|
Главная - Наука - История
Володихин Дмитрий - История России в мелкий горошек Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 51 Размер файла: 338 Кб Страницы: «« « 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 » »» папок с архивными документами, написанными Екатериной II собственноручно
по-русски. Почти без грамматических ошибок.
Особенность внутреннего культурного климата России такова, что здесь не
нужно отказываться от себя как от немца, чтоб стать русским. Князю Петру
Ивановичу Багратиону, в горячке вскочившему с постели при известии об
оставлении Москвы, не нужно было отказываться от себя как от грузина, чтобы
испытывать горячее искреннее чувство к России. Капитану Черноморского флота
Остен-Сакену, в самом начале второй русско-турецкой войны в 1787 г.
взорвавшему вместе с собой корабль, который окружили турецкие суда, не нужно
было забывать, что он курляндец, чтобы помнить о стране, которой он служит.
И Екатерина II свободно могла сохранять многие национальные черты немки и
считать себя при этом русской.
Вот слова другой императрицы, бывшей принцессы Баденской Луизы-Августы,
в православии Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I, которая в 1802 г.
писала матери: "Чувствую очень сильную нежность к России, и как ни приятно
мне снова увидеть Германию и думать о ней, мне было бы очень жалко покинуть
Россию навсегда и буде, в силу каких-либо обстоятельств, я очутилась бы
одинокою и могла бы избрать себе местожительства, я основалась бы в России
даже в том случае, если бы для этого пришлось скрыться от всего мира... Это
не слепое восхищение, мешающее мне видеть преимущества других государств
перед Россией: я вижу ее недостатки, но вижу также чем она может стать, и
каждый ее шаг вперед радует меня".
Перечисление немецких принцесс, а также простых немецких фамилий,
обрусевших в России до неузнаваемости, можно продолжать... и окончить
жертвенной судьбой великой княгини Елизаветы Федоровны (бывшей принцессы
Гессен-Дармштадтской), вдовы убитого в 1905 г. террористом И. Каляевым
великого князя Сергея Александровича, основательницы православной
Марфо-Мариинской обители и больницы. В одном из писем апреля 1918 г. она
говорит: "Я испытывала такую глубокую жалость к России и к ее детям, которые
в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок,
которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел
и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь
ему". Елизавета Федоровна одной из первых "понесла" страдания России: в ночь
на 18 июля ее и еще нескольких членов дома Романовых сбросили в шахту в г.
Алапаевске под Екатеринбургом. Великая княгиня, несмотря на собственные
раны, еще несколько дней оказывала под землей помощь умирающим родным, потом
молитвы и стоны из шахты прекратились...
Очень странная эта "немецкая" любовь к России! Неужели чувства
названных нами женщин могут быть перечеркнуты отсутствием чувств у других их
бывших соотечественниц? Например, у обеих жен императора Павла I, так и не
выучивших ни слова по-русски? В ряду искренне принявших Россию
немцев-эмигрантов Екатерина II была скорее правилом, чем исключением.
Теперь пора обратиться к государственным идеям, которые, по мысли
Радзинского, легли в основу царствования Екатерины II. Главная из них --
идея самодержавия. Вот как выглядит внутренний монолог на эту тему у
писателя: "Идея самодержавия Божьей милостью есть величайшая идея нашего
времени, нуждающаяся в постоянном бережении. Весь мир, все, что окружает нас
сегодня, должно служить этой идее. И в том числе я сама. Что такое костюм
государя? Это золото и драгоценности? Что наши дворцы? Блеск мундиров
гвардии, картины из жизни богов и героев, золотые ливреи слуг, тысячи зеркал
и свечей? Все это служит сей идее. Все это говорит: здесь рядом с вами --
Олимп, обиталище богов... Ибо люди должны радоваться, что совсем рядом с
ними живут боги. И хотя я сама так устаю от этого блеска, но Божьей милостью
императрица, охраняющая идею, я должна заботиться о ней... Да, мне куда
милее отдаваться в тайне прихотям своего сердца, но я не могу лишить
подданных радости узнавать об этом. Все, что касается особы монарха,
прекрасно и священно... И его фавориты тоже".
Вот как понимает идею самодержавия Радзинский. Несколько бесцветно,
несмотря на слова о блеске и золоте. Выхолощена суть. Нет связи с
реальностью (мы понимаем, писатель в те времена не жил и корону сам не
носил), нет ответа на главный вопрос -- зачем (помимо бутафории и Олимпа,
конечно)? Должны же были быть веские, государственные причины для
существования именно такой формы правления. Теперь послушаем саму Екатерину.
Может, она сумеет донести до нас идею русского монархизма лучше?
Вслед за Вольтером и Дидро Екатерина была убеждена, что лучшей формой
правления для обширных в территориальном смысле государств является
монархия. "Пространное государство предполагает самодержавную власть в той
особе, которая им правит, -- писала императрица в своем "Наказе" в Уложенную
Комиссию в 1767 г.-- Надлежит, чтобы скорость в решении дел, из дальних
стран присылаемых, награждала медление, отдаленностью мест причиняемое.
Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец
разорительно". Это для депутатов. А для себя? Находя сходство в политической
направленности идей Н.И. Панина и знаменитой "затейки верховников",
пытавшихся ограничить самодержавную власть при вступлении на престол Анны
Ивановны, Екатерина II записала в заметке "О величии России": "Если бы кто
был настолько сумасброден, чтобы сказать: вы говорите мне, что величие и
пространство Российской империи требует, чтобы государь ея был самодержавен;
я ни мало не забочусь об этом величии и об этом пространстве России, лишь бы
каждое частное лицо жило в довольстве; пусть лучше она будет поменее; такому
безумцу я бы ответила: знайте же, что если ваше правительство преобразится в
республику, оно утратит свою силу, а ваши области сделаются добычей первых
хищников; не угодно ли с вашими правилами быть жертвою какой-нибудь орды
татар, и под их игом надеетесь ли вы жить в довольстве и приятности?"
Кажется, теперь понятнее. Читатель вправе спорить с императрицей, но не
может не признать за ее рассуждениями логики, а главное их ориентированности
на реальные условия России, а не на сияющий фальшивой позолотой театральный
Олимп Радзинского. Спорить с идеей, не проговаривая ее, -- любимый способ
нашего старого советского агитпропа. С вечной боязнью: вдруг кто
соблазнится? А соблазниться есть чем, не правда ли?
Кстати, о фаворитах, которых, согласно идее самодержавия, по
Радзинскому, необходимо было выставлять напоказ. Ах, если б наш писатель
внимательно читал те источники, которые пролистывал! Например, переписку
Екатерины II и Г.А. Потемкина в коротеньком издании Н.Я. Эйдельмана. Тогда
он, конечно, заметил бы любопытный факт: фавор не выставляли на всеобщее
обозрение -- его прятали. Очередной избранник государыни занимал
определенные государственные должности и, согласно им, контактировал с
императрицей на официальном уровне; он не мог во время торжественных приемов
подойти к Екатерине II ближе, чем позволяли его чины, не мог сидеть рядом с
ней за столом, а сама императрица не могла посещать фаворита в его покоях,
когда ей вздумается, -- только если ее никто не видит. Многочисленные
Страницы: «« « 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |