|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 » »» Возвращение из крестовых походов", 1819), Лизбета ("Карл и Лизбета",
1820), Оцелла ("Кора и Алонзо", 1820), пастушка Темпейской долины
("Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад", 1821), одна из сильфид
("Роланд и Моргана", 1821). Виртуозность воздушного и изящного танца
сочеталась у Л. с разносторонним акт„рским дарованием. Особенно
удавались роли шаловливых хохотушек. А. С. Пушкин писал о ней: "Одна
Лиху-тина мила". По инициативе Дидло Л. в 1826 была приглашена педагогом
в театр. уч-ще, где проработала до 1841. Ученицы: Т. П. Смирнова, М. Д.
Новицкая-Дюр, О. Т. Шлефохт.
Лит.: Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории рус. балета,
т. 1, Л., 1938; Красовская В. М., Рус. балетный т-р от возникновения до
сер. XIX в., Л.-М., 1958; Слонимский Ю., Дидло, Л. -М., 1958. Л. А.
Линькова.
ЛОБАНОВ Иван Карпович (1797 - ок. 1840-х гг.), артист, балетмейстер.
В 1816 окончил Моск. театр. уч-ще (педагог А. П. Глуш-ковский). С 1809
ещ„ учеником начал выступать на сцене (цыганская пляска в "Русском
балете", пост. И. М. Аблеца). С 1816 один из ведущих танцовщиков моек.
балетной труппы. Выдающийся исполнитель народно-сценич. танцев, Л.
особенно славился в русских и цыганских плясках (дивертисменты "Семик,
или Гулянье в Марьиной роще", пост. Аблеца, 1815, в 1828 возобновлены в
пост. Л.; "Цыганский табор", 1819, пост. Л.). Партии: Арлекин
("Механические фигуры"). Осман ("Забавы султана, или Продавец
невольников"). Выступал также в пантомимных партиях. Пост. рус.
дивертисменты и танцевал в них:
"Сельский праздник", "Русские качели на берегу Рейна" и "Ир-битская
ярмарка" (все 1818), "Деревня на берегу Волги" (1819), "Праздник
колонистов близ столицы" (1821), "Русские в Германии, или Вечер на
ярмарке", "Праздник жатвы" (оба 1823), "Гулянье в Петровском" (1824),
"Возвращение храбрых донцов из похода" (1830). Продолжатель традиций
Аблеца и Глушковского, Л. проявлял интерес к танц. иск-ву разных
народов: "Маскарад в краковском редуте" (1822), "Венгерский праздник в
лесу Кисберге" на муз. Книски (1822). Творчество Л. способствовало
утверждению реалистич. традиций в балетном т-ре. В 1837 оставил сцену.
Преподавал бальные танцы по собств. усовершенствованному методу.
Лит.: Селиванов В. В.. Предания и воспоминания, СПб., 1881;
Красовская В. М., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX в..
Л,-М., 1958.
ЛОКАТЕЛЛИ (Locateli!) Джо-ванни Баттиста (7.1.1713, Милан или Венеция
- 22.4.1785, Петербург; по др. данным - после 1790), итал. антрепрен„р и
сценарист. Содержал первый в России общедоступный оперно-балетный т-р. В
1747-57 собранная им труппа обосновалась и выступала в Праге,
гастролировала в Дрездене, Лейпциге и Гамбурге. С Л. работал К. В. Глюк.
Спектакли пользовались огромным успехом, однако высокий худож. уровень
постановок требовал больших затрат и делал предприятие убыточным.
Контракт Л. с рус. двором в 1757 был способом бегства от кредиторов.
Представления открылись в Петербурге 3 дек. 1757 в подвергшемся
серь„зной переделке т-ре близ Летнего дворца (в районе нынешнего
Мар-сова поля) оперой "Убежище богов". В оперную труппу входили мн.
европейские знаменитости. В составе балетной труппы: хореограф А. Сакко,
артисты Л. и А. Сакко, Дж. (Анна) Конти де Сале, А. Белюцци, К. Белюцци
(выступавший также и как балетмейстер), М. Буржиони (прозванная Ла
Мантованина), Моро, Ф. Каль-цеваро, А. Таулато, Цезарь. В спектаклях
принимали участие рус. танцовщики: Авдотья Тимофеева, Варвара Михайлова,
Анисья Афанасьева, Францина Ф„дорова, Трофим Кириллов, Вавила Афанасьев,
П„тр Васильев. Состав труппы ежегодно обновлялся. В репертуаре балеты: в
1757 - "Балет богов морских" и "Балет пастухов" (оба балетм. Сакко) при
опере "Убежище богов" Ф. Цопписа; в 1758 - "Волшебство Армиды" и "Балет
веселящегося старичья" (оба балетм. Сакко) при опере "Возвращение из
Лондона" Д. Фискьетти; "Похищение Прозерпины" (балетм. Белюцци) и "Балет
в английском духе" (балетм. Сакко) при опере "Аптекарь" В. Паллавичини и
Фискьетти; "Учитель школы" (балетм. Белюцци) и "Амазонки-победительницы"
(балетм. Сакко) при опере "Лунный мир" Б. Галуппи; "Андромеда и Персей"
и "Балет солдат, или Военный дивертисмент" (оба балетм. Белюцци) при
опере "Небрежный" Дж. Рутини; "Прощание матросов" (балетм. Сакко) при
опере "Сельский философ" Галуппи; "Героический балет Психеи" и "Балет
диких" (оба балетм. Сакко) при опере "Мыза, или Сельская жизнь" Д.
Сколари;
"Возвращение матросов" и "Героический балет" при опере "Ди-дона
оставленная" Цопписа; в 1759 - "Любовь врага" и "Маскарад" при опере
"Аркадия из Брента" Галуппи; "Свойства богини цветов" (балетм.
Кальцеваро) при опере "Учительница школы" Дж. Кокки; "Турецкой" и
"Щастливой дезертир" при неизв. опере 13 августа; в 1760 - "Армида" и
"Крестьянская ярмарка, или Рекрутский набор" при неизв. опере 29
октября; в 1761 - "Ярмарка в Лондоне, или Фоксал" при опере "Разговор"
Сколари; "Разбитие корабля у Баварских островов" и "Суд Париса"
(последний - балетм. Кальцеваро) на музыку И. Штарцера (?) при опере
"Китайцы Глюка"; "Викториею венчанный победитель" и "Комический балет,
начинающийся крестьянской серенадой" при опере "Абанские купанья"
Галуппи, "Оставленная Тезеем и Бахусом присвоенная Ариадна" при неизв.
опере 29 октября. Балеты обычно исполнялись между актами оперы или в
конце е„ и могли меняться. Известны назв. нек-рых балетов, привед„нных в
лит-ре разрозненно; возможно, они ставились отдельно от опер: "Аполлон и
Дафна", "Госпожи в серале", "Праздник Клеопатры" [балетм. Сакко (?)] (в
роли Клеопатры - А. Белюцци), "Орфей и Эвриди-ка" [балетм. Сакко (?)],
"Панду-ры", пантомима "Отец солюбов-ник сыну своему, или Заворож„нная
табакерка". Часто спектакли у Л. заканчивались фейерверком.
Поскольку балеты должны были соответствовать характеру оперы, в
хореографич. репертуаре труппы Л. видны две тенденции: одна
разрабатывала мифоло-гич. сюжеты, традиционные для балета того времени и
соответствующие опере-сериа, другая продолжала линию оперы-буфф - это
жанрово-бытовые балеты, где изображались простые люди. Последний
известный спектакль у Л. состоялся 5 ноября 1761. Л. был также автором
либретто опер.
Лит.: Ш т e л и н Я., Музыка и балет в России XVIII в.. пер. с нем..
Л., 1935; его ж е. Краткое известие о театр, в России представлениях,
"СПб. вестник", 1779, сент. - OKT.; Светлов В., Придворный балет в
России от его возникновения до воцарения императора Александра I, в кн.:
Терпсихора. СПб., 1906; Всеволодский-Герн-гросс В., Т-р в России при
императрице Елизавете Петровне, П., 1919 (коррект. экз. хранится в РПБ);
его же. История театр. образования в России, СПб., 1913; М о о s e г R.
Страницы: «« « 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |