|
Главная - Наука - История
Володихин Дмитрий - История России в мелкий горошек Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 51 Размер файла: 338 Кб Страницы: «« « 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 » »» Радзинскому легко удается сочетать оба эти на первый взгляд
взаимоисключающие образа. Его Алин -- поэтичная авантюристка, которая легко
переходит от циничного расчета к вере в собственные фантазии. Она --
талантливая мистификаторша, ее воображение столь ярко, что порой молодая
дама сама теряет грань между выдумкой и реальностью.
"Она говорила и в это верила -- Она всегда верила тому, что
выдумывала...
Все общество рассаживается в черные с золотом гондолы. Гондолы плывут
по каналу, провожаемые криками толпы... Принцесса поднимается гондоле и,
сверкая огромными раскосыми глазами, начинает свой вечный рассказ...
-- ...Заточили в Сибирь... отравили... но Господь... и тогда по
завещанию матери... дядя мой Петр Третий... до моего совершеннолетия... Я
верю, господа, вы поможете женщине!
В воздух летят обнаженные шпаги французов и поляков". (Все-таки
советуем перечитывать за собой. Если шпаги будут не "вскидываться", не
"взлетать", а "лететь", как шляпы, они могут попадать в венецианские каналы
или на головы своим хозяевам, так и до несчастных случаев недалеко.) Но
вернемся к Таракановой.
Две стороны характера самозванки: врожденная мечтательность и
вульгарный практицизм, полное равнодушие к чувствам окружающих людей --
составляют яркий, противоречивый образ мнимой княжны. Во время верховой
прогулки со своим очередным женихом, князем Филиппом Лимбургом, Алин,
рассказывая о себе, как бы проговаривается:
-- Я дитя любви очень знатной особы, которая поручила некой женщине
воспитать меня. Ни в чем я не имела отказа. Но... вдруг перестали приходить
деньги на мое содержание. Оказалось, моя мать умерла. И вот тогда эта
женщина продала меня богатому старику... О, как я обирала его!... -- Она
взглянула на страдающее лицо Лимбурга и расхохоталась. -- Мой Телемак, ты
плохо образован. То, что я сейчас говорила, я прочла в книге моего любимого
Аретино...
Никто не интересовался чувствами красивой девочки, проданной богатому
старику, и, поднявшись из грязи, Алин словно мстит всем, кого страсть
повергнет к ее стопам. "Авантюрьера" не просто равнодушна к любящим ее
людям, она расчетлива и жестока с ними, ей доставляет наслаждение унижать
преданных ей мужчин, как бы подтверждая тем самым свое господство над ними.
Один из поклонников мнимой принцессы, маркиз де Марин, рассказывает де
Рибасу, как стал интендантом самозванки: "Она предложила мне, блестящему
вельможе самого блестящего двора в мире, стать мальчиком на побегушках у
неизвестной женщины с неизвестным прошлым! И я... я бросил замки на Луаре,
бросил все, что имел. Я подписал ее векселя на чудовищные суммы. И следовал
за ней повсюду!".
Поскольку сама Алин занимается сомнительными политическими играми и
живет за счет бесконечных афер, она просто не может предложить своим
поклонникам ничего достойного. И они -- купцы, графы, князья -- вынуждены
ради своего необоримого чувства совершать порочащие их честь поступки:
лгать, красть деньги, подделывать документы. Причем каждому из них
приходится переламывать себя, чтобы поступать таким образом. Маркиза де
Марина она заставляет сделаться карточным шулером, Лимбурга -- посадить
друга в тюрьму и т.д. Если ночь пушкинской Клеопатры можно было купить
"ценою жизни", то ночь самозванки -- "ценою чести".
Здесь Радзинский почти ничего нового не придумывает. Материалы
следствия по делу Таракановой подробно фиксируют характер ее отношений со
своим окружением и детально описаны еще Мельниковым-Печерским. Но вот
характерный момент: хотя влюбленные в самозванку мужчины тятотятся своей
жалкой ролью, никому даже в голову не приходит от нее отказаться. Почему?
Столь сильно было воздействие на них женских -- чар Алин? Так властно ломала
людей любовь к неизвестной даме?
Радзинский отвечает на вопрос именно в этом ключе. Он описывает
действительно красивую, смелую женщину. Но для того, чтобы возбуждать такую
фатальную страсть, одной красоты мало. Вспомним, Клеопатра вовсе не была
красавицей, но любовь к ней заставила Антония предать Рим. Восклицания
героев Радзинского: "Что за женщина!", "Ну и баба!" -- не проясняют дела.
Надо искать более глубокие причины.
Поступки, совершаемые мнимой княжной, ее бесконечные обманы,
вымогательство, чисто деловое распутство, о котором знают все, кого она
обольстила и кто теперь беспрекословно служит ей, не вызывают симпатии. "Я
тебя не любила, -- говорит Тараканова Орлову во время последней встречи. --
Я виновата. Я любила... что? Деньги? Нет, я их тратила. Я любила власть.
Власть над всеми".
Уже описав это, Радзинский как бы "не дотягивает", т.е. не может
убедительно показать читателю, в чем же именно состоит секрет обаяния
"авантюрьеры". А ведь секрет обаяния самозванки в данном случае решает
многие вопросы. Чтобы обяснить его, нужно хорошо знать культурные
особенности того времени. Беда в том, что, озаглавив свою книгу "Любовь в
галантном веке" и легко манипулируя начитанным материалом, писатель слабо
владеет внутренним культурным контекстом эпохи.
Княжна Алин Эметте, воспитанница турецкого вельможи, путешествовавшая
по Сибири и Персии, наследница Российского престола... Как это было далеко и
загадочно для европейцев конца позапрошлого столетия. Названия почти не
ассоциировались с реальными землями, зато в голове всплывал целый сонм
сказочных образов далеких, волшебных стран, которые помещали в Азии, на
Востоке. Европейская читающая публика того времени не видела русских
атласов, зато с восторгом проглатывала книги английских и немецких
путешественников о далекой Московии и еще более далеких Персии, Турции,
Китае... В них встречались самые фантастические подробности вроде
изобилующей бегемотами реки Лены у Дж. Перри или "барашкового дерева",
которое представляет собой выросшего из земли живого ягненка на древесном
стволе; с него срывают шкуры и делают себе шапки (это только в России, а
дальше...) Изображением подобного растения украшены даже некоторые
географические карты конца XVII -- начала XVIII в. Словом, Алин была княжной
из сказочной земли -- принцессой грез.
Связь загадочной дамы с Турцией тоже предавала ей особое обаяние. Для
европейской культуры XVI-XVII в. был характерен сильный "ориентализм", т.е.
интерес ко всему восточному, будь то дамский головной убор -- стилизованная
чалма, в которой щеголяют очаровательные модели Лами и Боровиковского, или
тайные мистические общества, пришедшие якобы из Египта или Индии. Сен-Жермен
призывал своих последователей "учиться у пирамид"; "великим кофтом", т.е.
представителем некоего коптского масонства, именовал себя Калиостро. Именно
в рамках этого "ориентализма" сложилась традиция приписывать всему
загадочному и демоническому турецкие и -- шире -- просто восточные черты.
Страницы: «« « 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |