|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806 807 808 809 810 811 812 813 814 » »» Через год после углицкого происшествия у царя родилась дочь Феодосия, но
в следующем году ребенок умер; Феодор был долго печален, и в Москве был плач
большой; к Ирине патриарх Иов писал утешительное послание, говорил, что она
может помочь горю не слезами, не бесполезным изнурением тела, но молитвою,
упованием, по вере даст бог чадородие, и приводил в пример св. Анну. В
Москве плакало и говорили, что царскую дочь уморил Борис.
Через пять лет по смерти дочери, в самом конце 1597 года, царь Феодор
занемог смертельною болезнию и 7 января 1598 года, в час утра, скончался.
Мужеское племя Калиты пресеклось; оставалась одна женщина, дочь несчастного
двоюродного брата Иоаннова, Владимира Андреевича, вдова титулярного
ливонского короля Магнуса, Марфа (Марья) Владимировна, возвратившаяся по
смерти мужа в Россию, но и она была мертва для света, была монахинею;
пострижение ее, говорят, было невольное; у ней была дочь Евдокия; но и та
умерла еще в детстве, говорят, также смертию неестественною. Оставался еще
человек, который не только носил название царя и великого князя, но и
действительно царствовал одно время в Москве по воле Грозного, крещеный
касимовский хан, Симеон Бекбулатович. В начале царствования Феодора он еще
упоминается в разрядах под именем царя тверского и первенствует пред
боярами; но потом летопись говорит, что его свели в село Кушалино, дворовых
людей было у него не много, жил он в скудости; наконец он ослеп, и в этом
несчастий летопись прямо обвиняет Годунова. Не пощадили Годунова и от
обвинения в смерти самого царя Феодора.
Сергей Михайлович СОЛОВЬЕВ
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН
ТОМ 8
ONLINE БИБЛИОТЕКА http://www.bestlibrary.ru
Глава 1
ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА
Избрание Годунова. - Неофициальные известия об этом избрании. - Въезд
нового царя в Москву. - Подкрестная запись. - Слух о нашествии хана. - Борис
выводит войско за Москву. - Торжество без подвига. - Меры для утверждения
Бориса на престоле. - Царское венчание Бориса. - Милости. - Благоприятные
отношения к соседям. - Посольство Льва Сапеги в Москву. - Посольство
Салтыкова в Литву. - Сношения Годунова с ливонскими недовольными. - Вызов
шведского принца Густава в Россию. - Датский принц Иоанн, жених царевны
Ксении; его смерть. - Сношения с Австриею, Англиею, городами Ганзейскими,
Италиею, Крымом. - Неудачи русских за Кавказом. - Успехи за Уральскими
горами. - Внутренние распоряжения Бориса.
Русь древняя, Киевская, жила обычаем: по старому обычаю великое княжение
принадлежало старшему в целом роде; Русь новая, Северная, пошла против этого
обычая; обычай потерял силу, но до закона о престолонаследии юное
государство еще не доросло; вся власть собралась в руках единовластителей, и
вот Иоанн III объявил: "Разве я не волен в своем внуке и в своих детях? Кому
хочу, тому и дам княжество". Этой воли не оспаривал никто и у правнука
Иоаннова, Феодора, в знаменитый 1598 год.
Никогда еще для Московского государства завещание, последняя воля царя,
не имело такого важного значения, как при смерти Феодора Иоанновича,
сходившего в могилу беспотомственно. На кого указал царь и указанием этим
освободил народ от многотрудного дела избрания? Но Феодор умер, как жил: и в
последние минуты жизни, как во все продолжение ее, он, избывая мирской суеты
и докуки, не решил великого вопроса, предложенного ему патриархом и боярами:
"Кому царство, нас, сирот, и свою царицу приказываешь?" Тихим голосом
отвечал на это Феодор: "Во всем царстве и в вас волен бог: как ему угодно,
так и будет; и в царице моей бог волен, как ей жить, и об этом у нас
улажено". Патриарх Иов в житии Феодора говорит, что царь вручил скипетр
супруге своей; но в других памятниках, заслуживающих в этом отношении
большего доверия, в избирательных грамотах Годунова и Михаила Феодоровича,
сказано: "После себя великий государь оставил свою благоверную великую
государыню Ирину Федоровну на всех своих великих государствах". Но понятно,
как велика разница между выражениями "вручить скипетр" и "оставить после
себя на престоле". Действительно, по смерти Феодора оставалась особа, к нему
самая близкая, носившая царский титул, Ирина, и ей поспешили присягнуть,
чтоб избежать междуцарствия. Но Ирина отказалась от престола, объявив
желание постричься; патриарх с боярами и народом били ей челом, чтоб не
оставила их, сирот, до конца была бы на государстве, а править велела брату
своему Борису Федоровичу, как было при покойном царе. Много раз били об этом
челом Ирине, но она не согласилась и в девятый день по кончине мужа выехала
из дворца в Новодевичий монастырь, где и постриглась под именем Александры.
Во главе правления должен был стать патриарх, как первое лицо в
государстве после царя. О том, как решались дела в это время, всего лучше
может дать нам понятие следующее местническое дело: "Писал государыне царице
иноке Александре Федоровне из Смоленска князь Трубецкой на князя Голицына,
что тот никаких дел с ним не делает, думая, что ему меньше его, Трубецкого,
быть невместно. По царицыну указу бояре, князь Федор Иванович Мстиславский с
товарищами, сказывали о том патриарху Иову, и по царицыну указу писал
патриарх Иов к Голицыну, чтоб он всякие дела делал с Трубецким, а не станет
делать, то патриарх Иов со всем собором и со всеми боярами приговорили
послать его Трубецкому головою".
Итак, несмотря на то что Ирина заключилась в монастыре, дела
производились по ее указу; по ее указу бояре сказывают патриарху о деле,
патриарх с собором и боярами приговаривает и пишет об исполнении приговоров.
И в деле царского избрания, следовательно, патриарху принадлежал первый
голос, за ним оставалось самое сильное влияние, и патриарх старался
закрепить за собою право на это влияние в сознании современников:
"Благодатию св. духа, - писал он, - имеем мы власть, как апостольские
ученики, сошедшись собором, поставлять своему отечеству пастыря и учителя и
царя достойно, кого бог избрал".
Кого же должно было избрать в цари достойно, по мнению патриарха Иова?
После он сам говорил: "Когда был я на коломенской епископии и на ростовской
архиепископии, и на степени патриаршеской, не могу и пересказать превеликой
Страницы: «« « 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806 807 808 809 810 811 812 813 814 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |