|
Главная - Наука - История
Эберс Георг - Император Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 172 Размер файла: 1093 Кб Страницы: «« « 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 » »» сравнивала с прочно построенным и хорошо управляемым кораблем, который
зовет нас с собой в далекую даль.
Плавание вверх по Нилу окончилось у стовратных Фив.
Ничто, казавшееся римским путешественникам интересным, не осталось
здесь неосмотренным. Могилы фараонов, вторгающиеся в самое сердце скалистых
гор, и большие, но лишенные своего древнего блеска храмы на западной
стороне Города мертвых возбудили восторженное удивление императора.
Императорская чета и ее свита слышали также три раза ранним утром звук,
издаваемый колоссом Мемноназемлетрясением.
______________
изображавшую Аменофиса III, разрушенную во время землетрясения в 27 г. до
н.э. и начавшую после разрушения издавать на заре звук, походивший не то на
надорванную струну, не то на человеческий голос.
Бальбилла описала это событие в нескольких длинных стихотворениях,
которые Сабина приказала вырезать на камне колоссаона слышит голос Мемнона, который песнью отвечал своей матери Эос, между
тем как ее слезы - свежая утренняя роса - орошают статую сына, павшего под
стенами Трои ______________
ногах колосса Мемнона, сохранились имена Адриана, его супруги и свиты, дата
их посещения, а также стихи Бальбиллы.
Мемнон, сын богини зари Эос, выступает на помощь Приаму, убивает Антилоха,
друга Ахилла, и сам падает убитый этим последним. Миф о Мемноне проник в
Египет лишь в александрийское время. Когда именно связали имя Мемнона с
упомянутой статуей Аменофиса, неизвестно. Впервые "колосс Мемнона"
упоминается в "Естественной истории" Плиния Старшего (I в. н.э.).
Громадные храмы на обоих берегах Нила вполне соответствовали ожиданиям
императора, хотя вследствие землетрясений и осад потерпели сильные
повреждения, и обедневшее жреческое сословие Фив было уже не в состоянии
заботиться не только о восстановлении, но даже о поддержании их.
Бальбилла сопровождала Адриана и в храм Аммона, находившийся на
восточном берегу.
В обширнейшей и величайшей из всех колонных зал ее восприимчивая душа
вознеслась ввысь, и когда император заметил, как она с пылающими щеками
смотрит то вверх, то, прислонясь к одному из столбов, высоких, как башни,
озирается кругом, он спросил ее, что она чувствует в этом истинном доме
богов.
- Я чувствую, во-первых и прежде всего, что искусство зодчества
возвышеннее всех других искусств! - вскричала поэтесса. - Этот храм кажется
мне величественной эпопеей, а тот, кто вдохновенно создал эту эпопею,
сложил ее не из бедных слов, а из тяжелых неповоротливых каменных глыб.
Тысячи частей здесь соединены в одно целое, и каждая из них в прекрасной
гармонии приспособлена к другой и помогает выразить мысль, которая
наполняла душу творца этой залы. Какое другое искусство было бы способно
создать такое вековечное, далеко превосходящее всякую обыкновенную меру
произведение?
- Поэтесса подносит лавровый венок архитектору, - сказал император. -
Но разве область поэта не беспредельна и разве зодчий переходит
когда-нибудь за пределы конечного и ограниченного?
- А существо богов разве доступно измерению? - спросила Бальбилла. -
Нет, однако мне кажется, что эта зала устроена так, что божество могло бы
поместиться в ней.
- Это потому, что она обязана своим происхождением мастеру, душа
которого, когда он создавал залу, касалась границ вечности. Но думаешь ли
ты, что эти храмы переживут песни Гомера...
- Нет, однако же память о них сохранится в не меньшей степени, чем
память о гневе Ахилла и странствованиях хитроумного Одиссея.
- Жаль, что тебя не слышит Понтий! - вскричал император. - Он окончил
план одной постройки, которой суждено пережить и меня, и тебя, и всех нас.
Я говорю о моем надгробном памятникепостройку в Тибуре ворот, дворов и зал в египетском стиле, которые будут
напоминать нам о нашем странствовании по этой удивительной стране. Я жду
его завтра.
______________
Нижняя часть его представляла собой квадратное здание, каждая сторона
которого была длиною в 104 м, верхняя цилиндрическая часть - диаметром в 75
м. Ее окружали коринфская колоннада и множество статуй. Все здание венчала
колоссальная статуя Адриана.
- Завтра? - спросила Бальбилла, и все ее лицо залилось ярким румянцем.
XII
Вскоре после своего отъезда из Фив, состоявшегося второго ноября,
Адриан пришел к важному решению.
Вер должен быть признан не только сыном, но и наследником императора.
Одних наставлений Сабины самих по себе было бы недостаточно для того,
чтобы положить конец его колебанию, но как раз в это время они совпали с
собственными желаниями императора.
Сердце его жены жаждало иметь дитя; но и его сердце тосковало по сыну,
и он обладал им в лице Антиноя.
Его любимец был подобранный на дороге ребенок незнатного, хотя и
свободного происхождения, но во власти императора было сделать его важным
лицом, возложить на него высшие почетные должности Рима и наконец открыто
признать его своим наследником.
Если кто-нибудь заслуживал этого, то именно Антиной, и только ему он
мог без зависти передать все, чем обладал сам. Эти мысли, эти желания
зародились в нем много месяцев тому назад, но осуществлению их все более и
более препятствовали ум и характер вифинца.
Адриан серьезнее своих предшественников старался поднять понизившееся
значение сената, но все же он мог быть вполне уверенным в его согласии на
самые рискованные мероприятия. Руководящие правительственные учреждения
Страницы: «« « 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |