|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 » »» Бетховена (1923), балеты "Байка про Лису. Кота да Барана" И. Ф.
Стравинского. "Ледяная дева" (оба 1927), "Болт" Д. Д. Шостаковича (1931)
были первыми шагами в становлении нового балетного т-ра. В 1929
Лопуховым, Пономар„вым и Леон-тьевым был пост. первый сов. балет,
принятый зрителем. - "Красный мак", в 1930 - др. балет на совр. тему -
"Золотой век" Шостаковича, созданный В. И. Вайноненом, Л. В. Якобсоном и
В. П. Чеснаковым. В 20- 30-х гг. в коллектив влились выпускники ЛХУ,
подготовленные педагогами Вагановой, М. Ф. Романовой, Е. П.
Снетко-вой-Вечесловой, Н. П. Ивановским, Пономар„вым, Ширяевым.
Среди них - H. А. Анисимова, Ф. И. Балабина, Т. М. Вечесло-ва, Н. М.
Дудинская, А. Н. Ермолаев, Н. А. Зубковский, О. Г. Иордан, М. Т.
Сем„нова, К. М. Сергеев, Г. С. Уланова, В. М. Чабукиани, А. Я. Шелест.
Их таланты определили высочайший уровень исполнит, иск-ва в ближайшие
десятилетия.
30-е гг. отмечены интенсивным влиянием на балетный т-р драма-тич.
иск-ва, что связано с деятельностью хореографов Вайнонена, Р. В.
Захарова, Чабукиани и Л. М. Лавровского. В "Пламени Парижа" (1932,
балетм. Вайно-нен), "Сердце гор" (1938), "Лау-ренсии" (1939, оба балетм.
Чабукиани) балет стал танцуемой пьесой, гл. герой к-рой-нар. массы.
"Бахчисарайский фонтан" (1934), "Утраченные иллюзии" Б. В. Асафьева
(1936, оба балетм. Захаров), "Ромео и Джульетта" (1940, балетм.
Лавровский) доказывали близость балету психоло-гич. драмы. Попытка
реалистич. раскрытия совр. действительности была сделана в "Партизанских
днях" Асафьева (1937, балетм. Вайнонен) - балете, целиком реш„нном
средствами нар.-характерного танца. В соответствии с духом времени и
эстетикой драм-балета были реконструированы "Лебединое озеро" (1933),
"Эсмеральда" (1935) - оба в пост. Вагановой (в 1931-37 худ. рук.
балетной труппы т-ра), "Щелкунчик" (1934) и "Раймонда" (1938, оба
балетм. Вайнонен). Но стремление убрать мистику, добиться реализма и
даже социологизиро-вать "Лебединое озеро" и "Раймонду" к положительным
результатам не привело. Однако замена мимических сцен действенным танцем
в "Лебедином озере", танц. решение "Щелкунчика", приблизившее балет к
поэтич. содержанию музыки Чайковского, продлили сценич. жизнь
спектаклей. В этот плодотворный период с труппой сотрудничали комп.
Асафьев, реж. С. Э. Рад-лов, худ. В. В. Дмитриев, В. М. Ходасевич, С. Б.
Вирсаладзе, П. В. Вильяме. За дириж„рским пультом стояли В. А.
Дранишни-ков, Е. А. Мравинский.
В нач. Вел. Отечеств, войны т-р был эвакуирован в Пермь, где под рук.
Пономар„ва шли спектакли, поставленные ранее, создавались новые
("Гаянэ", 1942, балетм. Анисимова). Артисты, оставшиеся в блокадном
Ленинграде, продолжали выступать перед публикой. В Перми и Ленинграде
создавались конц. бригады, выезжавшие на фронт, в госпитали и на
предприятия. В 1943-47 в труппу вошли молодые артисты И. Д. Бельский, Б.
Я. Брегвад-зе, Л. И. Войшнис, Ю. Н. Григорович. И. Б. Зубковская, Н. А.
Кургапкина, А. А. Макаров, О. Н. Моисеева, Н. А. Петрова. В. Д. Ухов, К.
В. Шатилов, Н. Б. Ястребова. Гусев, худ. рук. балета в 1946-51. смело
выдвигал молод„жь на отв. партии. В 1947 были показаны балеты,
посвящ„нные войне. - "Татьяна" А. А. Крейна (балетм. В. П. Бур-мейстер)
и "Милица" Асафьева (балетм. Вайнонен). В 1949 хореогр. пушкиниана
пополнилась чисто петерб. произведением - балетом "Медный всадник",
пост. Захаровым. Линию инсценировок лит. произв. продолжил "Тарас
Бульба" Б. А. Фенстера (1955). В балетах-пьесах сказывались не только
положительные, но и отрицательные свойства драмба-лета. Требование
правдоподобия нарушало поэтику условного балетного мира, обедняло
средства хореогр. выразительности. Полноправным элементом совр.
спектакля классич. танец оставался только в балетах-сказках:
"Золушка" (1946. балетм. Сергеев). "Весенняя сказка" Асафьева (по
муз. материалам Чайковского;
1947, балетм. Лопухов), "Шуралс" (1950. балетм. Якобсон). В 1948- 52
под рук. Сергеева (гл. балетм. в 1951-55 и 1960-70) созданы новые ред.
балетов "Раймонда". "Лебединое озеро" и "Спящая красавица", к-рыс
сохраняются и поныне. Лопухов (худ. рук. труппы в 1951-56) сумел открыть
дорогу экспериментальным постановкам. При его непосредств. помощи
оформились замыслы тех произведений, к-рые обозначили творч. подъ„м
труппы в кон. 50-х - нач. 60-х гг. Тогда, ориентируясь на античную
пластику, Якобсон создал балет "Спартак" (1956).
В спектакле "Хореографические миниатюры" (1958) он демонстрировал
универсальность выразительных возможностей танца. К совр. теме обратился
и Сергеев ("Тропою грома". 1958). Принципиальное значение приобрели
пост. нового поколения балетмейстеров: "Каменный цветок" (1957) и
"Легенда о любви" (1961) Григоровича, "Берег надежды" (1959) и
"Ленинградская симфония" (1961) Бельского возрождали традиции симф.
танца, разработанные Петипа и продолженные Лопуховым, непрерывности
танц. действия. утвержд„нные Фокиным. Хореографы нашли новые формы для
воплощения глубокого философского содержания. Подлинными соавторами
балетмейстеров стали артисты: И. Г. Генслер, А. И. Грибов, А. В. Гридин,
И. А. Колпакова. Т. Н. Легат, Э. В. Минч„нок, А. Е. Осипенко, К. А.
Рассадин, А. А. Сапогов. О. Г. Соколов, К. И. Федичева, И. А.
Черныш„в, позже Г. Т. Ком-лева. А. И. Сизова, Ю. В. Соловьев.
Казалось, т-р был на подъ„ме, о ч„м свидетельствовали премьеры и
успешные выступления в гл. балетных центрах мира - Париже, Лондоне,
Нью-Йорке. Но премьеры вышли скорее вопреки, чем благодаря руководству
т-ра, а на гастролях. куда новые спектакли не были включены, рецензенты
отмечали архаичность репертуара. Попытки экспериментировать пресекались,
к критике не прислушивались, несогласные наказывались. Казарменные
правила поведения. установленные для артистов за рубежом, спровоцировали
импульсивное решение Р. X. Ну-реева, блестяще начинавшего свой творч.
путь, просить политического убежища во Франции. Вскоре из т-ра уш„л
Бельский, назначенный гл. балетмейстером Ленингр. Малого т-ра, затем
Григорович, возглавивший моек. Большой т-р. В т-ре оставался один
экспериментатор - Якобсон. к-рый упорно ш„л "против течения". В балете
"Клоп" на муз. Ф. Отказова и Г. И. Фиртича (1962) ему удалось воплотить
образ Маяковского, показать процесс создания поэтом сатирич. образов
послерев. мещанства; в балете "Двенадцать" Б. И. Тищен-ко (1964)
воплотить рев. поэтику А. А. Блока; правдивой сказкой о войне стал балет
"Страна чудес" И. И. Шварца (1967). Хореогр. язык спектаклей Якобсона и
др. балетмейстеров чаще исключал классич. танец. В этих условиях важную
роль в поддержании исполнительской формы играли балеты наследия.
"Жи-зель", "Шопениана", "Баядерка", "Лебединое озеро", "Спящая
красавица" и "Раймонда" никогда надолго не выпадали из репертуара. С
Страницы: «« « 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |