|
Главная - Наука - История
Эберс Георг - Император Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 172 Размер файла: 1093 Кб Страницы: «« « 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 » »» - В ближайшие годы, наверно, нет. Впоследствии - может быть, если Богу
будет угодно.
Антиной беспрепятственно вышел из сада по широкой средней аллее.
Он был бледен и чувствовал себя как странник в пустыне, увидевший, что
источник, водою которого он надеялся утолить жажду, завален камнями.
В первый свободный час следующего дня юноша снова постучался в дверь
жилища столяра, чтобы спросить, в каком месте Верхнего Египта намеревались
высадиться переселенцы, и ремесленник ответил откровенно:
- В Безе.
Антиной всегда был мечтателем, но Адриан еще никогда не видел его
таким рассеянным, таким вялым и задумчивым, как в это время.
Когда он пытался пробудить его от рассеянности и заставить быть
бодрее, любимец смотрел на него умоляющим взглядом и употреблял все усилия
к тому, чтобы угодить своему господину и принять более веселый вид, но это
ему удавалось лишь на короткое время.
Даже на охотах в Ливийской пустыне, которые несколько раз устраивал
император, Антиной оставался вялым и безучастным к этим удовольствиям,
которым он в другое время предавался с радостью и искусством.
Император оставался в Александрии дольше, чем в других городах, и
теперь чувствовал себя утомленным празднествами и пиршествами, словесными
битвами с членами ученой коллегии Музея, сношениями с восторженными
мистиками, истолкователями знамений, астрологами и шарлатанами, которыми
кишел этот город. Короткие аудиенции, которые он давал вождям разных
религиозных общин, и посещения мастерских этого трудолюбивого промышленного
центра тоже начали его утомлять.
Однажды император объявил, что намерен посетить южные округа Нильской
долины.
Об этой милости просили его жрецы туземных египетских богов, и не
только его любознательность и страсть к путешествиям, но также и
государственные соображения побуждали его исполнить желание жреческой
касты, в особенности влиятельной в этой богатой и важной провинции.
Перспектива увидеть собственными глазами относящиеся к временам
фараонов чудеса, которые привлекали столь многих путешественников, веселила
его; и хорошее настроение его духа усилилось, когда он заметил, какое
оживляющее действие произвело его намерение на Антиноя.
В последние недели ничто ни в малейшей степени не радовало любимца.
Поклонение, которым осаждали его знатные александрийки с не меньшею
навязчивостью, чем римские женщины, опротивело ему. На пиру он оказывался
молчаливым сотрапезником, соседство с которым никого не веселило.
Даже самые блистательные и возбуждающие зрелища в цирке, самые
прекрасные ристалища на ипподроме почти не привлекали его взора.
Прежде он охотно и внимательно смотрел пьесы Менандра и его
подражателей - Алексида, Аполлодора и Посидиппапредставлении их он устремлял глаза в пустое пространство и думал о Селене.
______________
Аполлодор (IV в. до н.э.) и Посидипп (III в. до н.э.) - греческие
комедийные писатели.
Перспектива добраться до тех мест, где находилась она, сильно
взволновала Антиноя и оживляла его угасавшую любовь к жизни. Он снова
надеялся, а кто видит сияние света в будущем, для того и настоящее
перестает казаться мрачным.
Адриан радовался этой перемене в своем любимце и велел ускорить
приготовления к отъезду.
Однако же прошли месяцы, прежде чем он смог отправиться в свое
путешествие.
Сначала его заботила новая колонизация Ливии, опустевшей вследствие
восстания евреев. Затем нужно было отдать распоряжение относительно
устройства новых почтовых дорог, которые должны были соединить теснее одну
часть империи с другой. Наконец ему пришлось дожидаться формального
согласия сената на новые постановления о наследовании жалованного права
гражданства.
Правда, в этом согласии нечего было сомневаться, но императору было
важно, чтобы его распоряжение поскорее вступило в законную силу.
При посещениях Музея Адриан осведомлялся о положении отдельных членов
его ученой коллегии и выработал теперь постановления, посредством которых
предполагалось снять с трудолюбивых исследователей заботы о насущных
потребностях обыденной жизни.
Он обратил также внимание и на положение престарелых учителей и
воспитателей юношества и старался улучшить его.
Когда Сабина говорила ему, какие большие расходы вызовут эти новые
меры, он возражал:
- Мы не даем умереть с голоду ветеранам, которые отдают свою жизнь в
распоряжение государства. Почему же должны пропадать в нужде те, которые
работают для него умом? Что мы должны ставить выше: силу и богатство или же
умственные сокровища? Чем труднее мне как императору отвечать на этот
вопрос, тем решительнее я чувствую себя обязанным мерить должностных лиц,
воинов и престарелых учителей одной и той же меркой.
И сами александрийцы тоже задерживали Адриана разными новыми знаками
своего почтения. Они возвели его в звание божества, посвятили ему храм и
устраивали в честь его празднества за празднествами, несомненно для того,
чтобы расположить его в пользу города и выразить свою радость и гордость по
поводу его продолжительного пребывания в Александрии. Но наряду с этим
здесь существовал и другой мотив: александрийские граждане, жадные до
всяких удовольствий, с радостью воспользовались случаем потешить себя и
предаваться всевозможным изысканным наслаждениям. Таким образом,
императорское посещение поглотило много миллионов, и Адриан, который не
оставлял ничего не исследованным, сумел собрать сведения об израсходованных
городом суммах и порицал легкомыслие расточительных гостеприимцев.
Впоследствии, полный признательности, он писал своему зятю Сервиану о
богатстве и трудолюбии александрийцевними никто не шатается праздно. Одни изготовляют стекло, другие - папирусы,
третьи - полотно, и каждый из этих неутомимых людей, говорил он, занимается
каким-нибудь ремеслом. Даже подагрики, хирагрики и слепцы ищут и находят
здесь занятия. Однако же он называет александрийцев народом строптивым,
беспорядочным, с острым и злым языком, который не щадил ни Вера, ни
Антиноя. О евреях, христианах и почитателях Сераписа он говорит в этом
письме, что они вместо олимпийских богов поклоняются только одному богу.
Но, утверждая относительно христиан, что они чтут Сераписа, Адриан разумеет
Страницы: «« « 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |