|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 » »» (открыт в 1784) и петерб. Большого т-ров Дидло ставил балеты на
мифологич., историч., жанровые сюжеты, дивертисменты с разнохарактерными
танцами. Танц. поэмы Дидло "Зефир и Флора" (1804), "Амур и Психея"
(1809) и "Ацис и Галатея" (1916) Кавоса предвещали наступление
романтизма. В них намечалось взаимодействие ансамблевого и сольного
танцев. Героями пантомимных балетов на историч. сюжеты были борцы за
свободу и справедливость ("Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники"
М. А. Венюа, 1817;
"Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" Кавоса и Т. В.
Жучковского, 1819). Дидло стремился к психологизации образов,
драматизации действия. В 1823 он обратился к поэзии А. С. Пушкина, пост.
балет "Кавказский пленник, или Тень невесты" Кавоса. Дидло сотрудничал с
комп. Кавосом, Венюа, Ф. Анто-нолини, худ. А. Е. Кондратьевым, Д.
Корсини, А. Каноппи, П. Гонзаго. В репертуаре, созданном Дидло,
раскрывались таланты И. О. Гольца, М. И. Даниловой, М. Н. Икониной, А.
И. Истоминой, А. С. Новицкой, Огюста, Е. А. Телешовой.
1830-е гг. ознаменованы утверждением романтизма на балетной сцене.
После ухода Дидло в отставку петерб. балетом руководили А. Блаш
(1832-36) и А. Титюс (1837-49), переносившие сюда очередные парижские
премьеры, в т. ч. "Сильфиду" (по Ф. Тальони, 1835) и "Жизель" (по Ж.
Коралли и Ж. Перро, 1842). В 1837-42 в Петербурге гастролировали Ф. и М.
Тальони, показавшие все основные балеты своего репертуара, где действие
обычно разворачивается параллельно в мире реальном и фантастическом.
"Земную", действенную линию представляли в Петербурге балеты Перро,
возглавлявшего труппу в 1848-59. В балетах "Эсмеральда", "Катарина, дочь
разбойника" и "Фауст" ' Ц. Пуни драматизм возникал в противопоставлении
страстей, характеров, обстоятельств. На петерб. сцене выступали
известные балерины Л. Гран, Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито. Поэтика
романтизма была близка рус. исполнительскому стилю. В репертуаре Тальони
и Перро с успехом выступали Е. И. Андреянова, Н. К. Богданова, С. Н.
Муравь„ва, М. С. Су-ровщикова-Петипа. С 1834 и почти до конца века
спектакли оформлял худ. А. А. Роллер, в работах к-рого преобладали
приметы романтич. стиля, но в то же время его декорации ещ„ носили
печать типового эффектного фона, надолго закрепившегося в практике муз.
т-ра.
К кон. 1850-х гг. содержательность и одухотвор„нность образов
романтизма императорских т-ров уступили место развлекательности.
Основной ценностью становились танц. техника, разнообразие
дивертисментов, модные "живые картинки". В 1859-69 в Петербурге работал
балетм. А. Сен-Леон. Он поставил здесь балеты "Сальтарелло, или Страсть
к танцам" (на собств. муз., 1859), "Гра-циелла, или Любовная ссора" Пуни
(1860), "Севильская жемчужина" Пинто и Пуни (1861). Изобретательность
хореографа, поражавшего сценич. эффектами, неожиданными дивертисментами,
не компенсировала ничтожности содержания. Однако танц. богатство
"Конька-Горбунка" Пуни
(1864) и вариации из др. его балетов вошли в классич. наследие.
Преемником Перро и Сен-Леона стал М. И. Петипа (с 1847 солист балета,
затем балетм., в 1869-1903 гл. балетм. т-ра). Петипа поднял
профессионализм труппы на невиданный дотоле уровень. Развивая каноны
акаде-мич. танца, он совершенствовал малые танц. формы, а также
композицию многоактного спектакля, тонко чувствуя меру соответствия
пантомимы и танца. Сотрудничая с отнюдь не симфонистами Пуни и Л.
Минкусом, Петипа разрабатывал пластические лейттемы, соединял и
противопоставлял "голоса" солистов и кордебалета, что привело к открытию
хореогр. симфонизма в сцене "Теней" балета "Баядерка" (1877), к-рый
развивался и утверждался в союзе с П. И. Чайковским ("Спящая красавица",
1890; 1-я и 3-я картины "Лебединого озера", 1895) и А. К. Глазуновым
("Раймонда", 1898). Петипа продлил жизнь мн. балетов
хореографов-предшественников: "Тщетной предосторожности", "Жизели",
"Пахиты", "Корсара", "Эсмеральды", "Коп-пелии". Рядом с Петипа проходило
творчество Л. И. Иванова (в 1885-1901 второй балетмейстер т-ра). Среди
его пост. выделялись "Половецкие пляски" в опере "Князь Игорь" А. П.
Бородина. Шедеврами танц. симфонизма Иванова стали "Танец снежных
хлопьев" ("Щелкунчик", 1892), 2-я картина балета Чайковского "Лебединое
озеро" (1894). Деятельность хореографа завершил блестящий опыт
симфонизации характерного танца - "Вторая венгерская рапсодия" на муз.
Ф. Листа, в 1900 включ„нная в дивертисмент "Конька-Горбунка".
В балетах Петипа и Иванова раскрылись i алан ты L. С). Вазем. А. Ф.
Вергиной. М. Н. Горшенковой, В. А. Никитиной, Е. П. Соколовой. Однако
первые роли по традиции отдавались гастрол„ршам - К. Брианца, П.
Лень-яни, В. Цукки. Артистичные и виртуозные итал. балерины, как и
танцовщик Э. Чеккетти, вносили живительную струю в петерб.
исполнительство. С 1860-х гг. ведущие мужские партии исполнял П. А.
Гердт, к-рого сменили Г. Г. Кякшт, Н. Г. и С. Г. Легаты, характерные
танцы - М. М. Петипа, Ф. И. Кшесин-ский, А. Ф. Бекефи, А. В. Ширяев,
пантомимные роли - Т. А. Стуколкин и Н. П. Троицкий. К нач. 20 в.
хранителями ака-демич. традиций были С. К. АндриановН. Владимиров, М. Ф. Кшесинская. М. К. Обухов. О. И. Преображенская, В.
А. Трефилова. Однако в последние годы службы Петипа эстетика академизма
постепенно превращалась в догму, тормозящую творч. прогресс.
Борьбу с рутиной возглавил М. М. Фокин. В поисках новых сценич.
образов он опирался на совр. изобразительное иск-во. Его творчество
объединяло два направления: поиски в области пла-стич. драмы и
воссоздание стилей ушедших эпох. Излюбленной формой хореографа стал
одноактный балет с лаконичным и непрерывным действием, с ч„тко
выраженной стилистич. окраской: "Павильон Армиды" (1907). "Египетские
ночи". "Шопениана" (оба 1908). "Половецкие пляски" (1909). После триумфа
Русских сезонов (1909-11). балетмейстером к-рых был Фокин, в 1912-17 он
пост. неск. балетов в Петербурге: "Прелюды" на муз. Листа (1913),
"Стенька Разин" на муз. Глазунова и "Эрос" на муз. Чайковского (оба
1915), "Арагонская хота" на муз. М. И. Глинки (1916). В его балетах
прославились Т. П. Карсавина. В. Ф. Ни-жинский. А. П. Павлова.
В первые годы после Окт. революции перед т-ром встали задачи
сохранения наследия и создания репертуара, отвечающего требованиям
времени. Ответственность за их решение легла на плечи ведущих артистов -
Е. П. Гердт, П. А. Гусева. Л. С. Леонтьева. Е. М. Люком. О. П.
Мунгаловой, В. И. Пономар„ва, В. А. Сем„нова, О. А. Спесивцевой, Б. В.
Шаврова. В 1922 труппу возглавил Ф. В. Лопухов. Восстанавливая классич.
произведения, он в то же время смело экспериментировал, обращаясь к
разным стилям и жанрам. Танцсимфония "Величие мироздания" на муз. Л. ван
Страницы: «« « 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |