Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 157   158   159   160   161   162   163   164   165  166   167   168   169   170   171   172   173   174   175  » »»

формам и композиции, к Фокину - интерес к балету-драме с  заверш„нностью
сюжетного действия,  к  действенному  танцу  как  двигателю  интриги,  к
разработке новых хореогр. форм и лексики. Л. обогащал классич. танец гл.
обр. за сч„т элементов акробатики,  культивируя  выразительность  балета
как самобытного и самостоятельного иск-ва. Л. принадлежит  первенство  в
создании   бессюжетного   программного   балета-симфонии   (танцсимфония
"Величие мироздания" на муз. Л. ван
   Бетховена, 1923, Петрогр. т-р оперы и балета).  В  сюжетных  балетах,
пост.  Л.,  танец,  в  т.  ч.  классический,  был   также   симфонически
организован и играл определяющую роль в раскрытии содержания.  Вместе  с
тем, откликаясь на требования времени, Л. создал форму хореографического
синтетич. спектакля с пением, словом, эксцентрикой,  цирковыми  трюками,
кукольным т-ром и т. п.  В  1927  поставил  хореогр.  драму  "Крепостная
балерина" К. А. Корчмар„ва, к-рая во многом ориентировалась на  эстетику
драм. т-ра. Это направление (драмбалет) господствовало в  сов.  хореогр.
т-ре последующих лет. Однако  сам  Л.  стал  его  активным  противником,
полагая, что не следует изменять специфике балетного иск-ва.
   Л. обращался в сво„м творчестве к разным, в том  числе  совр.  темам,
искал хореогр. способы выражения внутреннего мира современника ["Красный
вихрь" ("Большевики") В. М. Дешевова, 1924; 1-й акт и общая ред. балета
   P. M. Глиэра "Красный мак", 1929; "Болт"  Д.  Д.  Шостаковича,  1931,
Ленингр. т-р оперы и балета;
   "Светлый ручей" Шостаковича, 1935, Ленингр. Малый т-р]. В программных
балетах ["Величие мироздания", "Пульчинелла" И. Ф. Стравинского  (1926),
"Ледяная дева" на муз. Э. Грига (1927), "Весенняя сказка" на муз. П.  И.
Чайковского - Б. В. Асафьева (1947) - все в Ленингр. т-ре оперы и балета
(с 1935 им. Кирова)] Л.  показывал  зыбкость,  текучесть,  непостоянство
ликов человека, чья судьба оказывалась неожиданной, часто  непостижимой,
и окружающих его природы и действительности. Др. пост.:
   "Жар-птица" (1921) и "Байка про Лису..." (1927)  Стравинского,  "Ночь
на Лысой горе" на муз. М. П. Мусоргского (1924), "Тарас  Бульба"  В.  П.
Соловь„ва-Седого (1940, совм. с И. К. Ковтуновым; все Т-р  им.  Кирова),
"Арлекинада" Р. Е. Дриго (1933, новая ред.), "Коппелия" Л. Делиба (1934,
новая ред.), "Тщетная предосторожность" (1944, новая ред.),  "Баллада  о
любви" на муз. Чайковского (1959, все Ленингр. Малый т-р),  "Ночь  перед
рождеством"  Асафьева  (1938,  совм.  с  В.  П.   Бур-мейстером,   Моск.
художеств. балет), "Соловей"  М.  Е.  Крошнера  (1939,  совм.  с  А.  И.
Ермолаевым, Минский Большой т-р),  "Ак-биляк"  С.  Н.  Василенко  (1943,
совм. с М. Тургунбаевой и У. Камиловым,  Т-р  им.  Навои),  "Картинки  с
выставки"  на  муз.  Мусоргского  (1963,  Т-р   им.   Станиславского   и
Немировича-Данчен-ко).
   В  1936-40  худ.   рук.   ЛХУ.   В   1937-41   организатор   и   рук.
балетмейстерских курсов при ЛХУ, в 1962-балетмейстерского отд.  Ленингр.
коне. (с 1965 проф.). Ученики: В. А. Варковицкий, Б. А. Фенстер,  К.  Ф.
Боярский, Г. Д. Алексидзе, И. И. Боярчи-ков, Г. Р. Замуэль. Л.  -  автор
теоретич.   исследований,   поев.   проблемам   хореогр.   тематизма   и
взаимоотношений  хореографии  с  музыкой,   анализу   принципов   работы
балетмейстера  с  исполнителями  ("Пути  балетмейстера",  Берлин,  1925;
"Хореографические откровенности",  М.,  1972),  а  также  мн.  статей  в
периодич. печати.
   С о ч.: Величие мироздания. П., 1922;
   Шестьдесят лет в балете, М., 1966.
   Лит.: Бенуа А.. Пиэтст или кощунство, "Еженедельник  Петроград,  гос.
Акаде-мич. т-ров", 1922, ј 11; Глебов И. (Асафьев Б.),  "Орлиный  бунт",
там же, 1925, ј 46; С о л л e рт и н с к и и И.. Ф. Лопухов, "ЖИ", 1928,
ј9; Слонимский Ю., Полвека в рус. балете, "Т", 1955, ј 10;
   Г у с e в П., Гордость художника, "СМ", 1965,
   ј У; Григорович Ю., Ф. Лопухов, "Т", 1965. ј7;  Слонимский  Ю..  Пути
балетмейстера Лопухова, [вступит, ст.], в кн.:
   Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете, М.. 1966; Красовская В.,  Статьи
о балете, Л.. 1967; Добровольская Г., Ф. В.  Лопухов  и  теория  балета,
[вступит, ст.], в кн.:
   Л о п у х о в Ф., Хореографические откровенности, М., 1972; ее же. Ф.
Лопухов, Л., 1976; СОКОЛОВА., Ф. В. Лопухов и его Симфония танца, в кн.:
Музыка и хореография совр. балета, в. 1, Л., 1974.
   Г. Н. Добровольская.
   ЛОПУХОВА Евгения Васильевна [25.11(7.12).18S4, Петербург - 21.8.1943,
Пермь], артистка балета и  оперетты.  Сестра  А.  В.,  Ф.  В.  и  Л.  В.
Лопуховых. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог К. М. Куличевская)
в  1902-24  в  Мариинском  т-ре   (Ленингр.   т-ре   оперы   и   балета)
совершенствовалась у X. П. Иогансона, Е. П. Соколовой, Н. Г. Легата,  А.
В. Ширяева. Дебютировала русской пляской в  балете  "Кон„к-Горбунок".  В
1909, 1910 и 1911 участвовала в Русских сезонах. В 1919 получила  звание
"балерины характерных танцев". Партии:
   Царевна ("Жар-птица", 1921, балетм. Ф. В.  Лопухов),  Мария  ("Привал
кавалерии"),  Жавотта  ("Жавотта"),  Маринетта   ("Испытание   Дамиса"),
Коломбина и Маркитантка ("Щелкунчик"), Эстрелла ("Карнавал").  Исполняла
характерные танцы в  балетах:  венгерская  рапсодия  ("Кон„к-Горбунок"),
цыганский  танец  ("Дон  Кихот").  Изучала  нар.  танцы  и  выступала  с
разнообразными  конц.  программами,  исполняя  русские   пляски   разных
губерний,  а  также  др.  народов  (венгерские,  грузинские,  цыганские,
голландские, мексиканские). Исполнительскую манеру Л. отличали широта  и
удаль. Типичным для Л. был образ наивной и непосредственной  деревенской
простушки,  комичной  в  условиях  совр.  жизни.  До  1941  выступала  в
опереттах ("Мадемуазель Нитуш" Ф. Эрве, "Сильва" И. Кальмана) и на драм.
сцене ("Псиша" Ю. Д. Беляева).
   Лит.: Е. В. Лопухова. Двадцать лет сцснич.  деятельности.  П.,  1923;
Волынский А., Легкий жанр, "ЖИ", 1923, ј 7; Д.  Л[  e  ш  -ков].  Е.  В.
Лопухова, "Ежегодник Петрогр. гос. академич. т-ров". 1923, ј 7; К p а  с
о в -с к а я В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2.  Танцовщики.  Л.,
1972. Г. Н. Добровольская.
   ЛОПУХОВА Лидия Васильевна  (21.10.1891,  Петербург-8.6.1981,  Сифорд,
Великобритания),  артистка,  критик.  Сестра  А.  В.,  Е.  В.  и  Ф.  В.
Лопуховых. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог  М.  М.  Фокин)  в
1909 в Мариин-ском т-ре. В 1910 в Париже в Русских сезонах  выступала  в
партии Жар-птицы ("Жар-птица", балетм. Фокин). В 1910-16 работала преим.
в США в качестве танцовщицы и драм.  актрисы.  В  1916-24  и  1921-24  в
труппе Русский балет Дягилева. С 1925 жила в Великобритании, выступала с
труппой  "Вик-Уэллс  балле"  и  в  качестве  балетного  критика.  Первая
исполнительница партий в балетах, пост. Л. Ф. Мясиным:

Страницы: «« « 157   158   159   160   161   162   163   164   165  166   167   168   169   170   171   172   173   174   175  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет