|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2488 2489 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 » »» глубоко искреннее стихотворение "Безветрие". 9 июня 1817 г. государь
явился в Лицей, сказал молодым людям речь и наградил их всех жалованьем
(П., как окончивший по 2-му разряду получил 700 р.). Через 4 дня П.
высочайшим указом определен в коллегию иностранных дел и 15 июня принял
присягу. В начале июля он уехал в отпуск в Псковскую губ., в село
Михайловское, где родные его проводили лето. Позднее П. вспоминал, как
он "обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и пр.; но -
продолжает он - все это нравилось мне недолго. Я любил и доныне люблю
шум и толпу". Уже за 2 недели до конца отпуска П. был в Петербурге и
писал в Москву кн. Вяземскому, что "скучал в псковском уединении".
Однако, и из кратковременного пребывания в деревне П. вынес несколько
плодотворных воспоминаний (знакомство с родственниками Ганнибалами и
поэтическая дружба с обитательницами соседнего Тригорского). Жизнь,
которую вел П. в Петербурге в продолжение трех зим (1817-1820), была
очень пестрая, на глаза людей, дурно расположенных к нему - даже пустая,
беспорядочная и безнравственная, но во всяком случае богатая
разнообразными впечатлениями. Он скорее числился на службе, чем служил;
жил с своими родителями на Фонтанке близ Покрова, в небольшой комнате,
убранство которой соединяло "признаки жилища молодого светского человека
с поэтическим беспорядком ученого". Дома он много читал и работал над
поэмой "Руслан и Людмила", задуманной еще в Лицее, а вне дома жег "свечу
жизни" с обоих концов. Он проводил вечера и целые ночи с самыми
неистовыми представителями "золотой молодежи", посещал балет, участвовал
в шутовском "оргиальном" обществе "Зеленой лампы", изобретал
замысловатые, но не невинные шалости и всегда готов был рисковать жизнью
из-за ничтожных причин. "Молодых повес счастливая семья" состояла,
однако, из людей развитых и в умственном, и в эстетическом отношении; на
их веселых ужинах смело обсуждались политические и экономические теории
и литературно-художественные вопросы. С другой стороны, пылкое
агрессивное самолюбие П., усиленное ранними успехами, некоторые
лицейские связи и семейные предания (Серг. Льв. был очень тщеславен в
этом отношении), влекли его в так наз. большой свет, на балы гр. Лаваля
и др., где его больше всего привлекали красивые и умные женщины.
Петербургская жизнь Евгения Онегина есть поэтически идеализированное
(очищенное от прозаических мелочей, в роде недостатка денег и др.
неудач) воспроизведение этих двух сторон жизни П. по выходе из лицея.
Существенное различие в том, что у поэта, помимо удовольствий, было
серьезное дело, которым он мечтал возвеличить не только себя, но и
Россию: было еще третье общество, где он отдыхал и от кутежей, и от
света. В конце сентября или в октябре 1817 г. П. в первый раз (и в
последний, за прекращением заседаний) посетил Арзамас, этот "Иерусалим
ума и вкуса", и завязал прочные, на всю жизнь, сношения с его членами.
Но Арзамас, при всей свежести идей своих, все же был только литературной
партией, кружком, и П. скоро перерос его. Уже в 1818 г. он является к П.
А. Катенину, взгляды которого довольно далеко расходились с принципами
Арзамаса, со словами: побей, но выучи. Катенин, как признавал П.
впоследствии, принес ему великую пользу: "ты отучил меня от
односторонности в литературных мнениях, а односторонность есть пагуба
мысли" (письмо 1826 г. ј 163). П. находит время часто видаться с
Дельвигом и Кюхельбекером, с которыми его прежде всего соединяет любовь
к литературе; он постоянный посетитель суббот Жуковского, частый гость в
доме Карамзина. Когда он, после 8 месяцев такой слишком переполненной
жизни, схватил гнилую горячку и должен был потом отлеживаться в постели,
он "с жадностью и со вниманием" проглатывает только что вышедшие 8 т.
"Истории" Карамзина и всецело овладевает их сложным содержанием. Он все
умеет обращать на пользу своему великому делу: любовные интриги дали ему
в 19 лет такое знание психологии страсти, до которого другие доходят
путем долгого наблюдения см. стих. "Мечтателю", I, 192-3); с другой
стороны, вера в высокое призвание спасала его от сетей низкопробного
кокетства развратниц (см. "Прелестнице", I, 191). В эту пору стихи для
него - единственное средство изливать свою душу; как далеко шагнул он в
них вперед в смысле красоты формы и силы выражений, видно из невольного
восторга друзейсоперников, которые тонко понимали это дело (кн.
Вяземский пишет Жуковскому 25 апр. 1818 г.: "Стихи чертенка-племянника
чудесно хороши. В дыму столетий это выражение - город. Я все отдал бы за
него движимое и недвижимое. Какая бестия! Надобно нам посадить его в
желтый дом: не то этот бешеный сорванец нас всех заест, нас и отцов
наших"). По мысли и содержанию многие из них ("К портрету Жуковского",
"Уныние", "Деревня", "Возрождение") справедливо считаются классическими;
в них перед нами уже настоящий П., величайший русский лирик, для
которого вся наша предшествующая поэзия была тем же, чем английская
драма XVXVI вв. для Шекспира. Настроения, в них выражаемые так же
разнообразны, как жизнь самого поэта, но к концу периода грустный тон
берет явный перевес: П. недоволен собою и часто "объят тоской за чашей
ликованья". Только в деревне он чувствует себя лучше: больше работает,
сближается с народом, горячо сочувствует его тяжелому положению; там он
возвращается к виденьям "первоначальных чистых дней". Немногие друзья П.
ценили по достоинству эти многообещающие минуты грусти и просветления;
другие, огорчаясь его "крупными шалостями" и не придавая значения его
"мелким стихам", возлагали надежды на публикацию его поэмы: "увидев себя
- писал А. И. Тургенев (П. по документам Ост. арх. I, 28) - в числе
напечатанных и, следовательно, уважаемых авторов, он и сам станет
уважать себя и несколько остепенится". Над "Русланом и Людмилой" П.
работал 1818 и 1819 гг., по мере отделки читал поэму на субботах у
Жуковского и окончил написанное весною 1820 г. Происхождение ее (еще не
вполне обследованное) чрезвычайно сложно: все, что в этом и сходных
родах слышал и читал юный П. и что производило на него впечатление, как
и многое, им пережитое, отразилось в его первом крупном произведении.
Имя героя и некоторые эпизоды (напр. богатырская голова) взяты из
"ународившейся" сказки об Еруслане Лазаревиче, которую он слыхал в
детстве от няни; пиры Владимира, богатыри его взяты из Кирши Данилова,
Баян - из Слова о Полку Игореве: сам П. указывает (песнь IV и соч., V,
120-1) на "Двенадцать спящих дев" Жуковского, которого он дерзнул
пародировать, и на "смягченное подражание Ариосту", из которого взяты
некоторые подробности (напр. битва Руслана с Черномором) и даже
сравнения. Еще ближе связь "Руслана" со знаменитою "Pucelle" Вольтера,
которого П. уже в "Бове" называет своею музою; из ее взял П. и самую
идею обличить идеальную "лиру" Жуковского "во лжи прелестной"; через нее
он впервые познакомился и с манерой Ариосто и Пульчи (Morgante Maggiore;
из ее и ее образцов он заимствовал (тоже в смягченном виде) иронический
Страницы: «« « 2488 2489 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |