|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2489 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 » »» тон, частые отступления, длинные лирические введения и манеру мгновенно
переносит читателя с места на место, оставляя героя или героиню в самом
критическом положении; из ее же взяты и отдельные мысли и образы. Чтение
волшебных сказок Антуана Гамильтона и рыцарских романов, которые в
прозаическом изложении "Bibl. des romans" должны были быть известны П. с
детства, равно как и близкое знакомство с "Душенькой" Богдановича, также
имели влияние на "Руслана и Людмилу". Еще важнее и несомненнее, как
доказал профессор Владимиров, непосредственные заимствования П. из
"Богатырских повестей" в стихах ("Алеша Попович" и "Чурила Пленкович"),
сочиненных Н. А. Радищевым (М., 1801) и основанных на "Русских Сказках"
М. Чулкова (1780-1783), оттуда взято и имя героини, и многие
подробности. Историколитературное значение первой поэмы П. основано не
на этих подробностях (которые сам поэт, называет "легким вздором"), не
на мозаически составленном сюжете и не на характерах, которые здесь
отсутствуют, как и во всяком сказочном эпосе, а на счастливой идее
придать художественную форму тому, что считалось тогда "преданьем
старины глубокой", и на прелести самой формы, то юношески задорной и
насмешливой, то искренней, трогательной и глубоко продуманной, но всегда
живой, легкой и в тоже время эффектной и пластичной до осязательности. В
такой форме все получает новую выразительность и красоту; так напр.
вымысел о живой и мертвой воде, едва достойный, по-видимому, внимания
умного ребенка, в обработке П. всем показался полным смысла и поэзии.
Откуда бы ни взял П. эпизод о любви Финна к Наине, но только знаменитый
стих: Герой! я не люблю тебя сделал его сильным и высоко художественным.
Сам П. считал впоследствии свою первую поэму холодной (Соч. V. 120) - и
в ней, действительно, мало чувства и теплоты душевной, сравнительно с
"Кавказским Пленником", "Бахчисарайским Фонтаном" и пр. И в этом
отношении, однако, она несравненно выше всего, что было написано до ее в
подобном роде. Национальный элемент в ней крайне слаб и весь состоит из
имен, полушутливых восхвалений русской силы, да из полудюжины
простонародных образов и выражений; но в 1820 г. и это было неслыханной
новостью. Добродушный, но умный юмор поэмы, смелое соединение фантастики
с реализмом, жизнерадостное мировоззрение поэта, которым волей-неволей
проникается каждый читатель, ясно показали, что с этого момента русская
поэзия навсегда освобождается от формализма, шаблонности и напускного
пафоса и становится свободным и искренним выражением души человеческой.
Оттого эта легонькая сказка и произвела такое сильное впечатление;
оттого П. для своих современников и оставался прежде всего певцом
Руслана, который уже в 1824 г. попал на театральные подмостки (кн. А. А.
Шаховской составил волшебную трилогию "Финн", а Дидло всю поэму
обработал в большой балет).
В числе приятелей П. было не мало будущих декабристов. Он не
принадлежал к союзу благоденствия (не по нежеланию и едва ли потому, что
друзья не хотели подвергнуть опасности его талант: во-1-х, в то время
еще никакой серьезной опасности не предвиделось, а во-2-х политические
деятели крайне редко руководствуются подобными соображениями, - а скорей
потому, что П. считали недостаточно для этого серьезным, неспособным
отдаться одной задаче), но вполне сочувствовал его вольнолюбивым мечтам
и энергично выражал свое сочувствие и в разговорах, и в стихах, которые
быстро расходились между молодежью. При усиливавшемся в то время
реакционном настроении, П. был на дурном счету у представителей власти.
Когда П. был занят печатанием своей поэмы, его ода "Вольность" (т. I,
стр. 219) и несколько эпиграмм (а также и то, что он в театре показывал
своим знакомым портрет Лувеля, убийцы герцога Беррийского) произвели в
его судьбе неожиданную и насильственную перемену. Гр. Милорадович -
конечно, не без разрешения государя, - призвал П. к себе и на квартире
его велел произвести обыск. Говорят (пока мы не имеем документальных
сведений об этом деле и должны довольствоваться рассказами
современников), П. заявил, что обыск бесполезен, так как он успел
истребить все опасное; затем он попросил бумаги и написал на память
почти все свои "зловредные" стихотворения. Этот поступок произвел очень
благоприятное впечатление; тем не менее доклад был сделан в том смысле,
что поэт должен был подвергнуться суровой каре; уверяют, будто ему
грозила Сибирь или Соловки. Но П. нашел многих заступников: Энгельгардт
(по его словам) упрашивал государя пощадить украшение нашей словесности;
Чаадаев с трудом, в неприемные часы, проник к Карамзину, который
немедленно начал хлопотать за П. перед императрицей Марией Федоровной и
графом Каподистрией; усердно хлопотал и Жуковский, ходатайствовали и
другие высокопоставленные лица (А. Н. Оленин, президент академии
художеств, князь Васильчиков и др.), и в конце концов ссылка была
заменена простым переводом "для пользы службы" или командировкой в
распоряжение генерала Инзова, попечителя колонистов южного края. Между
тем по Петербургу распространились слухи, будто П. был тайно подвергнут
позорному наказанию; эти слухи дошли до поэта и привели его в ужасное
негодование, так что он, по его словам, "жаждал Сибири, как
восстановления чести", и думал о самоубийстве или о преступлении.
Высылка хотя отчасти достигала той же цели, и 5-го мая П., в очень
возбужденном настроении духа, на перекладной, помчался по Белорусскому
тракту в Екатеринослав. Вот что писал Карамзин через полторы недели
после его отъезда князю П. А. Вяземскому: П. был несколько дней совсем
не в пиитическом страхе от своих стихов на свободу и некоторых эпиграмм,
дал мне слово уняться и благополучно поехал в Крым (sic) месяцев на 5.
Ему дали рублей 1000 на дорогу. Он был, кажется, тронут великодушием
государя, действительно трогательным. Долго описывать подробности; но
если П. и теперь не исправится, то будет чертом еще до отбытия своего в
ад" ("Русск. Архив", 1897, ј 7, стр. 493). Многие приятели П., а позднее
его биографы считали это выселение на юг великим благодеянием судьбы.
Едва ли с этим можно безусловно согласиться. Если новые и разнообразные
впечатления следует признать благоприятными для художественного развития
молодого поэта, то для него столько же было необходимо общение с
передовыми умами времени и полная свобода. Гений П. сумел обратить на
великую себе пользу изгнание, но последнее не перестает от этого быть
несчастием. Печальное и даже озлобленное (насколько была способна к
озлоблению его добрая и впечатлительная натура) настроение П. в 1821 и
последующие годы происходило не только от байронической мировой скорби и
от грустных условий тогдашней внутренней и внешней политики, но и от
вполне естественного недовольства своим положением поднадзорного
изгнанника, жизнь которого насильственно хотели отлить в несимпатичную
ему форму и отвлечь от того, что он считал своей высшей задачей. П. вез
о собою одобренное государем письмо графа Каподистрии, которое должен
Страницы: «« « 2489 2490 2491 2492 2493 2494 2495 2496 2497 2498 2499 2500 2501 2502 2503 2504 2505 2506 2507 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |