Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 796   797   798   799   800   801   802   803   804  805   806   807   808   809   810   811   812   813   814  » »»

   Через год после углицкого происшествия у царя родилась дочь Феодосия,  но
в следующем году ребенок умер; Феодор был долго печален, и в Москве был плач
большой; к Ирине патриарх Иов писал утешительное послание, говорил, что  она
может помочь горю не слезами, не бесполезным изнурением тела,  но  молитвою,
упованием, по вере даст бог чадородие, и  приводил  в  пример  св.  Анну.  В
Москве плакало и говорили, что царскую дочь уморил Борис.
   Через пять лет по смерти дочери, в самом конце  1597  года,  царь  Феодор
занемог смертельною болезнию и 7 января 1598 года, в  час  утра,  скончался.
Мужеское племя Калиты пресеклось; оставалась одна женщина, дочь  несчастного
двоюродного  брата  Иоаннова,  Владимира   Андреевича,   вдова   титулярного
ливонского короля Магнуса, Марфа  (Марья)  Владимировна,  возвратившаяся  по
смерти мужа в Россию, но и  она  была  мертва  для  света,  была  монахинею;
пострижение ее, говорят, было невольное; у ней была дочь Евдокия;  но  и  та
умерла еще в детстве, говорят, также смертию неестественною.  Оставался  еще
человек, который не только носил  название  царя  и  великого  князя,  но  и
действительно царствовал одно время в  Москве  по  воле  Грозного,  крещеный
касимовский хан, Симеон Бекбулатович. В начале царствования Феодора  он  еще
упоминается в  разрядах  под  именем  царя  тверского  и  первенствует  пред
боярами; но потом летопись говорит, что его свели в село Кушалино,  дворовых
людей было у него не много, жил он в скудости; наконец он ослеп,  и  в  этом
несчастий летопись прямо  обвиняет  Годунова.  Не  пощадили  Годунова  и  от
обвинения в смерти самого царя Феодора.



    Сергей Михайлович СОЛОВЬЕВ
    ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН
    ТОМ 8



    ONLINE БИБЛИОТЕКА  http://www.bestlibrary.ru


Глава 1

ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА

   Избрание Годунова. - Неофициальные известия об  этом  избрании.  -  Въезд
нового царя в Москву. - Подкрестная запись. - Слух о нашествии хана. - Борис
выводит войско за Москву. - Торжество без подвига. -  Меры  для  утверждения
Бориса на престоле. - Царское венчание Бориса. -  Милости.  -  Благоприятные
отношения к соседям.  -  Посольство  Льва  Сапеги  в  Москву.  -  Посольство
Салтыкова в Литву. - Сношения Годунова с ливонскими  недовольными.  -  Вызов
шведского принца Густава в Россию. -  Датский  принц  Иоанн,  жених  царевны
Ксении; его смерть. - Сношения с Австриею,  Англиею,  городами  Ганзейскими,
Италиею, Крымом. - Неудачи русских  за  Кавказом.  -  Успехи  за  Уральскими
горами. - Внутренние распоряжения Бориса.
   Русь древняя, Киевская, жила обычаем: по старому обычаю великое  княжение
принадлежало старшему в целом роде; Русь новая, Северная, пошла против этого
обычая;  обычай  потерял  силу,  но  до  закона  о   престолонаследии   юное
государство еще не доросло; вся власть собралась в руках единовластителей, и
вот Иоанн III объявил: "Разве я не волен в своем внуке и в своих детях? Кому
хочу, тому и дам княжество". Этой воли  не  оспаривал  никто  и  у  правнука
Иоаннова, Феодора, в знаменитый 1598 год.
   Никогда еще для Московского государства завещание, последняя  воля  царя,
не имело  такого  важного  значения,  как  при  смерти  Феодора  Иоанновича,
сходившего в могилу беспотомственно. На кого указал царь  и  указанием  этим
освободил народ от многотрудного дела избрания? Но Феодор умер, как жил: и в
последние минуты жизни, как во все продолжение ее, он, избывая мирской суеты
и докуки, не решил великого вопроса, предложенного ему патриархом и боярами:
"Кому царство, нас,  сирот,  и  свою  царицу  приказываешь?"  Тихим  голосом
отвечал на это Феодор: "Во всем царстве и в вас волен бог: как  ему  угодно,
так и будет; и в царице моей бог волен,  как  ей  жить,  и  об  этом  у  нас
улажено". Патриарх Иов в житии Феодора  говорит,  что  царь  вручил  скипетр
супруге своей; но  в  других  памятниках,  заслуживающих  в  этом  отношении
большего доверия, в избирательных грамотах Годунова и  Михаила  Феодоровича,
сказано: "После себя  великий  государь  оставил  свою  благоверную  великую
государыню Ирину Федоровну на всех своих великих государствах". Но  понятно,
как велика разница между выражениями "вручить  скипетр"  и  "оставить  после
себя на престоле". Действительно, по смерти Феодора оставалась особа, к нему
самая близкая, носившая царский титул, Ирина,  и  ей  поспешили  присягнуть,
чтоб избежать  междуцарствия.  Но  Ирина  отказалась  от  престола,  объявив
желание постричься; патриарх с боярами и народом  били  ей  челом,  чтоб  не
оставила их, сирот, до конца была бы на государстве, а править велела  брату
своему Борису Федоровичу, как было при покойном царе. Много раз били об этом
челом Ирине, но она не согласилась и в девятый день по кончине мужа  выехала
из дворца в Новодевичий монастырь, где и постриглась под именем Александры.
   Во  главе  правления  должен  был  стать  патриарх,  как  первое  лицо  в
государстве после царя. О том, как решались дела в это  время,  всего  лучше
может дать нам понятие следующее местническое дело: "Писал государыне царице
иноке Александре Федоровне из Смоленска князь Трубецкой на  князя  Голицына,
что тот никаких дел с ним не делает, думая, что ему меньше его,  Трубецкого,
быть невместно. По царицыну указу бояре, князь Федор Иванович Мстиславский с
товарищами, сказывали о том  патриарху  Иову,  и  по  царицыну  указу  писал
патриарх Иов к Голицыну, чтоб он всякие дела делал с Трубецким, а не  станет
делать, то патриарх Иов со всем  собором  и  со  всеми  боярами  приговорили
послать его Трубецкому головою".
   Итак,  несмотря  на  то  что  Ирина   заключилась   в   монастыре,   дела
производились по ее указу; по ее указу бояре  сказывают  патриарху  о  деле,
патриарх с собором и боярами приговаривает и пишет об исполнении приговоров.
И в деле царского  избрания,  следовательно,  патриарху  принадлежал  первый
голос,  за  ним  оставалось  самое  сильное  влияние,  и  патриарх  старался
закрепить  за  собою  право  на  это  влияние  в   сознании   современников:
"Благодатию св. духа, - писал  он,  -  имеем  мы  власть,  как  апостольские
ученики, сошедшись собором, поставлять своему отечеству пастыря и учителя  и
царя достойно, кого бог избрал".
   Кого же должно было избрать в цари достойно, по  мнению  патриарха  Иова?
После он сам говорил: "Когда был я на коломенской епископии и на  ростовской
архиепископии, и на степени патриаршеской, не могу и пересказать  превеликой

Страницы: «« « 796   797   798   799   800   801   802   803   804  805   806   807   808   809   810   811   812   813   814  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен