|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 » »» комнатке михайловского дома, читает, делает заметки и пишет, а по
вечерам слушает и записывает сказки своей няни и домоправительницы. Под
влиянием обстановки теперь он больше, чем прежде, интересуется всем
отечественным: историей, памятниками письменности и народной живою
поэзиею; он собирает песни (для чего иногда переодевается мещанином),
сортирует их по сюжетам и изучает народную речь, чем пополняет пробелы
своего "проклятого" воспитания. Но это изучение родины идет не в ущерб
его занятиям литературой и историей всемирной. Он вчитывался в Шекспира,
в сравнении с которым Байрон, как драматург, теперь кажется ему слабым и
однообразным. В тоже время он воспроизводит с удивительной точностью
поэтический стиль и объективное миросозерцание Магометова Корана.
Восток, Шекспир и изучение исторических источников, вместе с годами и
одиночеством, заставляют его спокойно смотреть на мир Божий, больше
вдумываться, чем чувствовать, философски относиться к прошлому и
настоящему, если только последнее не возбуждало страстей его. В янв.
1825 г. П. посетил будущий декабрист И. И. Пущин, который привез ему
"Горе от ума"; он заметил в поэте перемену к лучшему: П. стал
"серьезные, проще, рассудительнее". Мельком прослушанная комедия вызвала
известное письмо П. к Бестужеву (ј 95), показывающее необыкновенную
тонкость и зрелость критического суждения (написанное двумя месяцами
позднее письмо к тому же Бестужеву ј 103 - применяет такую же критику ко
всему ходу современной ему литературы и совпадает во многом с наиболее
светлыми идеями Белинского). Умственная и художественная зрелость, ясно
сознаваемая поэтом (немного позднее П. пишет Н. Н. Раевскому: "я
чувствую, что дух мой вполне развился: я могу творить") и твердо
установившееся миросозерцание, проявляющееся в стихотворениях этого
периода, не мешали ему страшно томиться одиночеством и выдумывать
довольно несбыточные планы для своего освобождения из "обители пустынных
вьюг и хлада". С братом Львом и дерптским студентом Вульфом, сыном
Осиповой, он составил нечто в роде заговора с целью устроить себе побег
за границу, через Дерпт, и одно время настолько верил в возможность
этого дела, что прощался с Россией прекрасным (неоконченным)
стихотворением. В то же время он испытал и легальное средство: под
предлогом аневризма он просит позволения ехать для операции и лечения в
одну из столиц или за границу. План бегства не осуществился, а для
лечения П. был предоставлен г. Псков. Весною Пушкина посетил бар.
Дельвиг. На осень он остался совсем один, за временным отъездом соседок.
От этого усиливается и жажда свободы, и творческая производительность: к
зиме он оканчивает IV главу "Онегина", "Бориса Годунова" и поэму "Граф
Нулин". Узнав о 14 дек., П. сперва хотел ехать в Петербург, затем
вернулся, чтобы подождать более положительных известий, а получив их,
сжег свои тетради. С крайне тяжелым чувством следил он за ходом арестов.
Успокоившись и одумавшись, он решил воспользоваться отсутствием своего
имени в списках заговорщиков и начал хлопотать о своем возвращении,
сперва частным образом, потом официально. В июле 1826 г. П. послал через
губернатора письмо государю, с выражением раскаяния и твердого намерения
не противоречить своими мнениями общепринятому порядку. Вскоре после
коронации он был с фельдъегерем увезен в Москву и 8 сент., прямо с
дороги, представлен государю, с которым имел довольно продолжительный и
откровенный разговор, после чего получил позволение жить где угодно
(пока еще кроме Петербурга, куда доступ был ему открыт в мае 1827 г.),
причем император вызвался быть его цензором.
Напряженная работа мысли Пушкина в михайловский период наглядно
выразилась тем, что с этого времени он начал писать и прозаические
статьи: в 1823 г. он напечатал в "Московском Телеграфе" очень едкую
заметку "О M-me Сталь и Г-не М." (за подписью Ст. Ар., т. е. старый
арзамасец), где выразил свое уважение и благодарность знаменитой
писательнице за симпатию, с которой она отнеслась к России, - и статью:
"О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова", в которой
он дает глубоко обдуманный очерк истории русского языка и такую умную и
точную характеристику Ломоносова, что ее и до сих пор смело, с великою
пользою, можно вводить в учебник словесности. Эти два года - из самых
плодотворных и для лирики П. В начале он обрабатывает мотивы привезенные
с юга, яркие краски которого видны в "Аквилоне", "Прозерпине",
"Испанском романсе" и др. Затем проявляются в его пьесах вновь созревшие
мысли и более прежнего уравновешенные чувства ("Разговор книгопродавца с
поэтами"; два "Послания к цензору"); даже "Вакхическая песня", по
исходной точке тожественная с юной его лирикой, заканчивается глубоко
гуманной мыслью. Форма еще совершеннее: на невольном досуге даже
шутливые пьесы, как "Ода гр. Хвостову", отделываются необыкновенно
тщательно. К концу периода немногочисленные лирич. произведения выражают
лишь скоропреходящие настроения минуты: П. всецело погружен в поэмы и
драму. Еще 10 окт. 1824 г. он окончил поэму "Цыганы", начатую в Одессе
10 месяцами раньше. Хотя она напечатана только в 1827 г., но оказала
сильное и благотворное влияние на публику много раньше, так как
сделалась известной в огромном количестве списков. Имя героя
(Алеко-Александр) показывает, что по первоначальному замыслу он должен
был воспроизвести самого поэта; затем, по мере освобождения П. из под
влияния Байрона, Алеко оказывается первым ярко и объективно очерченным
характером, в обработке которого байронизм подвергается жестокому
осуждению, трезвость и гуманность содержания, необыкновенная ясность
плана, небывалая простота и живописность языка, рельефность всех трех
действующих лиц и их положений, драматизм главных моментов, полный
реализм обстановки и наконец целомудрие при изображении полудикой,
свободной любви - все это черты новые даже в П., не говоря о современной
ему поэзии. Противопоставление эгоизма грозного обличителя общественных
зол Алеко, который "для себя лишь хочет воли", истинному свободолюбию и
справедливости старого цыгана - первый гражданский подвиг П., "смелый
урок", который дает поэт черни; лучшее доказательство его убедительности
и великой полезности - вдохновенно кроткие строки великого критика,
Белинского. Всецело михайловскому периоду принадлежит "Граф Нулин", о
происхождении которого автор говорит: "перечитывая "Лукрецию", довольно
слабую поэму Шекспира, я подумал: что если б Лукреции пришла в голову
мысль дать пощечину Тарквинию? Быть может, это охладило бы его
предприимчивость, и он со стыдом принужден был отступить... Мысль
пародировать историю и Шекспира ясно представилась, я не мог противиться
двойному искушению и в два утра написал эту повесть". "Гр. Нулин", по
необыкновенной легкости стиха и стройности рассказа, и производит
впечатление капризного вдохновения минуты. Критика жестоко напала на П.
за безнравственность его поэмки, но читатели (и, как свидетельствует гр.
Страницы: «« « 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |