Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2483   2484   2485   2486   2487   2488   2489   2490   2491  2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498   2499   2500   2501  » »»

1/10 часть духовенства Англии.  Петиционеры  требовали  отмены  обрядов,
реформы церковного суда,  более  строгого  соблюдения  воскресного  дня,
который они отождествляли с еврейской субботой. Король  принял  петицию,
обещал созвать конференцию епископов и богословов для ее обсуждения,  но
обещания не сдержал. Через несколько  времени  король  объявил,  что  он
заставит быть их конформистами или выгонит  их  из  Англии.  С  1605  г.
начались изгнания пуритан и выселение их в Америку. XVII в. в Англии был
временем культурной, религиозной, социальной и  политической  борьбы.  В
этой борьбе парии  политические  соединились  с  партиями  религиозными.
Центральную роль играл пуританизм, который  разделился  на  две  крупные
фракции: пресвитериан  и  индепендентов.  Борьба  приняла  (с  1633  г.)
ожесточенный характер при  Лауде,  который  стремился  уничтожить  П.  В
долгом парламенте верх одержали  пресвитериане,  а  П.  мечтали  уже  об
установлении  в  Англии  республики.  Организатором  индепендентства   и
выразителем пуританского образа мыслей был Кромвель.  Политическая  роль
П. окончилась с возвращением  Карла  II  (25  мая  1660  г.).  В  первой
половине XVIII века, с 1729 г., П. возродились в виде медотистов. Ср. O.
Brosch, "Cromvell und puritanische Revolution"; Neal,  "History  of  the
puritans" (1732); Fletcher, "The history of the revival and progress  ot
Independency  in  England";  Barclay,  "Inner  life  of  the   religious
Societies of  the  Commonwealth";  Weingarten,  "Die  Revolutionskirchen
Englands";  Waddington,  "Congregational  history";  С.  С.  Фортунатов,
"Представитель индепендентов Генри Вен".
   П. Конский.
   Пурпур - драгоценная в древности краска,  добывавшаяся  из  выделения
особых желез некоторых переднежаберных моллюсков из рода  Murex  (именно
М. brandaris и М. trunculus). Железы, выделяющие П., свойственны и  нек.
др.  моллюскам,  напр.  обыкновенной  на  морских  берегах  Purpura.   В
настоящее время П. совершенно утратил значение и добывание его давно уже
прекратилось, так как он с успехом заменен  более  дешевыми  и  удобными
минеральными красками.
   А. П. Л.
   Пуссен  (Никола  Poussin,  1594  -  1665)  -  знаменитый  французский
исторический живописец и пейзажист, родился в Нормандии,  первоначальное
художественное образование получил на своей родине,  а  потом  учился  в
Париже, под руководством Кентена Варена  и  Ж.  Лаллемана.  В  1624  г.,
будучи уже довольно известным  художником,  П.  отправился  в  Италию  и
близко сошелся в Риме с поэтом Марини, внушившим ему любовь  к  изучению
итальянских поэтов. произведения которых дали П. обильный  материал  для
его композиций. После смерти Марини, П.  оказался  в  Риме  безо  всякой
поддержки. Обстоятельства его улучшились лишь после того, как  он  нашел
себе покровителей  в  лице  кардинала  Франческо  Барберини  и  кавалера
Kaccианo дель-Поццо, для  которого  были  написаны  им  "Семь  таинств".
Благодаря серии этих превосходных картин, П. в  1639  г.  был  приглашен
кардиналом Ришелье в Париж, для украшения Луврской галереи. Людовик XIII
возвел его в звание своего первого живописца. В  Париже  П.  имел  много
заказов, но у него образовалась партия противников.  в  лице  художников
Bye, Брекьера и Мерсье, ранее  его  трудившихся  над  украшением  Лувра.
Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся  покровительством
королевы школа Bye. Поэтому, в 1642 г., П. покинул Париж и возвратился в
Рим, где и жил до самой своей смерти. П. был особенно силен  в  пейзаже.
Воспользовавшись  результатами,  достигнутыми  в  этом   роде   живописи
болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами,  он  создал  так
назыв.  "героический  пейзаж",  который,  будучи  компанован   сообразно
правилам  уравновешенного  распределения  масс,  при  своих  приятных  и
величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического
золотого века. Пейзажи  Пуссена  проникнуты  серьезным,  меланхолическим
настроением.  В  изображении  фигур  он  держался  антиков,  через   что
определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская  школа
живописи.  Как  исторический  живописец,  П.  обладал  глубоким  знанием
рисунка  и  даром  композиции.   В   рисунке   он   отличается   строгой
выдержанностью стиля и правильностью. Ему принадлежит та  заслуга,  что,
благодаря  любви  к  классицизму,  которую   он   умел   внушить   своим
соотечественникам, на некоторое время был  приостановлен  развившийся  у
французских  художников  вкус  к  вычурному  и   манерному.   К   лучшим
историческим картинам П., из которых большая часть хранится  в  Луврском
музее, в Париже, должны быть отнесены:  "Всемирный  потоп",  "Германик",
"Взятие  Иерусалима",  "Тайная   вечеря",   "Ревекка",   "Женаблудница",
"Моисей-младенец",  "Поклонение  золотому  тельцу",  "Иоанн  Креститель,
крестящий  в  пустыне"  и  "Аркадские  пастухи".  Императорский  Эрмитаж
обладает 21-м произведением этого мастера: из  них  наиболее  любопытны:
"Моисей, источающий воду из камня" (ј 1894), "Эсфирь пред  Артаксерксом"
(ј 1397),  "Триумф  Нептуна  и  Амфритриты"  (ј  1400),  "Воздержанность
Сциппиона" (ј 1406), "Танкред и Эрминия" (ј  1408)  и  два  исторических
пейзажа (јј 1413 и 1414). С картин П. гравировали: Шато, Пуайльи, Одран,
Пеен и Клодина Стелла. См. Cambry, "Essai sur lа vie et les ouvrages  du
Poussin" (П., VII); Gaul de St.-Germain, "Vie de N.  Poussin,  considert
comme chef de l'ecole francaise" (П., 1806); H. Bouchit, "N. Poussin  sa
vie et son oeuvre, suivi d'une notice sur la vie et les ouvrages de  Ph.
de Champagne et de Champagne le neveu"  (П.,  1858);  Poillon,  "Nicolas
Poussin, etude biographique" (2 изд., Лилль, 1875).
   Пустельга (Tinnunculus alaudarius) - небольшая хищная птица  из  сем.
соколиных (Falconidae)  ростом  немного  больше  кобчика.  От  настоящих
соколов П.  отличается  более  короткими,  слегка  вздутыми  пальцами  и
сравнительно более длинным  хвостом,  до  конца  которого  не  достигают
крылья. Их когти и клюв, снабженный большим острым  зубовидным  выступом
по краю надклювья, устроены так же, как у соколов. П.,  как  большинство
соколов, окрашена очень пестро. Обыкновенно основной цвет головы  и  шеи
самца - пепельно-серый, также как и нижней части спины и рулевых  перьев
хвоста. Основной цвет остальных перьев, а также лоб, брови и горло самца
   -  более  или  менее  рыжего  цвета,  с  часто  сильным   серым   или
голубовато-серым налетом. Хвост на  конце  рыжеватый  или  беловатый,  с
широкой черной поперечной полосой перед  концом.  Маховые  перья  бурые.
Восковица и ноги - желтые. Когти черные. Самка окрашена бледнее,  причем
общий цвет ее более рыжий; хвост тоже не серого, а  темно-рыжого  цвета.
Рыжий цвет молодых птиц светлее, чем у взрослых. П.  -  очень  подвижная
птица. Большую часть дня она летает невысоко над землей, отыскивая пищу.
Временами она останавливается в воздухе, характерно распустив свой хвост
и быстро махая крыльями (отсюда местное название ее "трясучка"). Пища ее
состоит, главным образом,  из  насекомых  и  мелких  грызунов,  а  также

Страницы: «« « 2483   2484   2485   2486   2487   2488   2489   2490   2491  2492   2493   2494   2495   2496   2497   2498   2499   2500   2501  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь