Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Гончарук Валерий Ан. - Маркетинговое консультирование

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 105
Размер файла: 555 Кб
Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»

специфики  предприятия.  Мелкие покупатели обращаются по рекламе к продавцам
предприятия или обслуживаются через дилеров.

Наиболее  прогрессивным  способом охвата рынка с помощью агентов в настоящее
время  считается  территориальное разделение. На сх.6 показано деление рынка
предприятия  на  8  зон,  в  каждой из которых работает свой торговый агент.
Основным   преимуществом   территориального  деления  является  установление
агентом  прочных  длительных  связей  с  покупателями  на  своей территории.
Общение  с  конкретным  ответственным  лицом  на предприятии дает покупателю
лишнюю  гарантию  надежности  сделки.  Преимуществами  интенсивной  работы с
ограниченным  контингентом  покупателей  на  одной территории также являются
вырабатываемый  агентом  индивидуальный  подход,  при  котором  для  каждого
покупателя  устанавливается  свой  график  общения, знание общей ситуации на
территории.

На   практике   при   использовании  территориального  деления  рынка  могут
возникнуть следующие проблемы с агентами:

-  Наладив определенное количество коммуникаций с клиентами, позволяющее ему
выполнить   план,   агент   перестает   уделять  внимание  работе  с  новыми
потенциальными   покупателями,  и  контактирует  со  старыми  только  по  их
инициативе.  Фактически  он  переходит  на  позицию продавца. Это приводит к
постепенному  "остыванию"  клиентов  и дает возможность конкурентам наладить
личные  отношения  с  покупателями предприятия, осуществить пробные сделки и
окончательно   перевести   покупателей   на   собственное   обслуживание.  В
большинстве  случаев процесс имеет необратимый характер и с трудом поддается
выявлению.

-  В  условиях  российского  рынка существует специфическая конкуренция, при
которой   захват   доли   рынка   осуществляется   предприятиями   за   счет
переманивания   агентов  конкурента  "со  своими  объемами".  Обычно  агенту
предлагают  повышенный  процент  оплаты с каждой сделки, которую он проводит
через   предприятие   конкурента.   В   некоторых  случаях  агент  принимает
предложение,  и  тогда  прочные  личные  связи  с покупателями позволяют ему
перевести   часть   объемов  или  их  все  на  предприятие  конкурента.  Для
покупателя   агент   по-прежнему   выступает   гарантом   качества   сделки.
Предприятие,  с  которого  агент  ушел,  вынуждено  начинать освоение данной
территории почти с нуля, причем в условиях конкурентной борьбы.

Просто уход агента на другую работу также может разрушить сложившиеся связи.

-  Иногда  между  агентом и потенциальным покупателем при контакте возникает
напряженность.  Агент  может просто не понравиться покупателю. В этом случае
клиент  для  предприятия потерян, т.к. на данной территории покупателя может
обслужить  только  тот  агент, чьи услуги нежелательны покупателю. В обычном
режиме   работы   предприятия   такие   ситуации  не  отслеживаются,  об  их
распространенности  ничего  не  известно.  Реально  встречаются  ситуации, в
которых агент теряет до половины рынка из-за неумения установить контакт.

-  При  расширении  ассортимента и предложении товаров на старых территориях
новым  покупателям  возникает  проблема  перегрузки агента, которая решается
обычно  через сужение территорий или их полное перераспределение. Для агента
это   означает   замену  гарантированного  дохода  с  налаженных  связей  на
негарантированный,  что  может  подтолкнуть агента к уходу к конкурентам. На
покупателях замена агента также сказывается не лучшим образом.

-  Неравнозначная платежеспособность регионов во многих случаях не позволяет
эффективно    использовать    агентов   на   территориях,   иногда   требует
перераспределения  территорий. На обширной по количеству клиентов, но бедной
территории  агенту приходится совершать значительно больше коммуникаций, и с
меньшим  эффектом,  чем на территории небольшой, но богатой. Из двух агентов
одинаковой  квалификации  один  может  работать  "щадящем"  режиме,  принося
предприятию  сотни  миллионов  (и  недополучая  столько  же),  а  другой - с
экстремальной нагрузкой, принося в десятки раз меньше.

Задача   оптимизации   предусматривает   диагностику  проблем  (их  наличие,
значимость)  и  разработку  компенсационной системы, сглаживающей негативные
моменты.

Проблема  перехода  агента  на  позицию  продавца  может выявляться анализом
отчета  агента  по  его  коммуникациям. Обычно агент отчитывается счетами за
междугородние  телефонные переговоры, по которым и определяется регулярность
охвата  клиентов.  Также  полезен  ежедневник,  в  который агентом заносится
краткое   содержание   переговоров  с  клиентами.  Ежедневник  существует  в
бумажной  или  компьютерной  форме,  и  служит  одновременно цели сохранения
информации  на  случай  передачи  территории  другому  агенту.  Если система
отчетности  агента  не  существует или носит формальный характер, она должна
быть  внедрена.  Соответственно,  предусматривается  функция  периодического
контроля отчетности агентов в руководстве сбытом или маркетинге.

Компенсационная   система   выстраивается,  там,  где  это  возможно,  через
материальное  стимулирование  агентов  за  привлечение  новых  клиентов. Для
этого  в  разных  случаях  могут  применяться:  повышенный процент оплаты за
первую  сделку  с  новым  клиентом;  премия  за превышение общего количества
новых  клиентов  за  период;  премия  за  превышение  определенной  величины
валовых поступлений с новых клиентов за период.

Работа   агента  на  конкурентов  выявляется  через  интервью  с  клиентами,
прекратившими закупки у предприятия.

Компенсационная  система  строится  через  функцию  маркетинга,  выполняемую
независимо  от  агента.  В  той  или  иной  форме  на предприятии существует
информация   о  постоянных  покупателях.  Безотносительно  данной  проблемы,
каждый  случай  прекращения закупок крупными и средними предприятиями должен
отслеживаться  и  выясняться.  Для клиента почти всегда может быть определен
характерный  период  между  закупками.  Отсутствие сделки в ожидаемый период
служит  поводом для выяснения обстоятельств. Внедрение функции маркетинга по
исследованию  причин  прекращения  закупок  предупреждает злоупотребления со
стороны агентов и компенсирует некоторые ошибки последних.


Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гончарук Валерий Ан., Маркетинговое консультирование