|
Главная - Наука - История
Каркейль Томас - Французкая революция Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 303 Размер файла: 2149 Кб Страницы: «« « 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 » »» председательствует на этом последнем ужине жирондистов с блеском отчаянного
красноречия, с пением, весельем. Бедная человеческая воля силится заявить
свою самостоятельность не тем, так другим путем33. Нa следующий
день, утром, весь Париж на улицах; толпа, какой еще не видывал ни один
человек. Колесницы смерти с холодным трупом Валазе, вытянутым среди еще
живых двадцати одного, тянутся длинным рядом по улицам Парижа. Осужденные с
обнаженными головами, со связанными руками, в одних рубашках и брюках,
прикрыты свободно накинутыми на плечи плащами. Так едут представители
красноречия Франции, сопровождаемые говором и криками. На крики "Vive la
Republique!" некоторые из них отвечают криками же: "Vive la Republique!"
Другие, как, например, Бриссо, сидят, погруженные в молчание. У подножия
эшафота они вновь запевают "Марсельезу" с соответствующими случаю
вариациями. Представьте себе этот концерт! Живые еще поют, но хор быстро
тает. Топор Сансона проворен: в каждую минуту падает по голове. Хор слабеет
и слабеет и наконец смолкает. Прощайте, жирондисты, прощайте навеки! Те Deum
Фоше умолк навсегда; мертвая голова Валазе отрублена; серп гильотины пожал
всех жирондистов. "Красноречивые, молодые, прекрасные и отважные!" -
восклицает Риуфф. О смерть, какое пиршество готовится в твоих мрачных
чертогах!
Увы, не лучше судьба жирондистов и в далеком Бордоском округе. Целые
месяцы уныло тянутся в пещерах Сент-Эмилиона, на чердаках и в погребах;
одежда износилась, кошелек пуст, а грядет холодный ноябрь; с Тальеном и его
гильотиной всякая надежда теперь исчезла. Опасность все приближается,
препятствия теснят все сильнее; жирондисты решаются разделиться. Прощание
было трогательным: высокий Барбару, самый веселый из этих отважных людей,
наклоняется, чтобы обнять своего друга Луве. "Где бы ты ни нашел мою мать, -
восклицает он, - постарайся быть ей вместо сына! Нет средств, которых бы я
не разделил с твоей женой, если бы когда-нибудь случай свел меня с
нею!"34
Луве отправился с Гюаде, Салем и Валади, Барбару - с Бюзо и Петионом.
Валади вскоре отделился и пошел своей дорогой на юг. Два друга и Луве
провели 14 ноября 1793 года, тяжелые сутки, измученные сыростью, усталостью
и голодом, наутро они стучатся, прося помощи в доме друга, в деревне;
трусливый друг отказывается принять их, и они остаются стоять под деревьями,
под проливным дождем. С отчаяния Луве решается идти в Париж и пускается в
путь, разбрызгивая грязь вокруг себя, с новой силой, вызванной яростью или
безумием. Он проходит деревни, находя "часовых, заснувших в своих будках под
проливным дождем", он проходит раньше, чем его успевают окликнуть. Он
обманывает революционные комитеты, проезжает в закрытых и открытых телегах
ломовых извозчиков, спрятанный под кладью; проезжает однажды по улицам
Орлеана под ранцами и плащами солдатских жен, в то время когда его ищут;
испытывает такие приключения, которые составили бы три романа; наконец
попадает в Париж к своей прекрасной подруге, бежит с нею в Швейцарию и ждет
гам лучших дней.
Бедные Гюаде и Саль были оба вскоре схвачены и умерли в Бордо на
гильотине; барабанный бой заглушил их голоса. Валади также схвачен и
гильотинирован. Барбару и двое его товарищей выдержали долее, до лета 1794
года, но недостаточно долго. В одно июльское утро, меняя свое убежище, как
они это часто делали, "приблизительно в трех милях от Сент-Эмилиона, они
заметили большую толпу поселян": без сомнения, это якобинцы пришли схватить
их. Барбару вынимает пистолет и убивает себя наповал. Увы! это были не
якобинцы, а безобидные поселяне, шедшие на храмовый праздник. Два дня спустя
Бюзо и Петион были найдены на ниве; их тела были наполовину обглоданы
собаками35.
Таков был конец жирондизма. Эти люди поднялись, чтобы возродить
Францию, и совершили это. Увы, какова бы ни была причина нашей ссоры с ними,
разве их жестокая судьба не загладила все? Только сострадание все
переживает. Сколько прекрасных геройских душ послано в царство теней и сами
жирондисты отданы на добычу псам и разным птицам! Но и здесь также
исполнилась Высшая воля. Как сказал Верньо, "революция, подобно Сатурну,
пожирает своих собственных детей".
Книга V
ТЕРРОР В ПОРЯДКЕ ДНЯ
"Глава первая. НИЗВЕРЖЕНИЕ"
Итак, мы подошли к краю мрачной бездны, к которой давно стремительно
двигались все события; теперь они низвергаются оттуда, с головокружительной
высоты, в беспорядочном падении, вперемешку, очертя голову, все ниже и ниже,
пока санкюлотизм не уничтожит сам себя. И в этой удивительной Французской
революции, как в день Страшного суда, целый мир будет если не создан вновь,
то разрушен и низвергнут в пропасть. Террор долго был ужасен, но самим
деятелям теперь стало ясно, что принятый ими путь - путь террора, и они
говорят: "Que la terreur soit a l'ordre du jour!" (Да будет террор в порядке
дня!)
Сколько веков подряд, считая только от Гуго Капета, накапливалась
растущая от столетия к столетию масса злобы, обмана, притеснения человека
человеком! Грешили короли, грешили священники, грешил народ. Явные негодяи
шествовали, торжествуя, украшенные диадемами, коронами, митрами; еще вреднее
были скрытые негодяи со своими прекрасно звучащими формулами,
благовидностью, благонравием и пустотой внутри. Раса шарлатанов стала
многочисленной, словно песок на морском берегу, пока наконец не скопилось
столько шарлатанства, что, образно говоря, им стали тяготиться и земля и
небо. День расплаты, казалось, медлит, незримо приближаясь среди трубных
звуков и фанфаронства придворной жизни, героизма завоевателей,
наихристианнейшего великого монархизма, возлюбленного помпадурства; однако
смотрите, он все приближается, смотрите, он уже настал, неожиданный и не
замеченный всеми! Жатва на ниве, вспаханной долгими столетиями, в последнее
время желтела и созревала все быстрее, и вот она созрела и снимается так
быстро, будто всю ее хотят убрать за один день. Снимается в этом царстве
террора и доставляется домой, в царство теней! Несчастные сыны Адама, всегда
бывает так, и никогда они не знают этого и не желают знать. С улыбкой на
лице день за днем и поколение за поколением они ласково говорят друг другу:
"Бог в помощь!" - и трудятся, сеют ветер. И однако, - жив Господь! - они
пожнут бурю; ничто другое, повторяем, невозможно, поскольку Господь есть
истина и мир его - истина.
Однако История, разбираясь в этом царстве террора, встречает некоторые
затруднения. В то время как описываемый феномен существовал в своем
первозданном виде просто как "ужасы Французской революции", была масса
Страницы: «« « 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |