Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 171   172   173   174   175   176   177   178   179  180   181   182   183   184   185   186   187   188   189  » »»

движений, точностью позировок, кантиленой.  В  1975-  88  (с  перерывом)
педагог-репетитор  Свердловского  т-ра,  в  197982   педагог-консультант
балета Нац. оперы Финляндии, где  осуществила  пост.  "Жизели".  С  1989
педагог-балетм.   Муниципальной   хореогр.   компании    "Балет    Плюс"
(Екатеринбург).
   Лит.: Д а т и ч e в а А., Из одно 'о города. "Т". 1966. ј 12; Л а и и
н а А., В -анце- ее жизнь. "ТЖ", 1969. ј 9; e e  же.  Главное  в  жизни,
"Урал". 1974. .N" S: М а к ) в к и н Л.. Балерина. "ТЖ". 1974. ј IS; P я
и н и и Б.. Словно поднимаешься по лестнице. "ТЖ",  1981.  ј  1.  О.  А.
Петров.
   MECCEPEP Асаф Михайлович [6(19).11.1903, Вильнюс - 7.3.1992, Москва],
артист, балетмейстер,  педагог.  Нар.  арт.  СССР  (1976).  Брат  С.  М.
Мессерер. В 1918-19 учился в студии М. М. Мордкина, в 1919-21  -  в  МХУ
(педагог А. А. Горский). По окончании уч-ща - в Большом  т-ре  (до  1954
ведущий солист). Партии:
   Колен, Зигфрид;  Принц  ("Щелкунчик"),  сарацинский  танец  и  Бернар
("Раймонда") - все 1922, Петрушка  и  Арап  ("Петрушка"),  Раб  и  Пират
("Корсар"), индусский танец ("Баядерка", все 1923),  Арлекин  ("Миллионы
Арлекина"), Раб и Океан ("Кон„к-Горбунок"),  Франц  (все  1924),  Раб  и
Иосиф  ("Иосиф  Прекрасный"),  Зефир  ("Теолинда",  все   1925),   Зефир
("Эсмеральда"), Голубая птица (обе 1926), Божок;  Китайский  фокусник  и
Японский матрос ("Красный мак", 1927, балетм.
   В.  Д.  Тихомиров,  Л.  А.  Лащилин,  первое  исполнение),  Лидийский
военачальник ("Саламбо", 1932), Базиль (1940), Филипп  ("Пламя  Парижа",
1947; Гос. пр. СССР. 1947). С 1925 выступает как балетмейстер. Пост.:  в
студии "Драмою лет" - "Война игрушек" на муз. Р. Шумана, "Игры в танцах"
на сб. муз. (оба 1926), "Спортивные танцы" на сб. муз. (1927); в Большом
т-ре - "Фея кукол" (под назв. "Волшебница кукол", 1925, совм.  с  Е.  И.
Долинской, спектакль МХУ), "Тщетная предосторожность" (1930, совм. с  И.
А. Моисеевым, на сцене Экспериментального т-ра - филиал Большого  т-ра),
"Спящая красавица" (1936,  совм.  с  А.  И.  Чекрыгиным  и  реж.  Б.  А.
Мордвиновым, с фрагментами М. И. Петипа; 1944, возобн.;
   1952, с M. M. Габовичем), "Лебединое озеро" (1937, новая  пост.  4-го
акта; нов. ред. по Л. И. Иванову, Петипа и Горскому), "Класс-концерт" на
муз. Д. Д. Шостаковича, А. К. Глазунова  (1962),  "На  берегу  моря"  Ю.
Юзелюнаса (1953, с В. Гривицкасом, Вильнюсский  т-р),  "Урок  танца"  на
муз. А. К. Лядова, Глазунова, Шостаковича (1960, МХУ;  1961,  Брюссель).
Ставил также танцы в операх Большого т-ра.  Создал  ряд  конц.  номеров,
к-рые сам же исполнял:
   "Футболист" на муз. А. И. Цфасмана, "Вальс" на муз. М.  Мошков-ского,
"Мелодия"  на  муз.  К.  В.  Глюка,  "Весенние  воды"  на  муз.  С.   В.
Рахманинова. Танцевал в конц. номерах, пост. для него
   К. Я. Голейзовским: "Святой Себастиан"  на  муз.  А.  И.  Скрябина  и
"Вальс" на муз. А. И. Хачатуряна.  Снялся  в  фильме  "Большой  концерт"
(1951). В 1920-28 преподавал  в  студии  "Драмбалет",  в  1921-23  -  на
вечерних курсах при Большом т-ре, в 1923-60 - в МХУ.
   М. принадлежит к большой артистической семье. Старший брат  Азарий  -
акт„р Моск. Художеств. т-ра; сестра Рахиль,  мать  М.  М.  Плисецкой,  -
киноактриса; другая сестра, Суламифь - балерина и педагог, в 30-40-х гг.
танцевала ведущие партии в Большом т-ре, партн„ром е„  часто  был  брат;
сын Борис -  известный  театр,  художник.  В  балетной  школе  М.  начал
заниматься с шестнадцати лет. Очень скоро из него  выработался  классич.
танцовщик-виртуоз необычного и неархаичного стиля. Постоянно  увеличивая
сложность проделываемых движений и па, он заострял их внешний рисунок  и
вносил в них энергию, спортивную  силу  и  азарт.  На  сцене,  когда  М.
демонстрировал свои парадоксальные прыжки, он казался летающим  атлетом.
При этом М. обладал ярким комедийным даром и своеобразным, чисто  худож.
юмором. Мн. партии старых балетов он трактовал иронически, и эту окраску
М. привн„с в одну из своих последних ролей - Принца ("Золушка", 1945).
   Пробовать себя в качестве балетмейстера М. начал в сер. 20-х гг.  Вся
деятельность M. -  танцовщика,  артиста  и  балетмейстера,  особенно  на
первых порах (с 1921), была тесно связана с  исканиями  "левого  театра"
(как постановщик танцев он работал  с  В.  Э.  Мейерхольдом).  Но  после
разгрома сов. театр, авангарда М. пытался исходить из тех же  принципов,
к-рые   декларировал   и   из   к-рых   исходил   т.    н.    драмбалет,
восторжествовавший на балетной сцене. В таком плане он осуществил  новую
ред. классич. балетов "Лебединое озеро"  и  "Спящая  красавица",  однако
большого успеха это ему не принесло, и, закончив артистич. путь, М.  всю
свою энергию обратил к педагогике. Именно здесь, с 1946 ведя  класс  для
ведущих танцовщиков и балерин в  Большом  т-ре,  М.  обр„л  сво„  второе
призвание и получил междунар. известность.
   Как педагог и балетм. работал в Брюсселе (1961-62), Венгрии,  Польше.
Гос.  пр.  СССР  (1941).  Его  творчеству  поев.  док.  телефильм  "Асаф
Мессерер" (1989).
   С) ч.: Уроки классич. танца, М.. 1967;
   Тане! . Мыс.чь. Время. 2 шд.. M., 1990.
   Лил.: А. М. Мессерер. М.. 1954 (буклет);
   Боль юн т-р СССР. M.. 195S; Б о ч а р н и -ков  Э..  А.  Мессерер.  в
кн.: M e с с e p e p А.. Уроки классич. танца. М., 1%7.
   И. М. Гисвскии.
   МЕССЕРЕР Борис Асафович (р. 15.3.1933, Москва), художник  т-ра.  Нар.
худ. Рос.  Федерации  (1994).  Чл.-корр.  АХ  СССР  (1991).  Сын  А.  М.
Мессерера. Окончил Моск. архитектурный  ин-т  (1956).  С  1959  оформлял
драм., оперные спектакли в т-рах Москвы, Ленинграда  (с  1990  гл.  худ.
МХАТ).  Работал  как  художник-мультипликатор.  Создавал   костюмы   для
ансамблей нар. танца. Оформил балеты: "Подпоручик Киже"  (1963,  балетм.
А. А. Лапаури, О.  Г.  Тарасова,  Большой  т-р),  "Кармен-сюита"  (1967,
балетм. А. Алонсо, там же), "Клоп" (1962, совм. с А. Д. Гончаровым и  Т.
И. Сельвинской, балетм. Л. В. Якобсон, Т-р им. Кирова),  "Левша"  (1976,
балетм. К. М. Сергеев, там же), "Клоп" (1974, балетм. Якобсон, труппа
   "Хореографические миниатюры"), "Класс-концерт" (1973, балетм.  А.  М.
Мессерер, Киевский т-р); "Три мушкет„ра" (1966,  балетм.  П.  А.  Гусев,
Новосибирский т-р), "Золушка" (1966, балетм. В. М.  Чабукиани,  Т-р  им.
Палиашвили), "Ала и Лоллий" (1967, Одесский т-р), "Бродячие  музыканты",
"Ромео и Джульетта", "Испанское каприччио"  (все  1969,  балетм.  Д.  М.
Дадишкилиа-ни, Т-р им. Палиашвили), "Гамлет", "Лоркиана", "Спираль" (все
1971, балетм. М. М. Мнацаканян,  Петрозаводск),  "Тропою  грома"  (1975,
балетм. Р. Г. Ахундова  и  М.  Д.  Мамедов,  Т-р  им.  Ахундова,  Баку),
"Спартак" (1978, балетм. В.  Ш.  Галстян,  Т-р  им.  Спендиаро-ва).  Др.
работы: "Лебединое озеро" (1981, София), "Водяной" (1987, Моск. гос. т-р

Страницы: «« « 171   172   173   174   175   176   177   178   179  180   181   182   183   184   185   186   187   188   189  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет