Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 173   174   175   176   177   178   179   180   181  182   183   184   185   186   187   188   189   190   191  » »»

вошла  в  Союз  рус.  художников;  в  1910  объединение  возродилось   в
расширенном составе (выставки продолжались до 1924), однако уже утратило
единство  творч.  позиций.  Основное  ядро  "М.и."  составляли   петерб.
художники (Бенуа, Л. С.
   Бакст, К. А.  Сомов,  М.  В.  Добу-жинский,  Е.  Е.  Лансере,  А.  П.
Остроумова-Лебедева); в разное  время  в  "М.и."  входили  также  И.  Я.
Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, Н. К. Рерих, К. А. Коровин, Б. М.
Кустодиев, Б. И.  Анисфельд,  Н.  П.  Ульянов,  Н.  С.  Сапунов,  С.  Ю.
Судейкин, А. А. Арапов. В выставках "М.и." участвовали В. А.  Серов,  М.
А. Врубель, А. М. и В. М. Васнецовы, И. И. Левитан, М. В.  Нестеров,  Б.
Д. Григорьев, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, В. В.  Кандинский  и  др.
рус., а также иностр. мастера. Худож.-мировоззренческая платформа "М.и."
была  достаточно  неоднородна,  противоречива  и  разделялась  не  всеми
членами этого объединения. Обостр„нным неприятием мн.  черт  современной
им бурж. цивилизации объясняется самодовлеющий эстетизм "М.и.", а  также
пассеизм - своеобразный худож. культ минувших эпох (прежде всего 17 и 18
вв., наряду с худож. претворением традиций древнерус. иск-ва, фольклора,
тем рус. истории). Это "ретроспективное мечтатель-ство"  "М.  и."  имело
романтич. окраску, не  лиш„нную  вместе  с  тем  иронии  и  самопародии.
Стремление к "эстетическому преобразованию" окружающей действительности.
утонч„нное стилиза-торство сочетались у мастеров М.  и."  с  пропагандой
"чистого" иск-ва и нередко аполитичностью (это не относится к творчеству
Серова. Добужинского и нек-рых др.);  отсюда  -  декларированное  "М.и."
неприятие "программной"  живописи  позднего  передвижничества,  открытая
полемика с В. В. Стасовым и И. Е. Репиным. С  др.  стороны,  существенно
также начавшееся с сер. 1900-х гг. размежевание "М.и." с  зарождающимися
крайне левыми течениями в рус. иск-ве  (авангардизмом).  Поиски  единого
стилеобразу-ющего   начала    художниками    "М.и.",    имевшие    точки
соприкосновения  с  теорией  и  практикой  европ.  и  рус.   модерна   и
символизма, с наибольшей полнотой выразились в их  обращении  к  т-ру  и
иск-ву оформления книги. Стремясь к возрождению т-ра как "синтетического
произведения  искусства"  (отчасти  под  влиянием  идей   Р.   Вагнера),
художники "М.и." опирались на опыт мастеров Моск. частной рус. оперы  С.
И. Мамонтова  (1885-1904)  во  главе  с  В.  Д.  Поленовым,  Врубелем  и
Коровиным,  а  также  изучали  новые  принципы   постановочных   решений
Мейнингенского т-ра (гастролировавшего в России в 1885 и 1890). Главными
задачами "М.и." в сфере т-ра были борьба  с  рутиной,  штампами,  низкой
живописной  культурой,  псевдоисторич.   условностью   либо   чрезмерным
бытовизмом,    царившими     на     каз„нных     сценах,     утверждение
зрительно-изобразительного строя как  одного  из  важнейших  компонентов
спектакля,  стилистич.  цельность  оформления  во   всех   его   деталях
(декорации, занавесы, костюм, бутафория, аксессуары, грим, освещение)  и
его неразрывная связь с музыкой, хореографией, режиссурой,  драматургией
(мастера "М.и." нередко были либреттистами новых  балетных  спектаклей).
Этим  задачам  целиком  отвечали  широта  худож.   воззрений   и   почти
универсальная эрудиция ведущих мастеров "М.и.". "Стиль, идеальная мера и
пропорция, идеально выдержанная условность"  (Бенуа)  стали  программной
установкой  их  театр,  деятельности.  Стремление  художников  "М.и."  к
расширению границ образно-худож. выразительности спектакля в нач. 20  в.
совпало с творч. деятельностью реформаторов рус. театра. Первые  значит.
балетные  работы  Головина,  Коровина,  Бакста  связаны  с  имп.  т-рами
Петербурга и Москвы; позднее художники "М.и." сыграли  решающую  роль  в
деятельности  Русских  сезонов  и  Русского   балета   Дягилева,   тесно
сотрудничали также с труппами Анны Павловой, Иды Рубинштейн, "Балле  рюс
де Монте-Карло", "Гран балле дю марки  де  Куэвас",  крупнейшими  т-рами
Европы и Америки. В значит, степени рус.  балет  обязан  мировой  славой
"М.Л.". После  Окт.  революции  нек-рые  из  художников  "М.и."  приняли
активное участие в становлении сов. т-ра (балетные спектакли  на  сценах
Петрограда-Ленинграда и Москвы оформляли Головин и Коровин); ряд  лучших
сценографич. решений "М.и.",  связанных  прежде  всего  с  деятельностью
дягилевской антрепризы, неоднократно возобновлялся в разл. труппах  мира
(в т. ч. в России). Историч. заслуга художников "М.и." в том, что они  с
необычайной последовательностью  и  худож.  полнотой  утвердили  принцип
синтетич.  мышления  в  области  театр.-декорационного  иск-ва,  подняли
сценографию на тот уровень, к-рый является образцом для художников  т-ра
вплоть до наст. времени.
   Лит.: Бенуа А. Н., Возникновение "Мира искусства". Л., Р'28; С о к  о
:i  o  в  а  Н.,  "Мир  искусства",  М.-Л..  1934;   Давыдова   М.   В..
Театр.-декорационное иск-во (разделы в сб.: Pvc. худож культура кон. XIX
- нач. XX в., кн. 2. М.. 1969; то же, кн. 4, М.. 19Х0); Пожарская М. Н..
Рус. театр.М., 1970;  Гусаров  а  А.  П.,  "Мир  искусства".  Л..  1972;
Давыдова М. В.. Очерки истории рус. театр.-декорационного иск-ва XVIII -
нач. XX в. М.. 1974; Лапшина Н. П., "Мир искусства".  Очерки  истории  и
творч. практики, М., 1977; С ы p-к и на  Ф.  Я..  Костина  Е.  М.,  Рус.
театр.-декорационное   иск-во.   M..   1978:   Власова   Р.   И..   Рус.
театр.-декорационное иск-во нач. XX в. Из наследия нетерб. мастеров. Л..
19Х4; Стсрнин Г. Ю.. Рус. худож. культура второй пол. XIX - нач. XX  в.,
М.. 1984; Пожарская М. Н., Русские сезоны в Париже. 1908-1929. М.. 1988:
   Петров В., Каменский А., "Мир  искусства".  Рус.  худож.  объединение
нач. XX в.. Л., 1991. В. А. Куликов. "МИРАНДОЛЙНА", балет в 3  актах.  6
картинах (по мотивам комедии К. Гольдони "Хозяйка гостиницы"). Коми.  С.
Н. Василенко. сцен. П. Ф.  Аболимов.  В.  А.  Варковицкий.  1948,  Молд.
муз.-драм.  т-р.  балетм.  Г.  В.  Пер-кун,  худ.  Д.   М.   Мордохович;
Мирандолина - Р. Д. Личкова. Рипафратта - К. А. Шевилев, Фабрицио  -  Г.
Ш. Абраимов. 16.1.1949, филиал Большого т-ра. балетм. В.  И.  Вайно-нен.
худ. Н. А. Шифрин, дир. С. С. Сахаров;
   Мирандолина - О.  В.  Леиешинская.  Рина-фратта  -  А.  Н.  Ермолаев,
Фабрицио - Ю. Г.
   Радунский, маркиз Форлипополи - А. В. Жуков. В др. городах (в скобках
фам.  балетмейстеров):  Ленинград  (1957,  хореогр.  СТУДИЯ  ДК  им.  М.
Горького. Ю. Д. Воронцов). Горький (1958, Л. А. Серебровская).
   МИРИМАНОВА  Нина  Рубеновна  [р.  12(25).8.1917,  Тифлис],  артистка,
балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1957). По окончании
   Ленингр. эстрадного техникума (педагоги П. А. Гусев, А.  В.  Лопухов,
Н. П. Ивановский, Р. В. Захаров) в 1934-38  в  Оперной  студии  Ленингр.
коне. В 1938-61 в Ленингр. Малом т-ре.  Характерная  танцовщица.  Первая
исполнительница партий: в пост. Б. А.  Фенстера  -  Девушка  из  чайного
домика ("Ашик-Кериб", 1940), Уличная танцовщица ("Мнимый желих",  1946),
Бармалеиха ("Доктор Айболит", 1948),  Соно  ("Вес„лый  обманщик",  1951,
совм. с К. Джапаровым); И. А. Анисимо-вой - Кащеевна  ("Чудесная  фата",

Страницы: «« « 173   174   175   176   177   178   179   180   181  182   183   184   185   186   187   188   189   190   191  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет