Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 792   793   794   795   796   797   798   799   800  801   802   803   804   805   806   807   808   809   810  » »»

   Из перечисления подарков, выданных из  царской  казны  разным  лицам,  мы
узнаем имена тогдашних художников: дано было сукно в два  рубля  и  еще  два
рубля денег Поснику ростовцу за то, что писал образ  смоленской  богородицы.
Этот Посник ростовец носил название знаменщика; он получил английское  сукно
доброе за то, что знаменовал, садил жемчугом с дробницами  черный  бархатный
покров на гроб Иоанна Грозного. Сохранились имена  14  серебряных  мастеров,
которые делали раку  Сергия  чудотворца.  Литьем  огромных  пушек  отличался
мастер Андрей Чохов.

Глава 5

ОКОНЧАНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ФЕОДОРА ИОАННОВИЧА

   Значение Рюриковой династии. -  Смерть  царевича  Димитрия  в  Угличе.  -
Разбор известий об этом событии. - Решение дела в Москве. - Мнение народа. -
Кончина царя Феодора. XVI век исходил: с его исходом  прекращалась  Рюрикова
династия. В двух различных положениях, в двух различных странах  следили  мы
за деятельностию потомков Рюрика и не могли не заметить основного различия в
этой деятельности. Сначала мы видим их  действующими  в  громадной  и  редко
населенной стране, не имевшей до  их  появления  истории.  С  необыкновенною
быстротой Рюриковичи захватывают в свое  владение  обширные  пространства  и
подчиняют себе племена, здесь живущие; эту  быстроту  объясняет  равнинность
страны, удобство водных путей, малочисленность и особность  племен,  которые
не могли выставить крепкого и дружного сопротивления, ибо не знали  союзного
действия, каждое племя  покорялось  поодиночке:  ясный  знак,  что  никакого
единства  между  племенами  не  существовало,  что  это  единство  принесено
князьями и сознание о единстве народном и государственном явилось вследствие
их деятельности. Они расплодили Русскую землю, и сами размножились в  ней  с
необыкновенною силой: обстоятельство важное, ибо оно дало возможность членам
одного владельческого рода устроить себе множество столов во  всех  пределах
громадной страны, взять в свое непосредственное  заведывание  все  важнейшие
места:  не  было  потому  необходимости  в  наместниках  больших  городов  и
областей, в людях, из которых могла бы  образоваться  сильная  аристократия.
Князья разошлись по обширной стране, но не  разделились,  ибо  их  связывало
друг с другом единство рода, которое, таким  образом,  приготовило  единство
земли. Чтоб не  порвалась  связь  междучастями,  связь  слабая,  только  что
завязавшаяся, необходимо было это беспрерывное движение, перемещение  князей
из одной области в другую, с концов отдаленных. Князья  с  своими  дружинами
представляли начало движения, которое давало стране жизнь, историю:  недаром
Мономах  хвалился  своим  движением,  большим  количеством  совершенных   им
путешествий. Движение, движение неутомимое, было главною обязанностию князей
в  это  время:  они  строили  города,   давали   им   жителей,   передвигали
народонаселение  из  одной  области  в  другую,   были   виновниками   новых
общественных форм, новых отношений. Все новое, все,  что  должно  было  дать
племенам способность к новой высшей жизни, к истории,  было  принесено  этим
движущимся  началом,  князьями  и  дружинами  их:  они  в   своем   движении
столкнулись с греками и взяли от  них  христианство;  чтоб  понять  значение
Рюриковичей и дружин их, как проводников  нового,  людей,  пролагавших  пути
исторической жизни, стоит только вспомнить  рассказ  летописца  о  появлении
волхва в Новгороде: на вопрос епископа: "Кто идет к кресту и кто к  волхву?"
- народ, масса, хранящая старину, потянулась к волхву, представителю старого
язычества, князь же и дружина его стали  на  стороне  епископа.  Скоро,  при
описании Смутного времени, мы укажем и на великое значение  массы  народной,
охранявшей старину, когда движение пошло путем незаконным.
   Такова была начальная деятельность Рюриковичей. Понятно, что в эпоху этой
начальной деятельности, при начале государственной зиждительности в  стране,
не имевшей прежде истории, не могло быть еще ничего прочного, определенного,
все было еще в зародыше, начала, семена вещей сопоставлялись друг  с  другом
без внутренней связи; части, образовавшись, стремились  еще  жить  особенною
жизнию; при сильном  движении,  просторе,  возможности  уходить  при  первом
неудобстве не было места  никаким  определениям,  ибо  на  движущейся  почве
ничего построить  нельзя.  Главное  право,  главное  ручательство  в  выгоде
положения для члена общества, для члена известного сословия,  заключалось  в
праве уйти, праве, которое основывалось на возможности ухода и  прекращалось
с  этою  возможностию.  Столкновения   интересов   разрешались   не   общими
определениями, но порванием отношений, уходом из  одной  области  в  другую,
которая случайно, вследствие своей особой жизни с особым правительством,  на
время представляла большие удобства; отсюда господство временного, местного,
личного,  случайного  над  общим,  господство,  необходимое  при   слабости,
младенчестве государства.
   Но государство  росло,  и  из  младенчества  оно  переступило  на  высшую
степень,  которая  знаменуется  сосредоточением,   оседлостию.   Эта   эпоха
сосредоточения  необходима  для  утверждения  сознания   о   государственном
единстве, о единстве государственного интереса; здесь части,  области,  лица
должны  отказаться  от  своей  особной,  своеобразной  жизни  и  подчиниться
условиям  жизни  общей,  и  когда  потом,   при   утверждении   сознания   о
государственном   единстве,   части    получают    большую    или    меньшую
самостоятельность, самоуправление, то  эта  самостоятельность  является  уже
вследствие   государственных   требований,   является   с   непосредственным
отношением к сосредоточивающей власти: так, например,  при  Иоанне  IV  были
даны откупные грамоты, установлявшие самоуправление в волостях; но отношение
этих волостей к царю вовсе не было похоже на отношение Новгорода или  Пскова
к прежним великим князьям московским.
   В эту эпоху сосредоточения Рюриковичи вследствие новых условий, временных
и  местных  (ибо  главная  сцена  действия  переносится  с  юга  на  север),
переменяют свой характер и неуклонно  ведут  общество  по  новому  пути.  Из
расплодителей земли они становятся собирателями  земли,  из  храбрых  вождей
дружин, любивших везде честь свою брать, думавших  преимущественно  об  этой
воинской чести, а не об  упрочении  себе  движимых  и  недвижимых  стяжаний,
считавших неприличным копить имение, но все раздававших дружине,  Рюриковичи
становятся на севере бережливыми хозяевами, преимущественно заботившимися  о
промыслах, прибытках, крайне осторожными, неохотниками до решительных  битв.
И все на севере,  в  эпоху  сосредоточения,  принимает  характер  прочности,
оседлости, вследствие чего  земельные  отношения,  условливающие  прочность,
получают важное  значение;  общество  сознает  различие  земского  человека,
оседлого собственника, от вольного  козака,  представителя  старины,  старой
эпохи безнарядного движения; этому  представителю  старины  трудно  в  новом
обществе, он уходит на простор в вольную степь и там ждет случая вступить  в
борьбу с враждебным ему новым порядком вещей. Но  эпоха  сосредоточения,  но
государи московские сделали свое  дело:  государство  крепко,  и  козаку  не

Страницы: «« « 792   793   794   795   796   797   798   799   800  801   802   803   804   805   806   807   808   809   810  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен