Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Юнгер Эрнст - Гелиополь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 102
Размер файла: 696 Кб
Страницы: «« « 46   47   48   49   50   51   52   53   54  55   56   57   58   59   60   61   62   63   64  » »»

     Вот  среди  зеленых  насаждений замелькали  крыши Военной школы.  Луций
намеревался  "поприсутствовать" здесь на  новом  курсе  лекций, введенном по
распоряжению Проконсула.
     Он выслал Костара с лошадьми вперед, чтобы известить о своем  прибытии,
а сам сел на поваленное у дороги дерево. Здесь он просмотрел учебный план на
сегодня, который начальник Военной школы каждую неделю клал Патрону на стол.
Последнее утреннее занятие отводилось сегодня обсуждению домашнего задания в
семинаре на тему морально-богословской этики;  его  проводил  лиценциат  д-р
Руланд. Это был предмет, на  который Патрон согласился скрепя сердце. Ну что
же, посмотрим.
     У  него  еще  было время  взглянуть на тезисы  Горного советника  -  он
вытащил  их   из  планшета:   двойной  лист,  плотно  заполненный   текстом,
напечатанным Стаей то синими, то красными буквами. Он прочитал заголовок: "К
вопросу об утопии". Потом пробежал глазами довольно странный текст:
     "Вопрос: Может ли государственный план быть планом счастья?
     Ответ: Только в том случае, если для этого будут предпосылки.
     В чем же заключаются эти предпосылки?
     Прежде  всего в том, чтобы был виден статус государства. Следовательно,
задачи динамического  плана должны  быть в основном уже решены. Динамические
фазы  можно  считать завершенными,  если  цель  достигнута,  как,  например,
мировыми  державами.  Они могут  также завершиться  и провалом,  окончившись
застоем. Слова Нестроя(1):  "Нет лучше нации, чем в период стагнации"  -  не
так   уж   и   плохи.   Государство   отказывается   от   своих   далеко   -
---------------------------------------
     (1) Иоганн  Непомук  Нестрой (1801-1862) - австрийский драматург, автор
политических сатирических комедий.
     идущих  целей. Поэтому периоды  упадка и распада зачастую -  счастливые
времена, как в поздней Венеции или поздней Австрии. В колониях  и провинциях
даже на обломках и под чужим владычеством живут сплошь и рядом очень весело.
Счастье   лежит   по  другую   сторону  исторического  хода  событий  и   их
консумирования.
     О  текущем  положении.  Оно  благоприятно,  поскольку  Регент  обладает
монополией  власти. Тем самым  отпадают  войны в старом  смысле  слова;  они
спустились до уровня провинциальных разногласий и рано или поздно разрешатся
в третейском суде. Будет  ли он рассматривать их  как  рыцарские турниры или
расценит их как криминальные, зависит от Регента и его свободомыслия. Отсюда
неопределенность  - то  ли  анархия,  то ли  порядок,  -  царящая  на  наших
просторах. Они похожи на вотчины, покинутые господином, который, однако, еще
может явиться для вершения суда.
     К  этому  добавляется,  что  технизация важнейших сфер может  считаться
завершенной. Запас  потенциальной  энергии  превышает  ее  расход.  Развитие
техники  незаметно вступает  в  третью  фазу.  Первая была титанической, она
заключалась в построении  мира машин. Вторая - рациональной  и вела к полной
автоматизации.  А  третья  -   магическая,  наделившая  автоматы  разумом  и
чувствами.  Техника  принимает   фантастический  характер;   она  становится
гомогенной желаниям. К механическому  ритму присоединяется лирика. Тем самым
возникла новая реальность, мы можем отложить в сторону гаечные ключи.
     Таково  положение,  позволяющее  нацеливаться  на  счастье. Сюда входит
также, что им будут  наслаждаться все и в полной  мере. Земля  должна  стать
единым  жизненным  пространством.   Благоприятен  момент,  что  она  приняла
островной характер: острова - древнейшие очаги счастья.
     Вторая  цель  -  упразднение пролетариата. Она  достижима  только в том
случае,  если начать  с  корня - понять  причины недовольства. Пролетарий  -
обездоленный   человек,   и   со   времен   Гракха   мысль   направлена   на
перераспределение долей наследства. Постепенно земельные наделы делаются все
меньше  и   меньше,  пролетариат   становится  глобальным   явлением.  Самый
правильный путь  - приравнять  число  живущих  числу долей наследства, а  не
наоборот. Источник  всех войн  и гражданских раздоров  - в  перенасыщенности
населения.  Корни  зла  нужно   искать  здесь.  Мировая  империя  -  главная
предпосылка.   Идеальная  плотность  населения  должна  быть  определена   и
гарантирована.   Благодаря   этому  умножится   как   коллективное,  так   и
индивидуальное счастье.
     И  в-третьих,  одновременно  будет  редуцирована  в  разумных  пределах
конкуренция. Пока она будет существовать между государствами, формы ее будут
определяться  в  мировом масштабе.  Каждому индивидууму  идеальная плотность
сулит, напротив,  более  высокую долю  участия в капитале. Только тогда даст
эффект  здоровая  идея, что  социализация может ограничиться одной энергией.
Паритет между планом и свободой должен существовать без помех, как обращение
платежных  средств  при  достаточном   золотом  покрытии.  Прежде   всего  -
консервативная  цель  мероприятий должна  оставаться невидимой за ширмой  ее
либерального исполнения".
     Луций сложил листок и вновь убрал его. Хорошо бы было увидеть то, о чем
написано в этой бумаге. В основном речь шла,  пожалуй,  о приложении древних
идей к теории излучения и к новому международному положению вообще. Подобные
мысли  высказывали  до того и другие, прежде всего  интеллектуалы-англичане,
такие,  как  лорд-мэр Грант, Мальтус и Гексли,  а  также и Казанова  в своем
причудливом  романе  "Иксамерон", в котором он перенес Эдемский сад  в недра
Земли. Это могло бы доставить  удовольствие Горному советнику. А между строк
чувствуется между прочим  магнат, думающий о своем богатстве.  Это, конечно,
не упрек,  поскольку  богатство  зачастую  благоразумно  и прозорливо. Мысль
работает в тех пределах, где есть что терять.
     Безусловно верно то,  что решить все  проблемы можно  только в  мировом
масштабе.  Как тема новейшей  истории  это было распознано  довольно рано  и
имперскими  умами,  и  социальными  утопиями,  что и  привело  к  временному
правлению Регента. Время это тянулось потом, повторяясь,  как узор  ковра, и
перемежаясь мировыми и гражданскими войнами, периодами мира и труда, мощного
развития техники  и науки, и все  надеялись, что  это завершится гармоничным
осмыслением проделанного пути, что оправдает понесенные жертвы.
     Основное возражение вот в чем: можно ли действительно обрести счастье в
покое? Есть ли довольство -  счастье?  Он подумал о беседах у Хальдера. Мир,
пожалуй, создан скорее как арена для охоты и войн. В долгие  периоды мирного
времени  накапливалось  раздражение, беспокойство, taedium vitae(1), подобно
скрытой ли- - ---------------------------------------
     (1) Отвращение, пресыщение жизнью (лат.).
     хорадке. По-видимому, со времен Каина и Авеля человечество распалось на
две породы людей с совершенно разными  представлениями о счастье. И оба этих
представления  продолжают жить  в душах  людей, и то  одно одержит верх,  то
другое. И часто обе души живут в одной и той же груди.



Страницы: «« « 46   47   48   49   50   51   52   53   54  55   56   57   58   59   60   61   62   63   64  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Юнгер Эрнст, Гелиополь