|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 2512 » »» Бенкендорф, император Николай) были чрезвычайно довольны ею. Это одно из
немногих произведений П., свидетельствующих о его таланте изображать и
отрицательную сторону жизни. По сравнению с Гоголем, его сатира кажется
более легкой, как будто поверхностной; но невозможно указать в нашей
литературе другое изображение пошлости русских парижан того времени,
более типичное и резкое по существу; да и вся помещичья жизнь, с виду
такая патриархальная, оказывается насквозь проеденною распутством. На
поэмке видно и влияние "Беппо" Байрона, и изучение русской литературы
XVIII в., воевавшей с петиметрами, и увлечение ехидным сарказмом
Крылова: но изящный реализм целого и подробностей всецело принадлежит П.
В Михайловском написана также народная баллада "Жених"; сюжет ее -
обломок из кишиневской поэмы "Братья-Разбойники", теперь, под влиянием
рассказов Арины Родионовны, обработанный как сказкаанекдот. с эффектной
развязкой. Как в форме стиха, так и в содержании П., очевидно,
соперничает с Жуковским (с "Громобоем" и другими русскими, балладами) и
в смысле народности одерживает над учителем блестящую победу. Самое
крупное и задушевное произведение михайловского периода - "Борис
Годунов", или, как сам П. озаглавил его: "Комедия о настоящей беде
московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве". П. начал
ее в конце 1824 г. и окончил к сентябрю 1825 г., усердно подготовившись
к ней чтением. "Изучение Шекспира, Карамзина и старых наших летописей
дало мне мысль оживить в драматической форме одну из самых драматических
эпох нашей истории. Шекспиру я подражал в его вольном и широком
изображении характеров; Карамзину следовал я в светлом развитии
происшествий; в летописях старался угадать язык тогдашнего времени;
источники богатые: успел ли я ими воспользоваться, не знаю". Сам П.
называет "Бориса Годунова" романтической драмой и тем указывает на
главное теоретическое пособие - "Чтение о драматическом искусстве" А. В.
Шлегеля, откуда он воспринял резко отрицательное отношение к трагедии
классической и идею национальной драмы (отсюда и заглавие), но отринул
все узкоромантическое, мечтательное и мистическое (как и из Карамзина
исключил все сентиментальное). Над каждым, даже третьестепенным лицом он
работал с необыкновенным прилежанием: целые сцены, вполне отделанные, он
исключал, чтоб не ослабить впечатления целого. По окончании труда, П.
был чрезвычайно доволен им. "Я перечел его вслух один, бил в ладоши и
кричал: ай-да Пушкин!" Но он не спешит печатать "Бориса" и держит его в
портфеле целые 6 лет: он сознает, что его пьеса - революция, до
понимания которой пока не доросли ни критика, ни публика, и предвидит
неуспех, который может невыгодно отразиться на самом ходе дорогого ему
дела. Даже восторг московских литераторов, которых во время чтения 12
окт. 1826 г. "кого бросало в жар, кого в озноб, волосы поднимались
дыбом" и пр. (Барсуков, "Жизнь и труды Погодина", II, 44), даже видимый
успех "Сцены в келье", которую П. напечатал в начале 1827 г. ("Моск.
Вест.", ј 1), не заглушили его опасений, и они оправдались вполне. Когда
в начале 1831 г. вышел "Борис", со всех сторон послышались возгласы
недоумения и недовольства или резного осуждения: классики искали
"сильных, возвышенных чувствований"и находили только "верные списки с
обыкновенной природой"; поклонники П. и романтики искали "блестков",
свойственных поэту, разгула страстей и поразительных эффектов и
находили, что здесь все слишком просто, обыденно, почти скучно; огромное
большинство признавало Бориса "выродком", который не годится ни для
сцены, ни для чтения. Катенин называет драму "ученическим опытом",
"куском истории", разбитым на мелкие сцены, а женский крик за сценой
признает прямо "мерзостью"; И. А. Крылов прилагает к ней анекдот о
горбуне. С другой стороны, кн. Вяземский находит в "Борисе" "мало
создания"; Кюхельбекер ставит его ниже "Т. Тассо" Кукольника. Только
Киреевский в "Европейце", да отчасти Надеждин поддержали П. Позднее все,
даже и Белинский, еще со времен студенчества восторгавшийся прекрасными
частностями, упрекали П. за рабское следование Карамзину. П. был глубоко
огорчен нападениями, на которые ответила за него история: этот "выродок"
явился отцом всей национальной русской драмы, и внутренняя величавая
стройность этих "обломков" Карамзина теперь ясна всякому ученику
гимназии. Зиму 1826-27 г. П. провел главным образом в Москве (он уезжал
по осени в Михайловское, где с наслаждением смотрели, на "покинутую
тюрьму", и в Псков), живя у Соболевского на Собачьей площадке, в дер.
Ренкевич. Он вполне наслаждался своей свободой и обществом, тем более,
что москвичи приняли его с распростертыми объятиями, как величайшего
поэта (в начале 1826 г. вышло 1-е изд. его "Стихотворений"), либеральная
молодежь видела в нем чудом спасенного друга декабристов, которым он
шлет "Послание в Сибирь", а убежденные защитники существующего порядка
радовались искреннему его примирению с правительством ("Стансы"). П.
широко пользовался до тех пор мало знакомой ему благосклонностью судьбы;
он посещал и салоны умных дам (напр. кн. З. Волконской), и светские
балы, и сходбища так назыв. "архивной молодежи", и холостые пирушки.
Рассеянная жизнь не мешала ему работать. Недовольный существовавшими
тогда журналами и альманахами, он еще в Михайловском мечтал об основании
серьезного и добросовестного журнала; теперь оказалось возможным
осуществить эти мечтания. Среди "архивной молодежи", из которой иные,
как Д. Веневитинов, импонировали даже П. умом своим и талантом, он нашел
людей, ему сочувствующих. Было решено издавать, при постоянном участии
П., "Московский Вестник", в редакторы которого был избран М. Н Погодин.
В продолжение трех лет П. добросовестно служил новому журналу (в тоже
время он считал своим нравственным долгом поддерживать альманах бар.
Дельвига "Северные Цветы"), хотя в его отношениях к московскому кружку
нельзя не заметить некоторой двойственности. Он вполне сочувствовал его
серьезному взгляду на литературу, его убеждению в праве искусства на
безграничную свободу и желанию низвергнуть господство французского
вкуса, но он вовсе не хотел подчинять нашу юную словесность философским
немецким теориям (которые он и понимал неясно). К московскому году жизни
П. относятся "Записка о народном образовании", написанная по поручению
государя, и "Сцена из Фауста". "Записка" очевидно, вытекла из разговора
императора с П., в котором поэт указал на плохую систему воспитания
русских дворян, как на причину появления декабристов: она развивает ряд
мыслей оригинальных и умных, иногда односторонних, но во всяком случае
не соответствовавших видам правительства. "Новая сцена между
Мефистофелем и Фаустом" написана под влиянием Веневитинова, который в
стихотворном послании убеждал П. изучать Г„те. Содержание ее вымышлено и
далеко не вполне в духе Г„те; Фауст П. выражает только одну сторону
прототипа - рефлексию, убивающую всякое наслаждение, и представляет
амальгаму из Гете и Байрона. Беспощадный анализ Мефистофеля ближе к
Страницы: «« « 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 2510 2511 2512 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |