Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ирвинг Вашингтон - История Нью-Йорка

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 136
Размер файла: 956 Кб
Страницы: «« « 42   43   44   45   46   47   48   49   50  51   52   53   54   55   56   57   58   59   60  » »»

изданных Вильямом Упрямым, которые, несомненно, составляли кодекс,  вряд  ли
уступающий кодексам Солона, Ликурга или Санчо Пансы, только  немногие  дошли
до наших дней; самый важный из них - это закон, придуманный в недобрый  день
и запрещавший всеобщую привычку курить. Необходимость его была математически
доказана тем, что курение не только тяжелый налог на народный карман,  но  и
невероятный  пожиратель  времени,   отвратительный   покровитель   лени   и,
разумеется, смертельный яд для народной  нравственности.  Злосчастный  Кифт!
Живи  он  в  наш  самый  просвещенный  и  клеветнический  век  и   попытайся
ниспровергнуть неоценимую  свободу  печати,  он  не  мог  бы  нанести  более
чувствительный удар миллионам людей.
   Жители Нового Амстердама пришли в такое сильное волнение, какое  только
было возможно при их врожденной степенности; толпа  мятежных  граждан  имела
даже  смелость  окружить   дом   маленького   губернатора,   и,   решительно
расположившись перед ним, как осаждающая армия перед крепостью, они все  как
один  принялись  усердно  и  решительно  курить,  ясно  показывая  тем  свое
намерение обкуривать его дымом вонючего табака, пока он не согласится на  их
требование.  Великолепный  особняк  губернатора  был  уже   окутан   темными
облаками, и могущественный маленький человек  чуть  не  задохнулся  в  своей
норе, когда, вспомнив, что не  было  ни  одного  примера,  чтобы  какой-либо
великий человек древности погиб  столь  подлым  образом  (случай  с  Плинием
Старшим {3} был единственным, представлявшим некоторое сходство),  он  почел
за благо пойти на уступки и согласился на требования толпы при условии,  что
она пощадит его жизнь, немедленно погасив трубки.
   В результате перемирия он, хотя и разрешил впредь  курение  табака,  но
запретил отличные длинные трубки, преобладавшие в дни Воутера Ван-Твиллера и
неразлучные с благодушием, спокойствием и степенностью манер; вместо них  он
ввел в употребление маленькие, каверзные короткие трубки длиной в два дюйма,
которые, по его словам, можно держать в углу рта и засунуть за ленту  шляпы,
чтобы они не мешали заниматься делом. Представь себе, однако,  о,  читатель,
какие это имело плачевные последствия. Дым отвратительных маленьких  трубок,
постоянно поднимавшийся облаком у носа, проникал в  мозжечок  и  затуманивал
его, высушивал всю живительную  влагу  в  мозгу  и  делал  людей  такими  же
ипохондриками и упрямцами, каким был их прославленный маленький  губернатор.
Даже больше, из бодрых толстяков  они,  подобно  нашим  честным  голландским
фермерам, курящим короткие трубки, превратились  в  костлявых,  прокопченных
дымом и выдубленных созданий.
   В самом деле, наблюдательный автор стайвесантской рукописи отметил, что
за время правления Вильгельмуса Кифта  характер  жителей  Нового  Амстердама
претерпел существенные изменения и они стали очень сварливыми и склонными  к
мятежу. Постоянная раздражительность, в которую  впал  маленький  губернатор
из-за грабительских  набегов  на  его  рубежи,  и  несчастная  склонность  к
экспериментам и новшествам были причиной того, что он держал  свой  совет  в
вечном беспокойстве; а так как совет является по  отношению  к  населению  в
целом тем же, чем дрожжи или закваска для теста,  то  вся  община  пришла  в
брожение; а так как население в целом по отношению к городу это то  же,  что
мозг по отношению к телу, то злосчастные передряги, выпавшие  на  его  долю,
повлияли самым гибельным образом на Новый  Амстердам  -  настолько,  что  во
время некоторых пароксизмов уныния и замешательства были созданы  многие  из
самых кривых и безобразных улиц и переулков, уродующих нашу столицу.
   Но хуже всего было то, что как раз  в  это  время  чернь,  впоследствии
называвшаяся  державным  народом,  подобно  Валаамовой  ослице,   постепенно
становилась более просвещенной, чем  ехавший  на  ней  всадник,  и  проявила
странное  желание  самостоятельно  управлять  собой.  Это  было   еще   одно
последствие "всеобъемлющих  познаний"  Вильяма  Упрямого.  Занимаясь  своими
пагубными  изысканиями  среди  хлама  древности,  он  пришел  в  восторг  от
распространенного среди лакедемонян обычая общественных трапез, за  которыми
они обсуждали интересующие всех вопросы, и от школ разных философов, где они
занимались  глубокомысленными  спорами  о  политике  и  нравственности,  где
седобородые старики обучались основам мудрости, а юноши, не изведав детства,
учились, как им стать маленькими мужчинами. "Нет ничего, - сказал многоумный
Крифт, закрывая книгу, - нет  ничего  более  важного  для  того,  чтобы  как
следует  управлять  страной,  нежели  распространение  образованности  среди
народа; основа  хорошего  правления  должна  быть  заложена  в  общественном
сознании". Все это достаточно верно, но такова была жестокая судьба  Вильяма
Упрямого,  что  всегда,  когда  он  думал  правильно,  брался  он  за   дело
обязательно не так, как надо. На этот раз он почти не мог ни есть, ни спать,
пока не основал  обществ,  в  которых  простые  граждане  Нового  Амстердама
занялись шумными спорами. Только этого  недоставало  для  его  окончательной
гибели. Честные голландские бюргеры, хотя на  самом  деле  не  слишком  были
склонны к словопрениям, в результате частых встреч,  во  время  которых  они
напивались допьяна, затуманивали свои мозги  табачным  дымом  и  выслушивали
выспренние речи полудюжины оракулов, вскоре очень поумнели и  -  как  всегда
бывает, когда чернь  просвещается  в  вопросах  политики,  -  преисполнились
недовольства. С  изумительной  быстротой  соображения  они  обнаружили,  что
жестоко ошиблись, считая себя счастливейшим народом на свете, и  пришли,  на
свою радость, к убеждению, что, вопреки всем данным, говорящим о  противном,
они были самым несчастным, обманутым и, следовательно, погибшим народом!
   В скором времени новоамстердамские охотники до новостей объединились  в
союзы глубокомысленных политических ворчунов, которые ежедневно  собирались,
чтобы повздыхать над общественными делами  и  нагнать  на  себя  тоску;  они
стекались на эти злополучные собрания с тем же рвением, с каким фанатики  во
все века покидали более кроткие и мирные пути  религии,  чтобы  тесниться  и
завывать на сборищах изуверов. Мы от природы  склонны  к  недовольству  и  с
жадностью ищем воображаемые  причины  для  жалоб;  как  ленивые  монахи,  мы
истязаем  свои   собственные   плечи   и   находим,   по-видимому,   великое
удовлетворение в музыке собственных стенаний. Это не парадокс;  повседневный
опыт показывает истинность этих  мудрых  наблюдений.  Утешать  или  пытаться
поднять дух человека,  стонущего  от  воображаемых  невзгод,  кажется  почти
смешным, но нет ничего легче, чем сделать  его  несчастным,  хотя  бы  он  и
находился на верху блаженства, ибо поднять человека на  колокольню  было  бы
геркулесовым трудом, тогда как сбросить его оттуда может любой ребенок.
   В глубокомысленных собраниях, упомянутых мною, философический  читатель
сразу  различил  бы  слабые  зачатки  мудрых  сборищ,  называемых  народными
собраниями  и  широко  распространенных  в  наши  дни.  Туда  приходят   все
бездельники и "золоторотцы",  которые,  как  лохмотья,  болтаются  на  спине
общества и  легко  могут  быть  унесены  ветром  любой  доктрины.  Сапожники
покидали  свои  мастерские  и  спешили  туда,  чтобы  поучать   политической
экономии; кузнецы бросали работу и давали погаснуть пламени в своих  горнах,
а сами тем временем дули в меха, чтобы разжечь пламя мятежа; и даже  портные
(каждый из которых был, как известно, одной девятой  частью  человека  {4}),

Страницы: «« « 42   43   44   45   46   47   48   49   50  51   52   53   54   55   56   57   58   59   60  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ирвинг Вашингтон, История Нью-Йорка