Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2482   2483   2484   2485   2486   2487   2488   2489   2490  2491   2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498   2499   2500  » »»

движение  мысли,  суждено  ли  ему  найти  общее  признание,   войти   в
употребление. Отвергать новшества, опираясь при  этом  на  состав  языка
избранных писателей-классиков, очевидно неправильно, так  как  признание
классического  периода  в  истории  литературы  и  языка  ни  в  чем  не
противоречит  идее  его  дальнейшего  развития.  В  виду  связи   П.   с
общественными  и  политическими  воззрениями,  объекты   его   нападений
меняются. Русская литература прошлого века,  отрезанная  от  народа,  не
признавала права гражданства за провинциализмами, избегая "подлых"  слов
и выражений.  В  шестидесятых  годах  нынешнего  столетия  смеялись  над
архаизмами, реакция возмущается неологизмами. Воззрение, усматривающее в
усвоении  иностранных  слов  преступление  против  народности,  получает
особенную силу в эпохи подъема национализма. Так, в Германии еще с конца
прошлого века тянется длинный ряд полемических произведений  и  обществ,
имеющих  целью  очищение  родного   языка   от   иностранных,   особенно
французских заимствований  (Verwalschung).  Во  Франции,  где  вопрос  о
чистоте языка был еще до  классиков  предметом  тщательных  изысканий  и
забот и где он не  сходил  с  литературной  почвы,  он  не  имел  такого
острого, боевого характера, тем более что французский  язык  никогда  не
был загроможден в такой степени заимствованными словами,  как  немецкий.
Усилия немецких пуристов - в связи с поддержкой  правительства  -  имеют
некоторый успех; официальная терминология понемногу вытесняет  из  языка
иностранные названия (напр. Schaffner вместо Conducteur, Weitbewerb  вм.
прежнего Conkurrenz и т. п.); устраивают конкурсы с премиями за  удачные
слова для замены иностранных; получают  свои  особые  названия  предметы
обихода, повсюду известные под международными названиями: Fernsprecher -
телефон, Fahrrad - велосипед  и  др.  -  В  русский  язык  заимствования
хлынули с реформой Петра I, но поток их  был  задержан,  как  только  на
вопросы языка было обращено серьезное внимание. Приступив к  составлению
словаря, российская академия приняла к сведению переданные ей через  кн.
Дашкову указания императрицы: "в сочиняемом академией  словаре  избегать
всевозможным образом слов чужеземных, а наипаче  речений,  заменяя  оные
слова или древними или вновь  составленными".  Деятельность  академии  в
этом направлении была мало удачна (ср. заседания 17 сент. 1804 г.  и  23
марта 1805 г.); постановлено говорить вм.  аудитория  -  слушалище,  вм.
адъюнкт - приобщник, вм. актер - лицедей, вм. акростих - краестишие и т.
п.); вновь изобретенные слова не вытеснили из употребления  иностранных.
К началу XIX века относится и деятельность  Шишкова,  составившего  себе
знаменитость ярым П. на шовинистской основе. Дальнейшие стремления наших
пуристов отразились в деятельности Погодина (его доклады в Обществе Люб.
Росс. Словесности 7 и 9 сентября 1860 г.;  см.  "Жур.  Мин.  Нар.  Пр.",
1860); отметим также статьи Покровского ("Москвитянин", 1854;  т.  1)  и
Мейера ("Филолог. Зап.", 1876; май). В последнее  время  образовалось  в
СПб. общество со специальной целью заботиться о чистоте русского  языка.
Проявило некоторое стремление к  замене  иностранных  слов  коренными  и
русское правительство. Так, например, не говоря о переименовании Дерпта,
Динабурга, Динаминда, термин "ипотечный" предположено заменить  термином
"вотчинный"  ("Правит.  Вестн.",  1887,  ј100).  В   новой   иностранной
литературе интересна статья Мишеля  Бреаля  "Qu'appelle-t-on  purite  de
langage?" ("Journal des savants", 1897, апрель), по поводу книги Noreen,
"Om sprakrigtighet" (Упсала, 1888).
   Ар. Горнфельд.
   Пурим  (от  древнеперсид.  пур  -  жребий)  -   еврейский   праздник,
установленный в память спасения  персидских  евреев  от  истребления  их
Аманом, любимцем персидского царя Ахашвероша (Ксеркса в V в. до Р.  Хр.)
Пуритане. - В середине XVI в. кальвинизм, охвативший почти  всю  Европу,
перешел и в Англию. Здесь, рядом с реформацией, возникшей по  инициативе
правительства,  появилась  народная  реформация:  пуританизм  вступил  в
борьбу с официально преобразованной  церковью.  П.  обнимает  собой  все
протестантские   секты,   несогласные   с   "установленной"    церковью,
стремившиеся  очистить  ее  от  остатков  католицизма,  сохранившихся  в
англиканизме;  отсюда  и  название  их  -  "Пуритане"   (Purity,   англ.
=чистота). Кальвинизм давал религиозную санкцию политической  оппозиции.
Эта черта выразилась в  индивидуальном  протестантизме  XVII  в.,  когда
пуританская оппозиция из чисто религиозной превратилась в  политическую.
Пуританизм появился вследствие  самого  характера  англиканской  церкви,
представлявшей  компромисс   между   католицизмом   и   протестантизмом,
требовавшей единообразия церковной жизни и введенной королевской властью
вместе с парламентом. При Елизавете П.  представляли  чисто  религиозную
оппозицию. Хотя королева боролась с кальвинизмом,  но  число  П.  росло.
Большинство богатых торговцев и провинциальных джентльменов  были  тогда
П. Направление университетов было  пуританским.  Набожность  и  ученость
отличали П. Пуританская партия боролась против тех обрядов, которые  для
П. имели совершенно определенное символическое значение  и  не  казались
мелочами. Знамение креста при крещении,  стихарь,  передача  кольца  при
бракосочетании, коленопреклонение при причастии, поклон при имени Иисуса
и т. п. - все эти "суеверные церемонии" для П. были  равносильны  отмене
авторитета Св. Писания и прав совести. Сначала П. были преданы власти  и
настроение их не  было  чисто  революционным.  Они  верили  в  священный
характер власти и  божественные  права  короля,  но  проповедовал  общее
братство во Христе и распространяли идеи социального равенства. П. имели
огромное влияние на английскую культуру, оставив неизгладимые  следы  на
характере английской нации. Самым ярким типом пуританства был Мильтон, в
поэме которого великолепно отразились все крайности П. Строгий,  важный,
остерегавшийся  болтливости  и  легкомыслия,  стремившийся   к   полному
самообладанию, воздержанный во всем, ненавидевший роскошь и лень, П. был
прямолинеен,  жесток  и  нетерпим.  Он  враждебно  относился  к  вере  в
гуманность и в разум, признавая Библию единственным законом  Божиим;  он
весь был поглощен мыслью о  борьбе  с  Римом.  Образцом  для  английских
пуритан сделалась церковь, основанная Ноксом в  Шотландии.  Потом  Томас
Картрайт  систематизировал  пресвитерианские  воззрения,  а  во   второй
половине царствования Елизаветы среди  П.  появилась  секта  броунистов,
отвергавшая всякую церковную иерархию и принявшая радикальный  характер.
Впоследствии эта секта обратилась в политическую партию индепедентов. П.
в религиозном отношении были названы  "нонконформистами",  так  как  они
были  не  согласны  с  установленной   церковью.   При   Елизавете   они
подвергались преследованиям, но молились за королеву. Когда  на  престол
вступил Иаков  I  (1603  -  1625),  П.  думали,  что  наступил  для  них
благоприятный момент, так как король  был  воспитан  в  пресвитерианском
духе, и вышли к нему на встречу с так называемой "петицией тысячи" (1603
г.: "Millenary Petition"), под которой подписалось 827  человек,  т.  е.

Страницы: «« « 2482   2483   2484   2485   2486   2487   2488   2489   2490  2491   2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498   2499   2500  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь