|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 » »» последовало. Это усиливало оппозиционное настроение П., которое к тому
же поддерживалось "демагогическими спорами" "конституционных друзей" его
в Киеве и Каменке. Самым крупным событием художественной жизни П. за
этот период было создание и появление "Кавказского Пленника", которого
он окончил в Каменке 20 февр. 182 г. (эпилог и посвящение написаны в
Одессе 15 мая того же года) и который вышел в СПб. в августе 1822 г.
(изд. Н. И. Гнедич, печат. в типогр. Греча). В поэме сам автор различает
(письмо ј 18) две части, по его мнению плохо связанные между собою:
описательноэтнографическую (лучше удавшуюся) и
романтическо-психологическую; во второй он хотел изобразить "это
равнодушие к жизни и ее наслаждениям, эту старость души (старость
молодости, как выражается он о себе в письмах), которые сделались
отличительными чертами молодежи XIX в.". По преданию, в основу поэмы
положен рассказ некоего Немцова (слышанный П. еще до ссылки) о том, как
его будто бы освободила из плена влюбившаяся в него черкешенка. Первая
мысль обработать этот сюжет пришла П. в авг. 1820 г., на Кавказе;
основная идея и характер героя, списанного П. с самого себя (не с
такого, каким он был в действительности, а с такого, каким ему хотелось
быть), выяснились автору под влиянием изучения Байрона. Внешнюю отделку,
при всей своей строгости к себе и "Пленнику". Он не мог не признать
шагом вперед против "Руслана".
Успех поэмы в публике был огромный; в глазах молодой России того
времени именно после ее П. стал великим поэтом ("Руслан" сделал его
только известным и возбудил ожидания), да и Россия стареющаяся должна
была признать за "либералом" П. "талант прекрасный" (Карамзин, "Письма к
Дмитриеву", стр. 337). Прежде всего подкупала читателей форма поэмы,
изящество и сила стихов (из которых иные немедленно стали поговорками),
затем поразительный по соединению простоты и эффектности план поэмы и
глубоко правдивое чувство; она, действительно, "тайный глас души" поэта,
тем более понятный читателям, что и они переживали ту же "болезнь века",
более разнообразно и разносторонне, но едва ли более рельефно и сильно
выраженную Байроном. Характер и судьба черкешенки (недостаток "местного
колорита" в ее изображении не мог быть в то время заметен) всем внушали
глубокую симпатию и даже возбуждали у лучших критиков (князя Вяземского)
наивную досаду на поэта, который не выразил, сострадания к такому
великодушному и благородному существу. Позднейшая критика заметила в
сюжете мелодраматичность и в отдельных местах излишнюю приподнятость
тона во вкусе Державина, но современники не могли считать это
недостатками. Примечания П., объясняющие, что такое шашка, аул, кумыс и
пр., осязательно показывают, что "Пленник" был родоначальником всей
нашей весьма обширной и важной кавказской поэзии и прозы. В 20-х годах
он вызывал и непосредственные подражания ("Киргизский Пленник",
"Московский Пленник") и уже в 1823 г. был переделан в балет, в свое
время очень популярный. В 1821 г. П. написал или, вернее, набросал поэму
из русской жизни: "БратьяРазбойники". Он был очень недоволен ею, и сжег
набросок, но один отрывок, в основу которого было положено
действительное происшествие - бегство двух закованных арестантов вплавь,
случившееся в Екатеринославе при П., - он отделал и послал в печать в
1823 г. (появился в "Полярной Звезде" за 1825 г), а другими
воспользовался много позднее для очень красивой баллады "Жених".
"БратьяРазбойники" в настоящем своем виде интересны в
историко-литературном отношении, как свидетельство о стремлении П.
соединить байроническое сочувствие сильным натурам, извергнутым из
общества с изображением, пока еще очень несовершенным, русского
народного быта. В форме нельзя не заметить пестроты и неровности:
сильные, исконно русские выражения, свидетельствующие о внимательном
изучении народной поэзии, стоят рядом с выражениями слишком
искусственными, даже вычурными. В Кишиневе П. работал также над
"Бахчисарайским Фонтаном" и задумал поэму "Цыганы", один из мотивов и
краски для которой дала ему жизнь. В конце 1822 г., во избежание
неприятных последствий "истории" за картами, Инзов послал поэта в
командировку в Измаил: в Буджакской степи П. встретился с цыганским
табором и бродил с ним некоторое время. В Кишиневе же, в мае 1823 г.,
начат Евгений Онегин. Из произведений меньшего объема этого периода
особое значение и влияние имели стихотворения: "Наполеон", в котором
(особенно в последней строфе) поэт проявил такое благородство чувства и
силу мысли, что все другие русские лирики должны были показаться перед
ним пигмеями, и "Песнь о Вещем Олеге" (1 марта 1822 г.), далеко не
первый по времени, но первый по красоте и силе продукт национального
романтизма в России. В конце кишиневского периода П., все яснее и яснее
сознававший свое значение, вступает в деятельную переписку с двумя
молодыми критиками: Плетневым и Бестужевым-Марлинским. В дек. 1822 г.
вышла 1-я книжка "Полярной Звезды", имевшей целью руководить
общественным мнением; для этого нужно было произвести, так сказать,
серьезную ревизию немногому сделанному и объединить лучших делателей.
Теперь П. больше чем когда-нибудь огорчается изгнанием, лишавшим его
возможности принять непосредственное участие в важном деле, и рвется из
полудикого Кишинева в культурную Россию. Так как ему не дозволили даже и
на время съездить в Петербург, то он обрадовался случаю переехать в
ближайший цивилизованный город - Одессу. Вот как П. в письме к брату от
25 авг. 1823 г. описывает свое переселение: "Здоровье мое давно
требовало морских ванн; я насилу уломал Инзова, чтобы он отпустил меня в
Одессу. Я оставил мою Молдавию и явился в Европу (в первых числах июня);
ресторации и итальянская опера напомнили мне старину и, ей-Богу,
обновили мне душу. Между тем приезжает Воронцов. принимает меня очень
ласково, объявляет мне, что я перехожу под его начальство, что остаюсь в
Одессе". Этот перевод устроил А. И. Тургенев. В начале поэт чувствовал
только отрадные стороны одесской жизни; он увлекался европейскими
удовольствиями, больше всего театром, внимательно присматривался ко
всему окружающему, с неослабным интересом следил за ходом греческого
восстания, знакомился с интеллигентными русскими и иностранцами и скоро
увлекся женой местного негоцианта, красавицей Ризнич. На одесскую
молодежь, как человек, он производил двоякое впечатление: для одних он
был образцом байронической смелости и душевной силы, от подражания
которому их насильно удерживали заботливые родители (см. "Записки" гр.
Бутурлина, "Русский Архив", 1897, кн. V); другие видели в нем "какое-то
бретерство, suffisance и желание осмеять, уколоть других" ("Записки" Н.
В. Басаргина, "ХIХ в." Бартенева, стр. 89); но как перед поэтом, перед
ним преклонялись все ценившие поэзию. Медовый месяц жизни П. в Одессе
был, однако, непродолжителен: уже в ноябре 1823 г. он называет Одессу
Страницы: «« « 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 2508 2509 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |