|
Главная - Наука - История
Володихин Дмитрий - История России в мелкий горошек Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 51 Размер файла: 338 Кб Страницы: «« « 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 » »» Это характерно для литературы, музыки, живописи ХVII -- XIX вв. Черт или
смугл, или одет как турок, или имеет восточные черты лица. Княжна -- роковая
женщина -- в ее природе силен отпечаток обольстительного демонизма.
На ту же мысль наводит и подчеркиваемое во всех ее портретах косоглазие
-- отличительная черта ведьм. Характерно, что никому, кроме священника,
косоглазие не помешало оценить загадочную княжну как исключительную
красавицу. А вот ксендзу Глембоцкому, не фигурируюшему у Радзинского, именно
эта деталь в ее облике чем-то не понравилась. "Если бы не косые глаза, она
могла бы соперничать с настоящими красавицами", -- пишет он.
Умение менять образ буквально в мгновение ока, превращаться в кого-то
другого тоже служит характерной чертой человека, занимающегося магией. "У
нее были не только разные имена, но, клянусь, и разные лица! -- говорит в
начале своего рассказа де Рибасу маркиз де Марин. -- Вот ее волосы кажутся
совсем черными и глаза становятся как уголь -- и она персиянка... Но вот ты
видишь, что на самом деле ее волосы темно-русые, а лицо -- с нежным румянцем
и веснушками. И она славянка, клянусь! А вот она повернулась в профиль, и
этот хищный нос с горбинкой, и этот овал... она уже итальянка, дьявольщина!"
Алин -- несчастный падший ангел, которого каждый из ее новых
поклонников готов поднять из бездны. Но... по чисто мифологическому закону
все, что связано с нижним миром, несет на себе печать демонизма, не может
никого возвысить в духовной сфере -- только в материальной. Поэтому, желая
спасти своего идола, влюбленные кавалеры и не замечают, как падают сами и
оказываются в той же грязи, что и их ночной кумир.
Но и это еще не все. Соблазн соприкосновения со сказкой, с "1000 и 1
ночью" наяву, с феерией восточного волшебства, которое может сделать
гонимую, утратившую престол принцессу обладательницей несметных богатств и
хозяйкой огромной империи, был слишком велик. Он полностью укладывался в
культурный контекст времени. Разве мало было таких принцесс? Особенно в
России? А сама Елизавета Петровна? А Екатерина? Все казалось возможным!
К тому же образ преследуемой, вынужденной скрываться и преодолевать
множество опасностей прекрасной дамы королевской крови нуждался в неизбежном
появлении верного, сильного и благородного рыцаря, который окажет ей помощь
и защиту. И они появлялись... многие верные и благородные, но не слишком
сильные рыцари. Вот тут ловушка и захлопывалась. Происходило преображение
героини, сразу переводившее ее на совершенно другой уровень -- уровень
роковой женщины, дамы пик, о котором мы уже говорили. А герой, только что
ощущавший себя защитником и покровителем, оказывался ее рабом. Жалким,
растоптанным и не имеющим силы возражать приказаниям хозяйки. "Она захотела,
и маркиз де Марин превратился в фальшивомонетчика, в шулера... Мне все время
нужны деньги... только с деньгами я могу показаться к ней. Я ненавижу ее,
когда ее нет. Но она велит -- и я скачу в Рагузу помогать ей бежать от
долгов. Она -- мое проклятье... И если вы пришли ее убить -- постарайтесь
это сделать поскорее", -- умоляет де Рибаса несчастный Марин. Тема
порабощения душ тоже связывает образ Таракановой с инфернальным миром.
Поразительно, но описывая бесконечные варианты рабов самозванки от
Эмбса и Рошфора до Лимбурга и Доманского, Радзинскому никого из них не
приходит в голову обвинить в "холопстве". Хотя большей потери собственной
воли, чем у любовников -- слуг самозванки, трудно представить. В уже
цитированном нами последним разговоре с Таракановой и Орлова княжна говорит,
что "впервые встретилась с любовью раба". Это ложь, причем не только в устах
Алин, но и самого автора. Никакой другой любви, кроме рабской, мнимая
принцесса не знала и унижать чужое чувство до состояния собачьей преданности
ей чрезвычайно нравилось. Просто в случае с Алексеем Орловым она столкнулась
либо с чужим рабом, как настаивает Радзинский, либо со свободным человеком,
как считаем мы.
Обоснуем нашу точку зрения. Поклонники Алин становились ее невольниками
не только благодаря личной красоте и обаянию самозванки, а еще и благодаря
тому, что в силу происхождения и воспитания уже были "невольниками"
определенной культурной традиции -- западного "ориентализма" XVIII в., в
которую Алин так блестяще вписывалась. Поэтому их поведение было заранее как
бы закодировано собственной культурной принадлежностью.
Что же касается Алексея Орлова, то его отношение к европейской культуре
было более опосредованным. Дело здесь не в степени образованности, а в том,
что Орлов сам принадлежал к тому загадочному миру, который для европейцев
того времени, несмотря на все усилия России "в Европу прорубить окно",
оставался за семью печатями. В родном мире для Орлова не было ничего
сказочного и завораживающего в бутафорском смысле слова. Турция, Персия и
тем более Сибирь являлись не отвлеченными понятиями, а вполне конкретными,
знакомыми частями света. В Турции жили враги, в Персии -- соседи, а Сибирью,
как известно, "прирастало богатство России".
Таким образом, герой, явившийся из несколько иной культурной среды,
оказался совершенно невосприимчив к "бриллиантовому дыму", витавшему вокруг
принцессы Володимирской. Он смог играть там, где другие теряли голову, и не
смог полюбить там, где роковое чувство было просто неизбежно для европейца.
Нельзя сказать, чтобы самозванка не пыталась изменить ситуацию, но
делала это методами, испытанными на других поклонниках, а в данном случае
действовал принцип: что для русского хорошо, то для немца -- смерть.
Сработал старый механизм, но в обратном направлении: не принадлежа полностью
европейской культурной традиции, Орлов не мог принадлежать и "авантюрьере",
стать ее рабом. Стоит ли упрекать человека в противогазе за то, что он
нечувствителен к иприту?
ЕКАТЕРИНА II: ЗАМУЖЕМ ЗА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ
...Марья Ивановна увидела
даму, сидевшую на скамейке
противу памятника... Она
была в белом утреннем
платье, в ночном чепце и в
душегрейке. Ей казалось лет
сорок. Лицо ее, полное и
румяное, выражало
важность и спокойствие, а
голубые глаза и легкая улыбка
имели прелесть
неизъяснимую
А.С. Пушкин. "Капитанская дочка"
В любом произведении из круга персонажей первого плана всегда
выделяется главный герой. Среди друзей в "Трех мушкетерах" д'Артаньян для
Страницы: «« « 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |