Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 166   167   168   169   170   171   172   173   174  175   176   177   178   179   180   181   182   183   184  » »»

Бетховена (1923),  балеты  "Байка  про  Лису.  Кота  да  Барана"  И.  Ф.
Стравинского. "Ледяная дева" (оба 1927), "Болт" Д. Д. Шостаковича (1931)
были  первыми  шагами  в  становлении  нового  балетного  т-ра.  В  1929
Лопуховым, Пономар„вым  и  Леон-тьевым  был  пост.  первый  сов.  балет,
принятый зрителем. - "Красный мак", в 1930 - др. балет на совр.  тему  -
"Золотой век" Шостаковича, созданный В. И. Вайноненом, Л. В. Якобсоном и
В. П. Чеснаковым. В 20- 30-х гг. в  коллектив  влились  выпускники  ЛХУ,
подготовленные  педагогами   Вагановой,   М.   Ф.   Романовой,   Е.   П.
Снетко-вой-Вечесловой, Н. П. Ивановским, Пономар„вым, Ширяевым.
   Среди них - H. А. Анисимова, Ф. И. Балабина, Т. М. Вечесло-ва, Н.  М.
Дудинская, А. Н. Ермолаев,  Н.  А.  Зубковский,  О.  Г.  Иордан,  М.  Т.
Сем„нова, К. М. Сергеев, Г. С. Уланова, В. М. Чабукиани, А.  Я.  Шелест.
Их таланты определили высочайший уровень исполнит,  иск-ва  в  ближайшие
десятилетия.
   30-е гг. отмечены интенсивным влиянием  на  балетный  т-р  драма-тич.
иск-ва,  что  связано  с  деятельностью  хореографов  Вайнонена,  Р.  В.
Захарова, Чабукиани и Л.  М.  Лавровского.  В  "Пламени  Парижа"  (1932,
балетм. Вайно-нен), "Сердце гор" (1938), "Лау-ренсии" (1939, оба балетм.
Чабукиани) балет стал танцуемой  пьесой,  гл.  герой  к-рой-нар.  массы.
"Бахчисарайский фонтан" (1934),  "Утраченные  иллюзии"  Б.  В.  Асафьева
(1936,  оба  балетм.  Захаров),  "Ромео  и  Джульетта"  (1940,   балетм.
Лавровский)  доказывали  близость  балету  психоло-гич.  драмы.  Попытка
реалистич. раскрытия совр. действительности была сделана в "Партизанских
днях" Асафьева (1937,  балетм.  Вайнонен)  -  балете,  целиком  реш„нном
средствами нар.-характерного танца. В соответствии  с  духом  времени  и
эстетикой драм-балета были реконструированы  "Лебединое  озеро"  (1933),
"Эсмеральда" (1935) -  оба  в  пост.  Вагановой  (в  1931-37  худ.  рук.
балетной труппы  т-ра),  "Щелкунчик"  (1934)  и  "Раймонда"  (1938,  оба
балетм. Вайнонен). Но стремление убрать  мистику,  добиться  реализма  и
даже социологизиро-вать "Лебединое озеро" и "Раймонду"  к  положительным
результатам не привело. Однако замена мимических сцен действенным танцем
в "Лебедином озере", танц. решение "Щелкунчика",  приблизившее  балет  к
поэтич.  содержанию   музыки   Чайковского,   продлили   сценич.   жизнь
спектаклей. В этот плодотворный  период  с  труппой  сотрудничали  комп.
Асафьев, реж. С. Э. Рад-лов, худ. В. В. Дмитриев, В. М. Ходасевич, С. Б.
Вирсаладзе,  П.  В.  Вильяме.  За  дириж„рским  пультом  стояли  В.   А.
Дранишни-ков, Е. А. Мравинский.
   В нач. Вел. Отечеств, войны т-р был эвакуирован в Пермь, где под рук.
Пономар„ва  шли  спектакли,  поставленные   ранее,   создавались   новые
("Гаянэ", 1942, балетм.  Анисимова).  Артисты,  оставшиеся  в  блокадном
Ленинграде, продолжали выступать перед публикой. В  Перми  и  Ленинграде
создавались конц.  бригады,  выезжавшие  на  фронт,  в  госпитали  и  на
предприятия. В 1943-47 в труппу вошли молодые артисты И. Д. Бельский, Б.
Я. Брегвад-зе, Л. И. Войшнис, Ю. Н. Григорович. И. Б. Зубковская, Н.  А.
Кургапкина, А. А. Макаров, О. Н. Моисеева, Н. А. Петрова. В. Д. Ухов, К.
В. Шатилов, Н. Б. Ястребова. Гусев, худ. рук. балета  в  1946-51.  смело
выдвигал  молод„жь  на  отв.  партии.  В  1947  были  показаны   балеты,
посвящ„нные войне. - "Татьяна" А. А. Крейна (балетм. В. П.  Бур-мейстер)
и "Милица" Асафьева  (балетм.  Вайнонен).  В  1949  хореогр.  пушкиниана
пополнилась чисто петерб.  произведением  -  балетом  "Медный  всадник",
пост.  Захаровым.  Линию  инсценировок  лит.  произв.  продолжил  "Тарас
Бульба" Б. А. Фенстера (1955). В балетах-пьесах  сказывались  не  только
положительные,  но  и  отрицательные  свойства  драмба-лета.  Требование
правдоподобия  нарушало  поэтику  условного  балетного  мира,   обедняло
средства  хореогр.   выразительности.   Полноправным   элементом   совр.
спектакля классич. танец оставался только в балетах-сказках:
   "Золушка" (1946. балетм. Сергеев).  "Весенняя  сказка"  Асафьева  (по
муз. материалам Чайковского;
   1947, балетм. Лопухов), "Шуралс" (1950. балетм. Якобсон). В 1948-  52
под рук. Сергеева (гл. балетм. в 1951-55 и 1960-70) созданы  новые  ред.
балетов  "Раймонда".  "Лебединое  озеро"  и  "Спящая  красавица",  к-рыс
сохраняются и поныне. Лопухов (худ. рук. труппы в 1951-56) сумел открыть
дорогу  экспериментальным  постановкам.  При  его  непосредств.   помощи
оформились замыслы тех  произведений,  к-рые  обозначили  творч.  подъ„м
труппы в кон. 50-х - нач.  60-х  гг.  Тогда,  ориентируясь  на  античную
пластику, Якобсон создал балет "Спартак" (1956).
   В спектакле "Хореографические  миниатюры"  (1958)  он  демонстрировал
универсальность выразительных возможностей танца. К совр. теме обратился
и Сергеев ("Тропою  грома".  1958).  Принципиальное  значение  приобрели
пост.  нового  поколения  балетмейстеров:  "Каменный  цветок"  (1957)  и
"Легенда  о  любви"  (1961)  Григоровича,  "Берег  надежды"   (1959)   и
"Ленинградская симфония"  (1961)  Бельского  возрождали  традиции  симф.
танца, разработанные  Петипа  и  продолженные  Лопуховым,  непрерывности
танц. действия. утвержд„нные Фокиным. Хореографы нашли новые  формы  для
воплощения  глубокого  философского  содержания.  Подлинными  соавторами
балетмейстеров стали артисты: И. Г. Генслер, А. И. Грибов, А. В. Гридин,
И. А. Колпакова. Т. Н. Легат, Э. В. Минч„нок,  А.  Е.  Осипенко,  К.  А.
Рассадин, А. А. Сапогов. О. Г. Соколов, К. И. Федичева, И. А.
   Черныш„в, позже Г.  Т.  Ком-лева.  А.  И.  Сизова,  Ю.  В.  Соловьев.
Казалось, т-р  был  на  подъ„ме,  о  ч„м  свидетельствовали  премьеры  и
успешные выступления в гл. балетных  центрах  мира  -  Париже,  Лондоне,
Нью-Йорке. Но премьеры вышли скорее вопреки, чем  благодаря  руководству
т-ра, а на гастролях. куда новые спектакли не были включены,  рецензенты
отмечали архаичность репертуара. Попытки экспериментировать пресекались,
к  критике  не  прислушивались,  несогласные  наказывались.  Казарменные
правила поведения. установленные для артистов за рубежом, спровоцировали
импульсивное решение Р. X. Ну-реева, блестяще  начинавшего  свой  творч.
путь, просить политического убежища во  Франции.  Вскоре  из  т-ра  уш„л
Бельский, назначенный гл. балетмейстером  Ленингр.  Малого  т-ра,  затем
Григорович, возглавивший  моек.  Большой  т-р.  В  т-ре  оставался  один
экспериментатор - Якобсон. к-рый упорно ш„л "против течения".  В  балете
"Клоп" на муз. Ф. Отказова и Г. И. Фиртича (1962) ему удалось  воплотить
образ Маяковского, показать процесс  создания  поэтом  сатирич.  образов
послерев.  мещанства;  в  балете  "Двенадцать"  Б.  И.  Тищен-ко  (1964)
воплотить рев. поэтику А. А. Блока; правдивой сказкой о войне стал балет
"Страна чудес" И. И. Шварца (1967). Хореогр. язык спектаклей Якобсона  и
др. балетмейстеров чаще исключал классич. танец. В этих условиях  важную
роль  в  поддержании  исполнительской  формы  играли  балеты   наследия.
"Жи-зель",   "Шопениана",   "Баядерка",   "Лебединое   озеро",   "Спящая
красавица" и "Раймонда" никогда надолго не  выпадали  из  репертуара.  С

Страницы: «« « 166   167   168   169   170   171   172   173   174  175   176   177   178   179   180   181   182   183   184  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет