|
Главная - Наука - История
Каркейль Томас - Французкая революция Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 303 Размер файла: 2149 Кб Страницы: «« « 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 » »» с галер бросались с ведрами тушить эти самые гордые корабли. Корабль
"Ориент" и остальные должны везти молодого артиллериста в Египет и не смеют
превратиться до времени ни в пепел, ни в морских нимф, ни в ракеты, ни
сделаться добычей англичан!
Итак, во Франции всенародный гражданский праздник и ликование, а в
Тулоне людей расстреливают массами из мушкетов и пушек, как в Лионе, и
"смерть изрыгается широким потоком" (vomie a grands flots); 12 тысяч
каменщиков вытребованы из окрестностей, чтобы срыть Тулон с лица земли. "Он
должен быть срыт весь, - заявляет Барер, - весь, за исключением национальных
корабельных заведений, и впредь должен называться не Тулоном, а Горным
Портом". Оставим его теперь в мрачном облаке смерти, но с надеждой, что и
Тулон построен из камня и даже 20 тысяч каменщиков не смогут снести его с
лица земли, прежде чем пройдет вспышка гнева.
Становится уже тошно от "изрыгаемой потоками смерти". Тем не менее
разве не слышишь ты, читатель (ведь эти звуки не смолкают столетия), в
глухие декабрьские и январские ночи над городом Нантом неясный шум, как
будто выстрелы и крики ярости и рыдания смешиваются с ропотом и стонами вод
Луары? Город Нант погружен в сон, но депутат Каррье не спит, не спит и рота
Марата в шерстяных колпаках. Зачем снимается с якоря в двенадцатом часу ночи
это плоскодонное судно, эта барка с сидящими в ее трюме 90 священниками? Они
отправляются на Бель-Иль? Посредине Луары по данному сигналу дно судна
раздвигается, и оно погружается в воду со всем своим грузом. "Приговор к
изгнанию, - пишет Каррье, - был исполнен вертикально". 90 священников с их
гробом-баркой лежат на дне реки! Это первая из Noyades, которые мы можем
назвать потоплениями Каррье, сделавшимися знаменитыми навеки.
Гильотинирование продолжалось в Нанте, пока палач не отказался,
выбившись из сил. Затем последовали расстрелы "в долине Сен-Мов";
расстреливались маленькие дети и женщины с грудными младенцами; тех и других
убивали по 120, расстреливали по 500 человек зараз, так горячо было дело в
Вандее, пока сами якобинцы не возмутились и все, кроме роты Марата, не стали
кричать: "Остановитесь!" Поэтому и придумали потопление. В ночь 24-го
фримера года второго, которое приходится на 14 декабря 1793 года, мы видим
вторую Noyade18, стоившую жизни "138 человекам".
Но зачем жертвовать баркой? Не проще ли сталкивать в воду со связанными
руками и осыпать свинцовым градом все пространство реки, пока последний из
барахтающихся не пойдет на дно? Неспящие больные жители города Нанта и
окрестных деревень слышат стрельбу, доносимую ночным ветром, и удивляются,
что бы это могло значить? В барке были и женщины, которых красные колпаки
раздевали донага, как ни молили они, чтобы с них не снимали юбок. И
маленькие дети были брошены туда, несмотря на мольбы матерей. "Это волчата,
- отвечала рота Марата, - из них вырастут волки".
Потом и дневной свет становится свидетелем нояд; женщин и мужчин
связывают вместе за руки и за ноги и бросают. Это называют "республиканской
свадьбой". Жестока пантера лесов, самка, лишенная своих детенышей, но есть в
человеке ненависть, более жестокая, чем эта. Окоченелые, не знающие больше
страдания, бледные, вздутые тела жертв беспорядочно несутся к морю волнами
Луары; прилив отбрасывает их обратно; тучи воронов затемняют реку; волки
бродят по отмелям. Каррье пишет: "Quel torrent revolutionnaire!" (Какой
революционный поток!) Человек свиреп, и время свирепо. Таковы нояды Каррье;
их насчитывают 25, потому что все сделанное во мраке ночи рано или поздно
выходит на свет божий19 и не забывается в продолжение веков. Мы
обратимся теперь к другому виду завершения санкюлотизма, оставив этот, как
самый мрачный.
Но в самом деле, все люди свирепы так же, как и время. Депутат Лебон в
Аррасе, обмакивая свою шпагу в кровь, текущую с гильотины, восклицает: "Как
мне это нравится!" Говорят, по его приказанию матери должны были
присутствовать, когда гильотина пожирала их детей. Оркестр поставлен вблизи
и при падении каждой головы начинает играть "Ca ira"20. В
Бур-Бедуен, в Оранжском округе, было срублено ночью дерево Свободы. Депутат
Менье, услышав об этом, сжигает местечко до последней собачьей конуры и
гильотинирует жителей, не успевших спрятаться в погребах или в
горах21. Республика единая и нераздельная! Она новейшее
порождение огромного неорганического чрева природы, которое люди называют
адом, хаосом, первобытной ночью, и знает один только закон - закон
самосохранения. Tigresse Nationale! Не заденьте даже кончика ее усов! Быстр
ее ответный удар; посмотрите, какую она вытянула лапу; сострадание не
закрадывалось в ее сердце.
Прюдом, глупый хвастливый печатник, неспособный редактор, пока
якобинский, замышляет сделаться ренегатом и опубликовать объемистые тома на
такую тему: "Преступления революции", прибавляя к ним бесчисленную ложь, как
будто недостаточно одной правды. Мы, со своей стороны, находим более
назидательным запомнить раз и навсегда, что эта республика и национальная
тигрица - новое явление, факт, созданный природой среди формул в век формул,
и молча присматриваться, как такое естественное проявление природы будет
вести себя среди формул. Ведь последние только отчасти естественны, отчасти
же призрачны, предположительны; мы называем их метафорически правильно
вылитыми формами, из которых иные еще имеют тело, и в них теплится жизнь; но
большинство, согласно немецкому писателю, представляет внутри пустоту:
"стеклянные глаза, смотрящие на вас с призрачной жизнью, а внутри только
нечистое скопление трутней и пауков"! Но не забывайте, что это факт
естественный, праведный факт, ужасный в своей правдивости, как сама смерть.
Все, что так же правдиво, может встретить его лицом к лицу и пренебречь им;
а что не правдиво?
"Глава четвертая. ПОЛНАЯ КАРМАНЬОЛА"
Одновременно с этим адски-черным зрелищем развертывается другое,
которое можно назвать адски-красным, - уничтожение католической религии, а в
продолжение некоторого времени уничтожение религии вообще. Мы видели, что
новый календарь Ромма установил десятый день отдыха, и спрашивали: что
станется с христианским воскресением?календаря, как все это определилось. Странно вспомнить, замечает Мерсье, что
в последний праздник Тела Господня в 1792 году вся Франция и все верховные
власти шествовали в религиозной процессии с самым набожным видом; мясник
Лежандр, заподозренный в непочтительности, едва не был убит в своей
двуколке, когда процессия проходила мимо. Галликанская иерархия, церковь и
церковные формулы, казалось, цвели, хотя с несколько пожелтевшими листьями,
но не более желтыми, чем в прежние годы или десятилетия; цвели повсюду,
среди симпатии чуждого софистике народа, вопреки философам, законодателям и
энциклопедистам. Но, увы, цвели, подобно темнолистой vallombrosa, которую
Страницы: «« « 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |