|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 » »» Лит.: К p а с о в с к а я В.. Pvc. балетный т-р нач. XX в., [ч.]
2.-Танцовщики, Л., 1972. В. И. Зарубин.
МОРДКИН Михаил Михайлович [9(21). 12.1880, Москва - 15.7.1944,
Милбрук, шт. Нью-Джерси, США], артист, балетмейстер, педагог. По
окончании МХУ (педагог В. Д. Тихомиров) в 1900-10, 1912-18 и 1922 в
Большом т-ре. Учеником с 1898 выступал на сцене т-ра в ведущих партиях:
Корнет ("Привал кавалерии"), Колен (одна из лучших в репертуаре М.).
Первый исполнитель партий в балетах, пост. или переделанных А. А.
Горским: Жан де Бриен; Эспада ("Дон Кихот", обе 1900), Феб ("Дочь
Гудулы", 1902), Солор (1904), царь Хитарис ("Дочь фараона"). Колен (обе
1905), Hyp ("Hyp и Анитра", 1907), Мато ("Саламбо", 1910), Зонневальд
("Шубертиана"), Рыбак ("Любовь быстра!", обе 1913). Среди др. партий:
Конрад, Базиль. М. обладал большим драм. дарованием, выдающейся пластич.
выразительностью. Его творчеству было присуще импро-визац. начало,
умение развить замысел балетмейстера. Танец артиста отличался силой,
мужественностью, напористой энергией. В 1909 участвовал в первом из
Русских сезонов (Рене де Божан-си-"Павильон Армиды", балетм. М. М.
Фокин). В 1910-11 гастролировал с А. П. Павловой и собств. труппой в
США, Великобритании. С 1914 начал переходить на мимич. роли (Хан -
"Кон„к-Горбунок" в новой пост. Горского). С 1904 репетитор, с 1905 пом.
балетм. Большого т-ра. Много выступал на конц. эстраде. Лучшие конц.
номера М. (все в его пост.): "Танец с луком и стрелой" на муз. А. Ф.
Арендса, "Вакханалия" на муз. А. К. Глазунова (исподнял с Павловой),
"Комическое па" на муз. Э. Грига, "Итальянский нищий" ("Джипси") на муз.
К. Сен-Санса. Пост.: балет "Азиа-дэ" на муз. разн. комп. в обработке Л.
А. Бурго-Дюкудре (в сезоне 1910/11, входил в репертуар его амер.
гастролей; в 1917 показан в Моск. цирке Никитина с муз. И. И. Гютеля;
экранизирован в 1918; в 1926 - в "Мордкин балле"), интермедия в
спектакле "Мнимый больной" Мольера (1913, МХАТ), танц. сцены в спектакле
"Овечий источник" Лопе де Вега (1919, Киев, реж. К. А. Марджанов),
балеты в Тбилисском т-ре - "Карнавал" на сб. муз. (1920), "Цветы
Гренады" на муз. М. Мошковского (1922), "Се-вильская жемчужина" Ц. Пуни
(1924). В 1918-19 руководил в Москве созданной им балетной студией. С
1924 жил в США, вскоре в Нью-Йорке организовал школу, преподавал в ней.
В 1927 создал труппу "Мордкин балле"; в 1937 новую труппу под тем же
названием, с к-рой вновь начал выступать на сцене: Старый рыбак
("Золотая рыбка", пост. М.), Марселина ("Тщетная предосторожность"),
Генерал ("Весенние голоса" И. Штрауса), Ч„рт ("Трепак" А. Н. Черепнина;
оба пост. М.). В репертуар его труппы входили также "Карнавал",
"Лебединое озеро", "Жизель". В 1939 на основе труппы М. (но без его
участия) возникла труппа "Балле тиэтр".
Лит.: К p а с о в с к а я В.. Рус. балетный т-р нач. XX в.. [ч.] 2.
Танцовщики, Л., 1972;
Львов-Анохин Б.. Мордкин в "пересказе" Качарова. "СБ", 1991 ,ј 3;
Amberg G.,
Ballet in America, N. Y., 1983; P а у n e C h., American ballet
theatre, N. Y., 197S.
H. Ю. Чернова.
МОРОЗОВ Игорь Владимирович
[6(19).5.1913, Луганск-24.11.1970, Москва], композитор. Окончил Моск.
коне. (1936), ученик В. Я. Шебалина. Писал в разл. жанрах, с особым
успехом - музыку для детей. Популярность завоевал его балет "Доктор
Айболит" (1947, Новосибирский т-р, балетм. М. Ф. Моисеев; Гос. пр. СССР,
1948), пост. во мн. т-рах России и др. стран.
Лит.: Ромм В., Страницы календаря (Балет И. Морозова "Доктор
Айболит"], "СБ", 1988, ј4.
МОРОЗОВ Юрий Петрович (9.5.1881, Петербург - ?), балетный критик,
издатель, коллекционер. Сын пушкиниста и историка т-ра академика П. О.
Морозова. Окончил юридич. ф-т С.-Петерб. ун-та (1908). Страстный
театрал, автор статей, поев. балету и т-ру, публиковавшихся в петерб. и
моек. газетах и журналах "Театр и иск-во", "Санкт-Петерб. ведомости",
"Петерб. газета", "Голос Москвы", "Ежегодник имп. т-ров", а также сб.
стихотворных пародий на театр, и лит. злобу дня. Псевдонимы: Ю. М.,
Балето-фил. Учредитель и ред.-издатель ж. "Балет" (СПб., 1907, ј 1-3),
первого рус. специализированного издания в этой области, затем "Театр.
газеты" (СПб., 1907, ј 1-4), в к-рой осн. внимание уделялось событиям
балетной жизни. М. обладал коллекцией раритетов, связанных с балетом, в
т. ч. живописных. В„л переписку с А. А. Бахрушиным.
Со ч.: Театр, журналы старого времени. СПб., 1900; Около театра,
СПб., 1904.
Лит.: Шамшина Л., Первое рус. периодич. издание, "СБ", 1984, ј 1.
Н. В. Горбунова.
МОРОЗОВА Валентина Николаевна (р. 15.2.1953, Ленинград), артистка.
Нар. арт. Рос. Федерации (1994). По окончании ЛХУ (педагоги М.
Померанцева, А. А. Сапогов) в 1971-79 в Куйбышевском т-ре. Партии: Мирта
("Жизель"), фея Сирени; Мерседес ("Дон Кихот"), Солистка ("Болеро"). С
1978 в Ленингр. т-ре совр. балета под рук. Б. Я. Эйфмана. Первая
исполнительница партий в его пост.: Аглая ("Идиот", 1980), графиня
Розина ("Безумный день", 1982), Оливия ("Двенадцатая ночь", 1984),
Шурочка ("Подпоручик Ромашов", 1985), Маргарита ("Мастер и Маргарита",
1987), Тереза ("Убийцы", 1990), Мать ("Реквием", 1991), фон Мекк
("Чайковский", 1993). Др. партии: Жар-птица; Полли ("Бумеранг"),
Настасья Филипповна ("Идиот"), Солистка ("Двухголосье"), Солистка
("Автографы"). Снималась в телеэкранизациях балетов "Безумный день"
(1984), "Двенадцатая ночь" (1986), "Поединок" (по балету "Подпоручик
Ромашов"), "Идиот" (оба 1987).
В. А. Майниеце.
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА А. ДУНКАН, Студия имени А. Дункан, открыта 3 дек.
1921. По решению сов. правительства, А. Дункан, приехавшей в Россию в
июле 1921, и е„ школе был отвед„н особняк на ул. Пречистенка, 20. В
орг-ции школы деятельное участие принимал А. В. Луначарский. Гл. цель
школы - воспитание гармонич. личности средствами танца и музыки. В
основу воспитания был положен принцип свободы творч. самовыражения в
процессе духовного формирования реб„нка, развития его худож. интуиции.
Гл. роль отводилась музыке - средству, способному дать импульс образному
воображению. Изучение танца начинали с простейших элементов, ритмич.
ходьбы, марша, бега, прыжков. Контингент учеников состоял в основном из
детей моек. рабочих в возрасте от 4 до 10 лет. Первое публичное
выступление уч-ся состоялось в 1921 в Большом т-ре на праздновании 4-й
годовщины Окт. революции - А. Дункан вместе со своей при„мной дочерью -
Страницы: «« « 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |