|
Главная - Наука - История
Юнгер Эрнст - Гелиополь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 102 Размер файла: 696 Кб Страницы: «« « 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 » »» зал с золотом, мрамором и множеством статуй. При нем находился также
героон(1), посвященный памяти павших героев, с саркофагами известных и
останками неизвестных воинов и почетным залом, украшенным трофеями. Среди
прочего упоминания достойны еще места захоронения членов Орденов и
конгрегации монашеских общин, сиротских приютов и ночлежек, а также братские
могилы - ---------------------------------------
(1) Место культа умерших героев (греч.).
неизвестных, погибших во время великих пожаров и наводнений.
Огненные смерчи вызвали наряду с массовой паникой еще и особые формы
поклонения смерти. Подобные явления наблюдаются всегда, когда в стране
начинается поголовный мор. При разрушительном опустошении восточных
провинций Германского рейха впервые столкнулись с эпидемией самоубийств. Они
повторялись в чересполосице катастроф и политических преследований и даже
при возникновении нигилистических слухов. Вскоре как результат душевного
томления в ожидании смерти расцвели многочисленные секты, такие, как
"ПтицаФеникс", "Новораскольники" или "Маков цвет", цель которых состояла в
облегчении и идеализации перехода в загробный мир. В некоторых местах,
например на Кеосе, они даже пользовались поддержкой со стороны государства и
были по восстановлении порядка упразднены Регентом. С тех пор даже их склепы
опечатали. Ходили слухи, что там хранятся картины и скульптуры более
вольного и скабрезного содержания, чем изображения на этрусских саркофагах.
Сохранились даже легенды о тех сатурналиях, которые праздновались в этих
местах. Подробности о том можно было найти в маленьком эссе Фортунио,
взломавшего запретные сургучные печати и спускавшегося в склепы.
Среди этих густозаселенных могильников выделялись мавзолеи аристократов
и богачей. Соотношение было таким же, как между фешенебельным районом вилл и
переполненными городскими кварталами улиц и площадей. Классической формой
была здесь часовня с более или менее богато украшенным алтарем и ракой с
мощами предков. К ней примыкали один или несколько залов, в зависимости от
разветвленности рода. Одни поражали обилием показного великолепия, другие
отличались простотой решения. Вошло в обычай отмечать здесь юбилейные даты и
семейные праздники - скромно и в то же время возвышенно, отдавая дань
уважения мертвым, - будь то помолвки, клятвенные обеты или вскрытие
завещания. Это приводило к тому, что в просторных карьерах Пагоса всегда
царила жизнь - связанная не только с похоронными процессиями, но и с
посетителями иного рода.
По вечерам колокольный звон возвещал о закрытии ворот некрополя. И
тогда массы посетителей начинали стекаться из галерей и сводов подземного
царства к проходам, появляясь из подземелья на свет. Луций как-то стоял в
такой час у входа и с удивлением наблюдал за потоками людей, тянувшихся от
порталов, в темных провалах которых дрожал в лучах заходящего солнца
курившийся фимиам. Известно, что при выходе из темноты на свет на людей
нападает безудержная веселость, дикая жажда радостей жизни. Кармелиты Пагоса
заботились о том, чтобы на кладбищенских дорожках соблюдалось приличие. Их
Орден посвятил себя служению усопшим, заботы о которых они несли, приходя
сюда из монастыря и скитов отшельников. Они делали все - от грубой
физической работы, выполняемой братьями-монахами в склепах и на могилах, до
милосердия и отеческого утешения. Жили монахи в пещерах в горе по строгим
канонам. Они подливали масла в лампады, служили ночные мессы, читали из
Священного писания, поминали поименно всех усопших и совершали ночные
обходы.
Чтобы завершить эту мрачную главу, оглянемся еще раз назад: грандиозные
катастрофы неотвратимо сблизили человека со смертью. Он познал ее как
неизбежность не только своей собственной судьбы, но и великих исторических
коллизий; разум охватил канувшие в века цивилизации во всей полифонии их
звучания, изучив историю их гибели, создал из них единый гармоничный
оркестр. Сильнейшим подспорьем стала для него археология, которая невольно
обращается к могилам и заставляет человеческий разум воспринимать
поверхностный слой земли как крышку необъятного и таинственного саркофага.
Человек проник в древние пирамиды, склепы и усыпальницы монархов,
первобытные пещеры с настенными росписями, канувшие в вечность города и
дворцы. И опять же невольно обнаружил для себя огромные трофеи именно там,
где раньше процветал культ смерти. Ищи, да обрящешь; находка - плод
ностальгии, ее полярная противоположность в своей материальности.
Все, что было награблено в могилах, осело в музеях. Музеи росли, как
грибы, подменяя собой церкви, да и сами церкви тоже превращались в музеи.
Отжившая свой век материя скапливалась там, хранилась или выставлялась для
обозрения в раках и под стеклом, напоминая собой реликвии средневековья,
хотя дух времени придал всему черты рационального.
Когда же последовали первые мощные удары разрушительной силы, огромные
города заняли центральное место в пантеоне погибших. Могила Неизвестного
солдата, мавзолеи великих вождей, перекраивавших в часы испытаний судьбы
народов, поля брани, ставшие массовыми могилами, крестные пути на голгофы,
ужа- сы которых мистически выходили наружу, - все это давало мощное
излучение. Потом началось великое перемещение беженцев, у многих из которых
не осталось ничего своего, кроме воспоминаний о могилах. На этом отдыхали их
мысли, отходила боль. Так поездки к памятным местам стали всеобщей нормой,
они превратились в паломничество. Церкви взяли на себя заботу о почитании
погибших, они стали могучим источником культовой власти.
Такова была обстановка, когда в ущельях Пагоса возникло государство
мертвых. Оно явилось мрачным противовесом городской жизни с ее устремленными
в будущее целями. Здесь обосновалась резиденция сил, которые не участвовали
в движении вперед. Риск прогресса заключается, собственно, в том, что он
отрицает смерть. Это бросает вызов Создателю, и Тот опять восстанавливает
меру, философы и поэты считают, что человек выиграл, с тех пор как был
низвергнут с высоты. Без сомнения, это не только укрепило его в вере, но и
способствовало развитию искусств, которые всегда скорее произрастают на
почве мистерий, чем научных знаний. Именно поэтому произведения искусства -
главные свидетели силы духа.
Позади Мальпассо ущелье сужалось до каньона. Горный ручей пенился в
теснине по каменистому грунту, доверху поросшему мхом. На моховых подушках
жирели папоротники и вольготно росла жирянка. Здесь пришлось вести коней
очень медленно по скользким бревенчатым мосткам, перекинутым с одного края
теснины на другой.
Вдруг взору открылась котловина, окруженная скалами, внизу бурлила
вода, напоминая огромный сталеплавильный котел с расплавленным металлом. Дух
камня чувствовался в этом месте особо, властно заявлял о себе, представал
миру голым - прямые отшлифованные скалы как опоры гигантской ледниковой
Страницы: «« « 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |