Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 177   178   179   180   181   182   183   184   185  186   187   188   189   190   191   192   193   194   195  » »»

   Лит.: К p а с о в с к а я В.. Pvc. балетный  т-р  нач.  XX  в.,  [ч.]
2.-Танцовщики, Л., 1972. В. И. Зарубин.
   МОРДКИН  Михаил  Михайлович  [9(21).  12.1880,  Москва  -  15.7.1944,
Милбрук,  шт.  Нью-Джерси,  США],  артист,  балетмейстер,  педагог.   По
окончании МХУ (педагог В. Д. Тихомиров) в  1900-10,  1912-18  и  1922  в
Большом т-ре. Учеником с 1898 выступал на сцене т-ра в ведущих  партиях:
Корнет ("Привал кавалерии"), Колен (одна из  лучших  в  репертуаре  М.).
Первый исполнитель партий  в  балетах,  пост.  или  переделанных  А.  А.
Горским: Жан де Бриен;  Эспада  ("Дон  Кихот",  обе  1900),  Феб  ("Дочь
Гудулы", 1902), Солор (1904), царь Хитарис ("Дочь фараона"). Колен  (обе
1905), Hyp ("Hyp и Анитра", 1907), Мато  ("Саламбо",  1910),  Зонневальд
("Шубертиана"), Рыбак ("Любовь быстра!", обе 1913).  Среди  др.  партий:
Конрад, Базиль. М. обладал большим драм. дарованием, выдающейся пластич.
выразительностью.  Его  творчеству  было  присуще  импро-визац.  начало,
умение развить замысел балетмейстера.  Танец  артиста  отличался  силой,
мужественностью, напористой энергией. В  1909  участвовал  в  первом  из
Русских сезонов (Рене  де  Божан-си-"Павильон  Армиды",  балетм.  М.  М.
Фокин). В 1910-11 гастролировал с А. П. Павловой  и  собств.  труппой  в
США, Великобритании. С 1914 начал  переходить  на  мимич.  роли  (Хан  -
"Кон„к-Горбунок" в новой пост. Горского). С 1904 репетитор, с 1905  пом.
балетм. Большого т-ра. Много выступал на  конц.  эстраде.  Лучшие  конц.
номера М. (все в его пост.): "Танец с луком и стрелой"  на  муз.  А.  Ф.
Арендса, "Вакханалия" на муз. А. К.  Глазунова  (исподнял  с  Павловой),
"Комическое па" на муз. Э. Грига, "Итальянский нищий" ("Джипси") на муз.
К. Сен-Санса. Пост.: балет "Азиа-дэ" на муз. разн. комп. в обработке  Л.
А. Бурго-Дюкудре  (в  сезоне  1910/11,  входил  в  репертуар  его  амер.
гастролей; в 1917 показан в Моск. цирке Никитина с муз.  И.  И.  Гютеля;
экранизирован в  1918;  в  1926  -  в  "Мордкин  балле"),  интермедия  в
спектакле "Мнимый больной" Мольера (1913, МХАТ), танц. сцены в спектакле
"Овечий источник" Лопе де Вега  (1919,  Киев,  реж.  К.  А.  Марджанов),
балеты в Тбилисском  т-ре  -  "Карнавал"  на  сб.  муз.  (1920),  "Цветы
Гренады" на муз. М. Мошковского (1922), "Се-вильская жемчужина" Ц.  Пуни
(1924). В 1918-19 руководил в Москве созданной им  балетной  студией.  С
1924 жил в США, вскоре в Нью-Йорке организовал школу, преподавал в  ней.
В 1927 создал труппу "Мордкин балле"; в 1937 новую  труппу  под  тем  же
названием,  с  к-рой  вновь  начал  выступать  на  сцене:  Старый  рыбак
("Золотая рыбка", пост.  М.),  Марселина  ("Тщетная  предосторожность"),
Генерал ("Весенние голоса" И. Штрауса), Ч„рт ("Трепак" А. Н.  Черепнина;
оба  пост.  М.).  В  репертуар  его  труппы  входили  также  "Карнавал",
"Лебединое озеро", "Жизель". В 1939 на основе  труппы  М.  (но  без  его
участия) возникла труппа "Балле тиэтр".
   Лит.: К p а с о в с к а я В.. Рус. балетный т-р нач. XX в..  [ч.]  2.
Танцовщики, Л., 1972;
   Львов-Анохин Б.. Мордкин в "пересказе" Качарова.  "СБ",  1991  ,ј  3;
Amberg G.,
   Ballet in America, N. Y., 1983; P а у  n  e  C  h.,  American  ballet
theatre, N. Y., 197S.
   H. Ю. Чернова.
   МОРОЗОВ Игорь Владимирович
   [6(19).5.1913, Луганск-24.11.1970, Москва], композитор. Окончил Моск.
коне. (1936), ученик В. Я. Шебалина. Писал  в  разл.  жанрах,  с  особым
успехом - музыку для детей.  Популярность  завоевал  его  балет  "Доктор
Айболит" (1947, Новосибирский т-р, балетм. М. Ф. Моисеев; Гос. пр. СССР,
1948), пост. во мн. т-рах России и др. стран.
   Лит.:  Ромм  В.,  Страницы  календаря  (Балет  И.  Морозова   "Доктор
Айболит"], "СБ", 1988, ј4.
   МОРОЗОВ Юрий Петрович (9.5.1881, Петербург  -  ?),  балетный  критик,
издатель, коллекционер. Сын пушкиниста и историка т-ра академика  П.  О.
Морозова.  Окончил  юридич.  ф-т  С.-Петерб.  ун-та  (1908).   Страстный
театрал, автор статей, поев. балету и т-ру, публиковавшихся в петерб.  и
моек. газетах и журналах "Театр и  иск-во",  "Санкт-Петерб.  ведомости",
"Петерб. газета", "Голос Москвы", "Ежегодник имп. т-ров",  а  также  сб.
стихотворных пародий на театр, и лит.  злобу  дня.  Псевдонимы:  Ю.  М.,
Балето-фил. Учредитель и ред.-издатель ж. "Балет" (СПб., 1907,  ј  1-3),
первого рус. специализированного издания в этой области,  затем  "Театр.
газеты" (СПб., 1907, ј 1-4), в к-рой осн.  внимание  уделялось  событиям
балетной жизни. М. обладал коллекцией раритетов, связанных с балетом,  в
т. ч. живописных. В„л переписку с А. А. Бахрушиным.
   Со ч.: Театр, журналы старого  времени.  СПб.,  1900;  Около  театра,
СПб., 1904.
   Лит.: Шамшина Л., Первое рус. периодич. издание, "СБ", 1984, ј 1.
   Н. В. Горбунова.
   МОРОЗОВА Валентина Николаевна (р.  15.2.1953,  Ленинград),  артистка.
Нар.  арт.  Рос.  Федерации  (1994).  По  окончании  ЛХУ  (педагоги   М.
Померанцева, А. А. Сапогов) в 1971-79 в Куйбышевском т-ре. Партии: Мирта
("Жизель"), фея Сирени; Мерседес ("Дон Кихот"), Солистка  ("Болеро").  С
1978 в Ленингр. т-ре  совр.  балета  под  рук.  Б.  Я.  Эйфмана.  Первая
исполнительница партий в  его  пост.:  Аглая  ("Идиот",  1980),  графиня
Розина ("Безумный  день",  1982),  Оливия  ("Двенадцатая  ночь",  1984),
Шурочка ("Подпоручик Ромашов", 1985), Маргарита ("Мастер  и  Маргарита",
1987),  Тереза  ("Убийцы",  1990),  Мать  ("Реквием",  1991),  фон  Мекк
("Чайковский",  1993).  Др.  партии:  Жар-птица;   Полли   ("Бумеранг"),
Настасья  Филипповна  ("Идиот"),  Солистка   ("Двухголосье"),   Солистка
("Автографы"). Снималась  в  телеэкранизациях  балетов  "Безумный  день"
(1984), "Двенадцатая ночь" (1986),  "Поединок"  (по  балету  "Подпоручик
Ромашов"), "Идиот" (оба 1987).
   В. А. Майниеце.
   МОСКОВСКАЯ ШКОЛА А. ДУНКАН, Студия имени А. Дункан,  открыта  3  дек.
1921. По решению сов. правительства, А. Дункан, приехавшей  в  Россию  в
июле 1921, и е„ школе был отвед„н особняк  на  ул.  Пречистенка,  20.  В
орг-ции школы деятельное участие принимал А. В.  Луначарский.  Гл.  цель
школы - воспитание гармонич.  личности  средствами  танца  и  музыки.  В
основу воспитания был положен принцип  свободы  творч.  самовыражения  в
процессе духовного формирования реб„нка, развития его  худож.  интуиции.
Гл. роль отводилась музыке - средству, способному дать импульс образному
воображению. Изучение танца начинали  с  простейших  элементов,  ритмич.
ходьбы, марша, бега, прыжков. Контингент учеников состоял в основном  из
детей моек. рабочих  в  возрасте  от  4  до  10  лет.  Первое  публичное
выступление уч-ся состоялось в 1921 в Большом т-ре на  праздновании  4-й
годовщины Окт. революции - А. Дункан вместе со своей при„мной дочерью  -

Страницы: «« « 177   178   179   180   181   182   183   184   185  186   187   188   189   190   191   192   193   194   195  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет