|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2487 2488 2489 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 » »» за стенами лицея, что заставило смотреть на него иными глазами и его
самолюбивых родителей, только что переселившихся в Петербург на
постоянное жительство. 16-ти-летний лицеист отдался поэзии, как
призванию, тем более, что через отца и дядю он имел возможность
познакомиться лично с ее наиболее уважаемыми им представителями: к нему
в лицей заезжали Жуковский и Батюшков, ободряли его и давали ему советы
(особенно сильно и благотворно было влияние Жуковского, с которым он
быстро и близко сошелся летом 1815 г.; см. стих. "К Жуковскому").
Профессора начинают смотреть на него как на будущую известность;
товарищи распевают хором некоторые его пьесы в лицее же положенные на
музыку. В своих довольно многочисленных стихотворениях 1815 г. П. уже
сознает силу своего таланта, высказывает глубокую благодарность музе,
которая скрасила ему жизнь божественным даром, мечтает о тихой жизни в
деревне, при условии наслаждения творчеством, но чаще представляет себя
эпикурейцем учеником Анакреона, питомцем нег и лени, поэтом
сладострастия, и воспевает пирушки, которые, по-видимому, были гораздо
роскошнее и многочисленнее в его воображении, чем в действительности. В
это время в П. начинает вырабатываться способность истинного художника
переселяться всецело в чуждое ему миросозерцание, и он переходит от
субъективной лирики к объективной (см. стихотв. "Лицинию") и даже к
эпосу ("Бова", "Казак"). Судя по отрывку его лицейских записок (изд.
фонда, V, 2), написанное им в этом году представляет собою только малую
часть задуманного или начатого: он обдумывает героическую поэму ("Игорь
и Ольга"), начинает комедию и пишет повесть в роде
фантастикотенденциозных повестей Вольтера, которого изучает весьма
серьезно. Стих П. становится еще более изящным и легким; местами
образность выражений доходит до небывалой в нашей новой словесности
степени ("Мечтатель"); зато местами (особенно в похвальных,
псевдоклассических стихотворениях, напр. "На возвращение государя из
Парижа") даже свежая, оригинальная мысль поэта еще не умеет найти себе
ясного выражения. В 1816 г. известность П. уже на столько велика, что
стареющийся лирик Нелединский-Мелецкий, которому императрица Марья
Федоровна поручила написать стихи на обручение великой княжны Анны
Павловны с принцем Оранским, прямо отправляется в лицей и заказывает
пьесу П., который в час или два исполняет заказ вполне
удовлетворительно. Известные светские поэты (кн. П. А. Вяземский, А. А.
Шишков) шлют ему свои стихи и комплименты, и он отвечает им, как равный.
Дмитриев и Карамзин выражают очень высокое мнение об его даровании
(последний летом этого года жил в Царском, и П. был у него в доме своим
человеком); с Жуковским, которого после смерти Державина считали первым
поэтом, Пушкин уже сотрудничает ("Боже царя храни!"). Круг литературного
образования П. значительно расширяется: он перечитывает старых поэтов,
начиная с Тредьяковского, и составляет о них самостоятельное суждение;
он знакомится с немецкой литературой (хотя и во французских переводах).
Анакреонтические мотивы Батюшкова начинают, в произведениях П., уступать
место романтизму Жуковского. В наиболее задушевных стихотворениях П.,
господствует элегическое настроение, которое в самом конце пьесы
своеобразно заканчивается примиряющим аккордом (например "Послание к
Горчакову"). Вообще последние строчки стихотворений П. уже теперь
приобретают особую полноту мысли; рельефность и звучность. Крупный факт
внутренней жизни поэта за это время - юношеская, поэтическая любовь к
сестре товарища, К. П. Бакуниной, которая жила в Царском Селе летом и
иногда посещала лицей зимою; самые тонкие оттенки этого идеального
чувства, то пережитые, то вычитанные у других лириков (Парни и Вольтер
по-прежнему остаются его любимцами). П. в состоянии выразить своим
мягким и нежным стихом, которым он иногда позволяет себе играть, подобно
трубадурам или мейстерзингерам (см. стихотворение "Певец"). Идеальная
любовь П.; по-видимому, не мешала увлечениям иного рода; но и для них он
умел находить изящное выражение, то в полународной форме романса -
песенки в тоне Дмитриева и Нелединского ("К Наташе", горничной княжны
Волконской), то с привнесением оригинальной идеи (напр, "К молодой
вдове"). Умные мысли, искреннее чувство и изящные пластичные образы
находим мы у П. даже в именинных поздравлениях товарищам и в альбомных
стихотворениях, которые он писал им перед выпуском и копии с которых
сохранял: видно, что и тогда уже он дорожил каждым стихотворным словом
своим и никогда не брался за перо только для того, чтобы наполнить
пустую страницу. В языке его теперь чаще прежнего встречаются смелые для
того времени, чисто народные выражения (в роде: частехонько, не взвидел
и пр.), до тех пор освященные примером одного Крылова (его П. изучал уже
с 15-летнего возраста; см. "Городок"). Благодаря лицейской свободе, П. и
его товарищи близко сошлись с офицерами лейб-гусарского полка, стоявшего
в Царском Селе. Это было не совсем подходящее общество для 17-тилетних
"студентов", и вакхическая поэзия П. именно здесь могла перейти из
области мечтаний в действительность; но не следует забывать, что среди
лейбгусар П. встретил одного из самых просвещенных людей эпохи (притом
убежденного врага всяких излишеств), П. Я. Чаадаева, который имел на
него сильное и благотворное влияние в смысле выработки убеждений и
характера; да и прославившийся своими проказами и "скифскою жаждою". П.
Н. Каверин учился в геттингенском университете, и не даром же П. видел в
нем живое доказательство того,
Что резвых шалостей под легким покрывалом
И ум возвышенный и сердце можно скрыть (см. "Послание к Каверину", в
первонач. виде).
Дружеские отношения с лейб-гусарами и свежая память о войнах 1812 -15
гг. заставили и П. перед окончанием курса мечтать о блестящем мундире;
но отец, ссылаясь на недостаток средств, согласился только на
поступление его в гвардейскую пехоту, а дядя убеждал предпочесть службу
гражданскую. П., повидимому без особой борьбы и неудовольствия,
отказался от своей мечты и в стихах стал подсмеиваться над
необходимостью "красиво мерзнуть на параде". Его гораздо более прельщала
надежда "погребать покойную академию и Беседу губителей российского
слова" (письмо кн. Вяземскому от 27 марта 1816 г.); он рвался в бой, но
в бой литературный. По родственным и дружеским связям, а еще более по
личному чувству и убеждению он был всецело на стороне последователей
Карамзина в Жуковского и вообще всего нового и смелого в поэзии. Еще на
лицейской скамье он был пылким "арзамасцем", в самых ранних
стихотворениях воевал с "Беседой" и кн. Шаховским, и на них впервые
оттачивал свое остроумие. "Арзамас" оценил его талант и рвение и считал
его заранее своим действительным членом. На публичном выпускном экзамене
П. читал свое написанное по обязанности (в духе времени), но местами
Страницы: «« « 2487 2488 2489 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |