Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 155   156   157   158   159   160   161   162   163  164   165   166   167   168   169   170   171   172   173  » »»

Возвращение из крестовых походов", 1819),  Лизбета  ("Карл  и  Лизбета",
1820), Оцелла  ("Кора  и  Алонзо",  1820),  пастушка  Темпейской  долины
("Альцеста, или Сошествие  Геркулеса  в  ад",  1821),  одна  из  сильфид
("Роланд и Моргана", 1821). Виртуозность  воздушного  и  изящного  танца
сочеталась  у  Л.  с  разносторонним  акт„рским   дарованием.   Особенно
удавались роли шаловливых хохотушек. А. С. Пушкин  писал  о  ней:  "Одна
Лиху-тина мила". По инициативе Дидло Л. в 1826 была приглашена педагогом
в театр. уч-ще, где проработала до 1841. Ученицы: Т. П. Смирнова, М.  Д.
Новицкая-Дюр, О. Т. Шлефохт.
   Лит.: Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории рус. балета,
т. 1, Л., 1938; Красовская В. М., Рус. балетный т-р от возникновения  до
сер. XIX в., Л.-М., 1958; Слонимский Ю., Дидло,  Л.  -М.,  1958.  Л.  А.
Линькова.
   ЛОБАНОВ Иван Карпович (1797 - ок. 1840-х гг.), артист,  балетмейстер.
В 1816 окончил Моск. театр. уч-ще (педагог А. П. Глуш-ковский).  С  1809
ещ„ учеником начал выступать  на  сцене  (цыганская  пляска  в  "Русском
балете", пост. И. М. Аблеца). С 1816 один из ведущих  танцовщиков  моек.
балетной  труппы.  Выдающийся  исполнитель  народно-сценич.  танцев,  Л.
особенно славился в русских и цыганских плясках  (дивертисменты  "Семик,
или Гулянье в Марьиной роще", пост. Аблеца, 1815, в 1828 возобновлены  в
пост.  Л.;  "Цыганский  табор",  1819,  пост.   Л.).   Партии:   Арлекин
("Механические  фигуры").   Осман   ("Забавы   султана,   или   Продавец
невольников").  Выступал  также  в  пантомимных  партиях.   Пост.   рус.
дивертисменты и танцевал в них:
   "Сельский праздник", "Русские качели на берегу Рейна"  и  "Ир-битская
ярмарка"  (все  1818),  "Деревня  на  берегу  Волги"  (1819),  "Праздник
колонистов близ столицы" (1821),  "Русские  в  Германии,  или  Вечер  на
ярмарке", "Праздник жатвы" (оба 1823), "Гулянье  в  Петровском"  (1824),
"Возвращение храбрых донцов из  похода"  (1830).  Продолжатель  традиций
Аблеца и  Глушковского,  Л.  проявлял  интерес  к  танц.  иск-ву  разных
народов: "Маскарад в краковском редуте" (1822), "Венгерский  праздник  в
лесу Кисберге" на  муз.  Книски  (1822).  Творчество  Л.  способствовало
утверждению реалистич. традиций в балетном т-ре. В 1837  оставил  сцену.
Преподавал бальные танцы по собств. усовершенствованному методу.
   Лит.:  Селиванов  В.  В..  Предания  и  воспоминания,   СПб.,   1881;
Красовская В. М., Рус. балетный т-р от возникновения  до  сер.  XIX  в..
Л,-М., 1958.
   ЛОКАТЕЛЛИ (Locateli!) Джо-ванни Баттиста (7.1.1713, Милан или Венеция
- 22.4.1785, Петербург; по др. данным - после 1790), итал. антрепрен„р и
сценарист. Содержал первый в России общедоступный оперно-балетный т-р. В
1747-57  собранная  им  труппа  обосновалась  и   выступала   в   Праге,
гастролировала в Дрездене, Лейпциге и Гамбурге. С Л. работал К. В. Глюк.
Спектакли пользовались огромным успехом, однако высокий  худож.  уровень
постановок  требовал  больших  затрат  и  делал  предприятие  убыточным.
Контракт Л. с рус. двором в 1757 был  способом  бегства  от  кредиторов.
Представления  открылись  в  Петербурге  3  дек.  1757  в   подвергшемся
серь„зной  переделке  т-ре  близ  Летнего  дворца  (в  районе  нынешнего
Мар-сова поля) оперой "Убежище богов".  В  оперную  труппу  входили  мн.
европейские знаменитости. В составе балетной труппы: хореограф А. Сакко,
артисты Л. и А. Сакко, Дж. (Анна) Конти де Сале, А. Белюцци, К.  Белюцци
(выступавший также и  как  балетмейстер),  М.  Буржиони  (прозванная  Ла
Мантованина), Моро, Ф. Каль-цеваро, А.  Таулато,  Цезарь.  В  спектаклях
принимали участие рус. танцовщики: Авдотья Тимофеева, Варвара Михайлова,
Анисья Афанасьева, Францина Ф„дорова, Трофим Кириллов, Вавила Афанасьев,
П„тр Васильев. Состав труппы ежегодно обновлялся. В репертуаре балеты: в
1757 - "Балет богов морских" и "Балет пастухов" (оба балетм. Сакко)  при
опере "Убежище богов" Ф. Цопписа; в 1758 - "Волшебство Армиды" и  "Балет
веселящегося старичья" (оба балетм. Сакко)  при  опере  "Возвращение  из
Лондона" Д. Фискьетти; "Похищение Прозерпины" (балетм. Белюцци) и "Балет
в английском духе" (балетм. Сакко) при опере "Аптекарь" В. Паллавичини и
Фискьетти; "Учитель школы" (балетм. Белюцци) и "Амазонки-победительницы"
(балетм. Сакко) при опере "Лунный мир" Б. Галуппи; "Андромеда и  Персей"
и "Балет солдат, или Военный дивертисмент"  (оба  балетм.  Белюцци)  при
опере "Небрежный" Дж. Рутини; "Прощание матросов"  (балетм.  Сакко)  при
опере "Сельский философ" Галуппи; "Героический балет  Психеи"  и  "Балет
диких" (оба балетм. Сакко) при  опере  "Мыза,  или  Сельская  жизнь"  Д.
Сколари;
   "Возвращение матросов"  и  "Героический  балет"  при  опере  "Ди-дона
оставленная" Цопписа; в 1759 - "Любовь врага"  и  "Маскарад"  при  опере
"Аркадия  из  Брента"  Галуппи;  "Свойства   богини   цветов"   (балетм.
Кальцеваро) при  опере  "Учительница  школы"  Дж.  Кокки;  "Турецкой"  и
"Щастливой дезертир" при неизв. опере 13 августа; в 1760 - "Армида" и
   "Крестьянская ярмарка, или Рекрутский  набор"  при  неизв.  опере  29
октября; в 1761 - "Ярмарка в Лондоне, или Фоксал" при  опере  "Разговор"
Сколари;  "Разбитие  корабля  у  Баварских  островов"  и  "Суд   Париса"
(последний - балетм. Кальцеваро) на музыку И.  Штарцера  (?)  при  опере
"Китайцы Глюка"; "Викториею венчанный победитель" и  "Комический  балет,
начинающийся  крестьянской  серенадой"  при  опере  "Абанские   купанья"
Галуппи, "Оставленная Тезеем и Бахусом присвоенная Ариадна"  при  неизв.
опере 29 октября. Балеты обычно исполнялись между  актами  оперы  или  в
конце е„ и могли меняться. Известны назв. нек-рых балетов, привед„нных в
лит-ре разрозненно; возможно, они ставились отдельно от опер: "Аполлон и
Дафна", "Госпожи в серале", "Праздник Клеопатры" [балетм. Сакко (?)]  (в
роли Клеопатры - А. Белюцци), "Орфей и Эвриди-ка" [балетм.  Сакко  (?)],
"Панду-ры", пантомима "Отец солюбов-ник сыну  своему,  или  Заворож„нная
табакерка". Часто спектакли у Л. заканчивались фейерверком.
   Поскольку балеты  должны  были  соответствовать  характеру  оперы,  в
хореографич.  репертуаре   труппы   Л.   видны   две   тенденции:   одна
разрабатывала мифоло-гич. сюжеты, традиционные для балета того времени и
соответствующие опере-сериа, другая продолжала линию  оперы-буфф  -  это
жанрово-бытовые  балеты,  где  изображались  простые   люди.   Последний
известный спектакль у Л. состоялся 5 ноября 1761. Л. был  также  автором
либретто опер.
   Лит.: Ш т e л и н Я., Музыка и балет в России XVIII в.. пер. с  нем..
Л., 1935; его ж е. Краткое известие о театр,  в  России  представлениях,
"СПб. вестник", 1779, сент. -  OKT.;  Светлов  В.,  Придворный  балет  в
России от его возникновения до воцарения императора Александра I, в кн.:
Терпсихора. СПб., 1906; Всеволодский-Герн-гросс В.,  Т-р  в  России  при
императрице Елизавете Петровне, П., 1919 (коррект. экз. хранится в РПБ);
его же. История театр. образования в России, СПб., 1913; М о о s e г  R.

Страницы: «« « 155   156   157   158   159   160   161   162   163  164   165   166   167   168   169   170   171   172   173  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет