Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 790   791   792   793   794   795   796   797   798  799   800   801   802   803   804   805   806   807   808  » »»

в Цареграде, то отпиши о всех тамошних делах".
   Только чрез два года, в июне  1591  года,  приехал  в  Москву  митрополит
терновский  и  привез  утвержденную  грамоту  на  московское  патриаршество.
Иеремия писал к Иову: "Послали мы твоему святительству соборную  совершенную
грамоту: будешь иметь пятое место, под иерусалимским патриархом. И ты  прими
грамоту с благодарностию и тихомирием, и постарайся о митрополите терновском
при царе и при царице словом и делом, попечалуйся святому и высочайшему царю
нашему, да сотворит пригожую  помощь,  как  обещал  ты  нас  пожаловать  при
постановлении своем, в своей палате; а мы кроме бога да святого царя надежды
ни от кого не имеем, патриаршества цареградского не может никто  воздвигнуть
и устроить по-прежнему кроме  святого  царя".  В  письме  Годунову  патриарх
просил о присылке  6000  золотых  на  сооружение  патриаршества.  Митрополит
терновский поднес Годунову дары: два атласа золотных, саблю булатную, да два
сосуда ценинных; Годунов даров не принял, сказав: "Нам у вас даров брать  не
подобает, мы должны вас наделять, чем бог послал". Митрополит  просил,  чтоб
Годунов не обижал его, взял дары, и тот взял два сосуда ценинных.  Правитель
хотел знать, как был держан собор об учреждении московского патриаршества, с
ведома ли султана и пашей? Митрополит отвечал, что собор был держан,  доложа
султану. Просьба патриарха была исполнена: царь послал на построение  церкви
и патриаршеского  дома  большое  количество  мехов  и  рыбьего  зуба.  Когда
Салтыков и Татищев отправились послами в Литву, то им дан был наказ: "Станут
спрашивать про патриаршеское  постановленье,  то  вы  говорите:  приходил  к
великому государю из Греческого государства антиохийский патриарх  Иоаким  и
говорил государеву шурину, Борису Федоровичу Годунову, что из давних лет  на
семи соборах уложено  быть  в  Риме  папе  греческой  веры,  а  в  Греческом
государстве четырем патриархам;  но  когда  Евгений  папа  римский  составил
суемысленный осьмой собор, то с этого времени папы римские от греческой веры
отстали; если бы по сие время в  Греческом  государстве  были  благочестивые
цари христианские, то патриархи поставили бы папу в Греческом государстве, и
теперь они все четыре  патриарха  советовали,  со  всем  вселенским  собором
Греческих  государств,  дабы  вместо  папы  римского  поставить  вселенского
патриарха  константинопольского,  а  на  его  место   поставить   четвертого
патриарха в Московском государстве. Если паны  радные  будут  говорить,  что
изначала этого не бывало, то отвечать: вот у вас в Вильне прежде  кардиналов
не бывало, а были бискупы, а теперь папа сделал Юрия Радзивилла  кардиналом:
и тому что дивиться".
   Из других отношений церковных при  Феодоре  заметим,  что  архиереи,  как
говорилось в их настольных грамотах, ставились "по  избранию  св.  духа  (на
соборе) и по совету боговенчанного царя". В  начале  царствования  Феодорова
был любопытный случай, при котором  опять  послышалась  укоризна  осифлянам.
Рязанский епископ Леонид подал  царю  следующую  челобитную:  "Пожаловал  ты
меня, государь, велел быть  у  себя  за  столом  на  Рождество  Христово:  а
архиепископ ростовский Евфимий мне с собою есть с блюда не дал и меня вконец
позорил; а прежде, при отце твоем, я едал с  одного  блюда  с  архиепископом
новгородским; а он же  нас,  осифовских  постриженников,  называет  всех  не
осифлянами, но жидовлянами". Неизвестно, чем решено было дело.
   В июне 1594 года, по государеву приказу, патриарх Иов со всем  освященным
собором приговорил учредить в Москве 8 старост  поповских,  чтоб  у  каждого
было по 40 попов, да по четыре дьякона в  десятских,  поставить  им  избу  у
Покрова богородицы на Рву (у Покровского собора или у  Василия  Блаженного),
куда должны сходиться старосты и десятские каждый день. Старосты должны были
наблюдать, чтоб в известные дни были  по  всем  церквам  молебны  и  обедни;
рассылать для этого по всем церквам память, чтоб всем попам было ведомо;  да
и всякий день перед обеднями попы должны были по всем церквам петь молебны о
вселенском устроении, благосостоянии церквей, о многолетнем здравии  царя  и
царицы, о их чадородии, о  христолюбивом  воинстве  и  о  всем  православном
христианстве. Старосты должны  были  наблюдать,  чтоб  все  попы  и  дьяконы
являлись в крестные ходы и до окончания их  не  расходились,  а  которые  не
явятся, о тех доносить патриарху. Служить должны по  церквам  попы  сами,  а
наймитов не нанимать, кроме великой нужды или какого-нибудь прегрешения;  от
ружных церквей и приходских  храмов  попам  по  другим  церквам  служить  не
наниматься;  безместные  попы  должны  приходить  к  Покрову  богородицы,  к
поповской избе и здесь наниматься служить с патриаршего доклада; найму брать
в простые дни по алтыну, а в большие праздники и на  Святой  неделе  по  два
алтына, а больше не брали бы  и  божественною  литургиею  не  торговали  бы,
старосты должны за этим смотреть крепко. Черным попам у мирских  церквей  не
наниматься служить. В который день панихиды  служить  и  на  завтрее  обедни
заупокойные по государям, в те дни старосты с десятскими давали бы памяти по
всем церквам, к которым по книгам ведено каноны давать, а  которые  попы  за
государевы панихидные столы садятся, те должны  знать,  кого  в  какой  день
поминать. Если христолюбцы станут приносить милостыню на храмы о здравии или
за упокой и велят разделить по храмам в поповской избе, то  старосты  должны
эту милостыню раздать по храмам. Пяти  протопопам  поручено  было  смотреть,
чтоб старосты поповские исполняли этот наказ.
   Относительно монастырского благочиния царь в 1584 году писал в Соловецкий
монастырь: "Слух до нас дошел, что у вас сытят квасы медвеные да  квасят,  и
устав прежний монастырский переменен: так вы бы квасов не квасили и прежнего
чина монастырского не рушили;  и  которые  старцы  станут  роптать,  тех  бы
смиряли по монастырскому чину". В 1592  году  двое  старцев  били  челом  на
игумена и келаря Кириллова Новгородского  монастыря,  что  они  монастырскую
казну раздают взаймы, для своей прибыли, без братского  ведома,  дружатся  с
детьми  боярскими,  берут  у  них  себе  гостинцы  всякие.  Когда  один   из
челобитчиков стал им об этом говорить, то они посадили его в двои железа  да
в цепь, а потом девять дней били его на правеже, правили деньги, которые  он
проездил  в  Москву  по  монастырским  делам.  Бить  на  них  челом  нельзя,
откупаются монастырскою же  казной;  кроме  субботы  и  воскресенья,  службы
никогда в монастыре нот и священника нет. В июле 1584 года постановили, чтоб
тарханам не быть, с 1 сентября, на время, до государева  указа,  пока  земля
поустроится и помощь во всем учинится царским осмотренном. Но уже в  октябре
того же года царь дал тарханную грамоту  митрополиту  Дионисию  на  слободку
Святославлю,  которую  великий  князь  Василий  Дмитриевич  дал  митрополиту
Киприану вместо города Алексина. Тогда же, в июле 1584,  было  подтверждено,
чтоб вотчинникам вотчин  своих  по  душам  не  давать;  но  видим,  что  это
постановление пли было скоро отменено,  или  не  исполнялось.  В  1587  году
знаменитый впоследствии князь Дмитрий Михайлович Пожарский, по приказу  отца
своего, дал в суздальский Спасо-Евфимиев  монастырь  вотчинную  деревню  без
доклада государю; не перечисляем царских пожалований  землями  в  монастыри.
По-прежнему давалось монастырям право производить торговлю, право сбирать  в
своих селах таможенную пошлину; по-прежнему давались грамоты с освобождением
монастырских владений от  разных  податей  и  повинностей;  этих  грамот  от

Страницы: «« « 790   791   792   793   794   795   796   797   798  799   800   801   802   803   804   805   806   807   808  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен