Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Спатриан и др. - Авторы жизнеописаний Августов

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 189
Размер файла: 1128 Кб
Страницы: «« « 104   105   106   107   108   109   110   111   112  113   114   115   116   117   118   119   120   121   122  » »»

чтобы в его отсутствие об устройстве развлечений для римского народа
заботились наиболее богатые люди. (5) Между прочим, когда он взял на войну
гладиаторов, в народе были толки о том, что, отняв у народа развлечение, он
хочет заставить народ заниматься философией. (6) Чтобы не мешать торговле,
он велел показывать представления пантомимов попозже, а не в течение всего
дня58. (7) Как мы сказали выше, были толки о любовных связях его жены с
пантомимами, но в своих письмах он это опроверг. (8) Тот же Марк запретил
ездить в пределах Рима верхом или в повозках. Он уничтожил общие для обоих
полов бани59. Он обуздал распущенные нравы матрон и затных молодых людей.
Он очистил священнодействия в честь Сераписа от пелузийской грубости. (9)
Правда, были слухи и о том, что некоторые люди под личиной философии
терзают государство и частных лиц, но он это опроверг.

XXIV. (1) У Марка Антонина было обыкновение подвергать всех обвиненных
меньшим наказаниям, чем какие полагаются по законам, хотя иногда по
отношению к явным преступникам, совершившим тяжкие преступления, он
оставался неумолимым. (2) По уголовным делам, возбужденным против видных
лиц, он производил расследование сам, проявляя при этом величайшую
справедливость; он даже упрекал претора, слишком быстро разбиравшего дела
обвиняемых, и приказывал ему вторично произвести расследование, говоря, что
достоинство обвиняемых требует того, чтобы человек, который судит от имени
народа, выслушал их. (3) Справедливость он соблюдал и по отношению к взятым
в плен врагам. Бесконечное число пленных из разных племен он разместил на
римской земле. (4) Своими молитвами он исторгнул молнию с неба против
военной хитрости врагов, а для своих, когда они страдали от жажды, он
испросил дождь60, (б) Он хотел создать провинцию Маркоманнию, хотел создать
также и провинцию Сарматию61; (6) и он создал бы их, если бы в это же время
на Востоке не поднял восстания Авидий Кассий, который провозгласил себя
императором, как говорят некоторые, по желанию Фаустины, считавшей мужа
безнадежно больным. (7) Другие - на том основании, что Кассий называл Марка
божественным, говорят, что Кассий провозгласил себя императором, распустив
ложный слух о смерти Антонина. (8) Антонин был не очень обеспокоен
отложением Кассия и не применил к его близким никаких суровых мер. (9) Но
сенат объявил его врагом, а его имущество было конфисковано в пользу
государственного казначейства.

XXV. (1) Итак, оставив войну с сарматами и маркоманнами, он отправился
против Кассия. (2) В Риме также были волнения, словно туда в отсутствие
Антонина мог прибыть Кассий. Но Кассий был очень скоро убит, и голова его
была принесена Антонину. (3) Однако Марк не радовался убийству Кассия и
приказал похоронить его голову. (4) Войско убило также Мециана (сына
Кассия), которому было поручено управление Александрией; ведь Кассий
назначил себе и префекта претория, который тоже был убит. (5) Марк запретил
сенату выносить суровые приговоры участникам отложения. (6) Вместе с тем,
он просил в продолжение его правления не убивать ни одного сенатора, чтобы
не запятнать его власть. (7) Тех, кто был сослан, он приказал вернуть, и
лишь очень немногие центурионы оказались казненными. (8) Простил он и те
города, которые стали на сторону Кассия, простил и антиохийцев, которые в
угоду Кассию говорили много дурного о Марке. (9) Он отнял у них зрелища и
запретил общественные собрания и всякого рода сходки; он послал
направленный против антиохийцев очень суровый эдикт. (10) Об их мятежном
настроении говорит и приведенная у Мария Максима речь, которую произнес
Марк среди своих друзей. (11) Он не пожелал посетить Антиохию, когда
отправлялся в Сирию, (12) не пожелал он посетить и Кипр, откуда родом был
Кассий.

XXVI. (1) Он побывал в Александрии, милостиво обходясь с жителями города.
Впоследствии, однако, он посетил и Антиохию. Он вел много переговоров с
царями, закрепил мирные отношения со всеми прибывшими к нему царями и
послами персов. (2) Он был очень дорог всем восточным провинциям; во многих
он оставил следы своей философии. (3) У египтян он держал себя, как простой
гражданин и философ, - во всех ученых собраниях, храмах, повсюду. Несмотря
на то, что александрийцы высказывали много добрых пожеланий Кассию, он всех
их простил и оставил у них свою дочь. (4) Он потерял свою Фаустину, которая
умерла62 от внезапно постигшей ее болезни в поселке Галале у подошвы
Таврских гор. (5) Он просил сенат назначить Фаустине почести и храм и
произнес похвальную речь, хотя молва упорно обвиняла ее в
безнравственности. Антонин либо ничего не знал об этом, либо делал вид, что
не знает. (6) Он учредил в честь своей умершей жены "фаустинианских
девочек". (7) Он принес благодарность сенату за объявление Фаустины
божественной: (8) она сопровождала его во всех летних походах, так что он
называл ее "матерью лагерей". (9) Поселок, в котором умерла Фаустина, он
сделал колонией ее имени и выстроил ей храм, но впоследствии этот храм
посвятили Гелиогабалу. (10) По своей мягкости он позволил, но не приказывал
убить Кассия. (11) Сын Кассия Гелиодор подвергся ссылке, другие получили
право свободно выбрать место изгнания, а также часть своего имущества. (12)
Дети Кассия получили больше половины отцовского имущества, кроме того им
было подарено золото, серебро, а женщинам также и драгоценные украшения.
Дочь Кассия Александрия и его зять Друнциан63 получили право свободно
передвигаться и были препоручены мужу тетки императора. (13) Во всяком
случае, Марк горевал о смерти Кассия, говоря, что он хотел до конца своего
правления не проливать крови сенаторов.

XXVII. (1) Устроив дела на Востоке, Марк прибыл в Афины и, чтобы доказать
свою нравственную чистоту, принял посвящение в таинства Цереры64 и один
вошел в святилище. (2) Возвращаясь в Италию морским путем, он выдержал
сильнейшую бурю. (3) Прибыв в Брундизий, он в Италии и сам оделся в тогу, и
велел воинам быть в тоге; никогда в его правление воины не появлялись в
военных плащах. (4) По прибытии в Рим он справил триумф, потом отправился в
Лавиний. (5) Затем он присоединил к себе Коммода в качестве сотоварища по
трибунским полномочиям65. Он произвел раздачу народу и устроил изумительные
зрелища. Затем он исправил многое в гражданском управлении. (6) Он
установил предел для расходов на гладиаторские бои. (7) Он постоянно
повторял изречение Платона: "Государства процветали бы, если бы философы
были властителями или если бы властители были философами"66 . (8) Своего
сына он соединил браком с дочерью Бруттия Презента и свадьбу справил так,
как она справляется у частных людей. По этому поводу он еще раз произвел
раздачу народу. (9) Затем он отправился67, чтобы окончить войну, и,
руководя военными действиями, умер, в то время как нравы его сына перестали
соответствовать наставлениям Марка. (10) Он в течение трех лет вел войну с

Страницы: «« « 104   105   106   107   108   109   110   111   112  113   114   115   116   117   118   119   120   121   122  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Спатриан и др., Авторы жизнеописаний Августов