воле:  что  ей
велит написать, то она и напишет. В  1561  году  велено  было  митрополичьим
боярам выписать из митрополичьего указа, как поступать в следующих  случаях?
Кладут в суде духовные, дети  отцов  своих,  матерей,  иные  братьев  своих,
сестер, племянниц, жен, душеприкащиками назначены братья или сторонние люди,
у жены  мужья,  отцы  духовные:  духовные  не  подписаны  и  не  запечатаны,
завещателевой руки нет, потому что грамоте не знал или умер  внезапно,  есть
только руки прикащиков и отцов духовных, а у иных только отцов  духовных:  и
ответчики  на  суде  эти  духовные  лживят,  называют  их  нарядными,  а  не
указывают, кто наряжал; только на них  и  пороку,  что  не  подписаны  и  не
запечатаны:  и  тем  духовным  верить  или  не  верить?  Митрополичьи  бояре
отписали: верить духовным, которые хотя не подписаны и не запечатаны, но при
них есть отцы духовные, прикащики и сторонние свидетели, против которых  нет
никакого довода в составлении  подложной  духовной;  если  в  духовной  жена
назначила мужа прикащиком и вместе с  ним  берутся  быть  в  приказе  женины
родственники, то таким духовным также верить; но если в духовной у жены  муж
написан один, а сторонних людей с ним не будет, то не верить.
   Выражение в  приведенном  указе:  "Жена  в  мужней  воле,  что  велит  ей
написать, то и напишет" - ясно указывает на  положение  жены  в  описываемое
время. По понятиям этого времени, жена должна была разделить участь  мужа  в
случае преступления, совершенного  последним:  князь  Иван  Пронский,  давая
запись царю, говорит в ней, что в случае отъезда его царь волен казнить  его
и его жену.
   Из разных юридических грамот, отступных, дельных, отказных,  видим  общее
родовое владение и разделы родичей, как  видно,  двоюродных  или  троюродных
братьев,  видим  раздел  неполный.  Замечательна  форма  отступных   грамот,
подтверждающая сказанное нами  в  своем  месте  о  происхождении  земельного
владения в Московском государстве: "Мы такие-то (родные  братья)  оступились
земли великого князя, а своего владения таким-то  (родным  же  братьям):  не
измогли мы великокняжеской службы служить, дань  давать  и  всяких  разрубов

Страницы: «« « 724   725   726   727   728   729   730   731   732  733   734   735   736   737   738   739   740   741   742  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен