|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2486 2487 2488 2489 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 » »» общеобразовательных предметов, в нее входили и философские и
общественноюридические науки. Число воспитанников было ограничено, и они
были обставлены наилучшим образом: никаких унизительных наказаний не
было; каждый имел свою особую комнатку, где он пользовался полной
свободой. В отчете о первом годе конференция лицея говорит, что ученикам
"каждая истина предлагалась так, чтобы возбудить самодеятельность ума и
жажду познания... а все пышное, высокопарное, школьное совершенно
удаляемо было от их понятия и слуха"; но отчет, как говорит Анненков,
больше выражает идеал, нежели действительность. Прекрасные
преподаватели, отчасти вследствие плохой подготовки слушателей, отчасти
по другим общественным и личным причинам, оказались ниже своей задачи -
давали зубрить свои тетрадки (не исключая и Куницына); иные, как
например любимец лицеистов А. И. Галич, участвовали в пирушках своих
аристократических учеников и мирволили им в классах и на экзаменах. Даже
самая свобода или, точные, безнадзорность приносила некоторый вред
слишком юным "студентам", знакомя их с такими сторонами жизни, которые
выгоднее узнавать позднее. К тому же, на третий год существования лицея
скончался его первый директор, и почти два года (до назначения Е. А.
Энгельгарта, в 1816 г.) настоящего главы в заведении не было;
преподавание и особенно воспитательная часть пострадали от того весьма
существенно. Но с другой стороны, та же свобода, в связи с хорошей
педагогической обстановкой, развивала в лицеистах чувство человеческого
достоинства и стремление к самообразованию. Если солидные знания и
приходилось окончившим курс приобретать своим трудом впоследствии, то
лицею они были обязаны охотой к этому труду, общим развитием и многими
гуманными, светлыми идеями. Вот почему они и относились с таким теплым
чувством к своему учебному заведению и так долго и единодушно поминали
19-е октября. Чтение римских прозаиков и поэтов было поставлено в лицее
довольно серьезно: классическую мифологию, древности и литературу
лицеисты, в том числе П., знали не хуже нынешних студентов. Способности
П. быстро развернулись в лицее: он читал чрезвычайно много и все
прочитанное прекрасно помнил; больше всего интересовался он франц. и
русской словесностью и историей; он был одним из самых усердных
сотрудников в рукописных лицейских журналах и одним из деятельных членов
кружка лицейских новеллистов и поэтов (Илличевский, Дельвиг, Кюхельбекер
и др.), которые, собираясь по вечерам, экспромтом сочиняли повести и
стихи. Учился П. далеко не усердно. Кайданов, преподававший географию и
историю, аттестует его так: "при малом прилежании оказывает очень
хорошие успехи, и сие должно приписать одним только прекрасным его
дарованиям. В поведении резв, но менее противу прежнего". Куницын,
профессор логики и нравственных наук, пишет о нем: "весьма понятен,
замысловат и остроумен, но крайне не прилежен. Он способен только к
таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его
очень не велики, особенно по части логики". Из товарищей знавшие его
впечатлительную натуру и отзывчивое, мягкое сердце, искренно любили его;
большинство, замечавшее только его неумеренную живость, самолюбие,
вспыльчивость и наклонность к злой насмешке, считало его себялюбивым и
тщеславным; его прозвали (французом, преимущественно за прекрасное
знание французского языка - но в 1811 и след. годах это был во всяком
случае эпитет не похвальный. Раздражительность, принесенная П. еще из
дому, получила здесь новую пищу вследствие такого отношения большинства
товарищей; будущий поэт сам наталкивался на ссоры, а так как он,
несмотря на огромные способности и остроумие, не отличался быстрой
находчивостью, то далеко не всегда мог оставаться победителем,
вследствие чего раздражался еще более. Предаваясь неумеренной веселости
днем, П. часто проводил бессонные ночи в своем ј 14 (здесь прожил он
целые 6 лет), то обливаясь слезами и обвиняя себя и других, то обдумывая
способы, как бы изменить к лучшему свое положение среди товарищей. В
1814 г. Сергей Львович П. вновь поступил на службу в Варшаве по
комиссариату (чиновником он оказался, конечно, крайне небрежным), а его
15летний сын впервые выступил в печати с стихотворением:
"Другу-стихотворцу" (4 июля, в 13 ј "Вестника Европы"), за подписью:
Александр Н. К. ш. п. Несмотря на подъем патриотического чувства,
которое было естественным следствием событий 1812-1814 гг., первые
поэтические опыты П. направлялись не в эту сторону, а являлись
подражанием любовной и вакхической лирике и отчасти сатире французских и
русских учеников и продолжателей Горация. Из французских поэтов П.
больше всего подражал Парни, из русских - Батюшкову, Жуковскому, Василию
П. Но и в этих "полудетских песнях на чужой голос" местами слышится
будущий П., то в искренности чувства, то в оригинальности мыслей и
ощущений, то в силе и смелости от дельных картин и стихов. В этих пробах
пера нельзя не заметить и уменья усваивать от каждого образца лучшее и
быстро отделываться от его недостатков: так, псевдоклассический арсенал
собственных имен, очень богатый в наиболее ранних стихотворениях
Пушкина, скоро уступает место умеренному употреблению утвердившихся
формул; славянские выражения, в роде: пренесенный, взмущенны волны,
расточил врагов, черный вран стрежет, быстро редеют и употребляются
только в наименее задушевных его пьесах. В высшей степени поразителен
факт, что одно из произведений 15-летнего лицеиста; который три года
назад думал пофранцузски, сделалось почти народною песнью и начиная с
20-х годов перепечатывалось на лубочных листах; это так наз. "Романс"
("Под вечер осенью ненастной"), от которого потом, по забывчивости,
отказывался сам автор. В первых (1814 г.) стихотворениях поражает также
раннее развитие чувственности ("К Наталье", "К молодой актрисе",
"Красавице, которая нюхала табак"). То обстоятельство, что стихи
15-летнего П. попали в печать, не могло очень сильно выдвинуть его между
товарищами: редакторы того времени очень любили поощрять юные таланты,
особенно из хороших фамилий, и первое стихотворение Дельвига напечатано
было еще раньше.
Но вот наступил день публичного экзамена 8 января 1815 года
(переходного в старший класс), на который приехал Державин. Пушкину
велели прочесть собственное стихотворение: "Воспоминания в Царском
Селе", написанное (по совету Галича) в державинском и даже отчасти
ломоносовском стиле (но местами с истинным чувством, сильно и красиво
выраженным), во славу Екатерины, ее певца и ее победоносного внука.
Державин был растроган, хотел обнять поэта (который убежал, вследствие
юношеской конфузливости) и, говорят, признал в П. достойного себе
наследника. Это стихотворение, за полной подписью автора, было
напечатано в "Российсском Музеуме", который в том же году поместил и еще
нисколько произведений П. С этого времени П. приобретает известность и
Страницы: «« « 2486 2487 2488 2489 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |