Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Каркейль Томас - Французкая революция

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 303
Размер файла: 2149 Кб
Страницы: «« « 247   248   249   250   251   252   253   254   255  256   257   258   259   260   261   262   263   264   265  » »»

"Карманьола", как явился прокурор  Шометт  с муниципалами  и представителями
департаментов и с ними странный багаж: новая  религия! В зал Конвента вносят
на  плечах, в паланкине,  г-жу Кандейль из Оперы, красивую, когда она хорошо
подкрашена, в красном вязаном колпаке и голубом платье; увитая гирляндами из
дубовых  листьев, она держит в руке пику  Юпитера-Народа;  впереди нее  идут
молодые женщины в белых платьях с трехцветными поясами.  Пусть мир посмотрит
на  это! О  Национальный Конвент, чудо Вселенной, это наше новое божество  -
богиня  Разума, достойная, единственно достойная поклонения! Отныне мы будем
поклоняться ей. Ведь не  будет слишком смелым просить верховное национальное
представительство,  чтобы и оно также отправилось с  нами  в ci-devant собор
Богоматери и исполнило несколько строф в честь богини Разума?
     Председатель и секретари посылают по очереди богине Кандейль, обносимой
вокруг их эстрады, братский поцелуй, после чего ее, по положению, подносят к
председателю и сажают по правую  руку его. Потом, после надлежащего отдыха и
цветов  красноречия,  Конвент,  собрав  своих  членов,  пускается  в  путь в
требуемой процессии по направлению к собору  Богоматери. Богиня Разума опять
сидит в своем  паланкине, несомая впереди, конечно, людьми в римских тогах и
сопровождаемая духовой музыкой, красными колпаками и  безумием человечества.
Богиню Разума  сажают  на высокий алтарь собора, и требуемое поклонение, или
квазипоклонение,  говорят  газеты,  совершается; Национальный  Конвент  поет
"гимн  Свободе, слова Шенье,  музыка  Госсека".  Это первый праздник Разума,
первое общественное богослужение новой религии Шометта.
     "Соответствующий фестиваль в церкви Св.  Евстахия, - говорит  Мерсье, -
имел вид  празднества  в  большой таверне. Внутренность клироса представляла
пейзаж,  украшенный хижинами  и  группами  деревьев.  Вокруг  клироса стояли
столы,  уставленные  бутылками,  колбасами,  свиными  сосисками,  пирогами и
другими кушаньями; гости входят и выходят  во все двери; кто бы  ни являлся,
всякий отведывал вкусного угощения. Восьмилетние  дети,  мальчики и девочки,
отведывали яства  в  честь  Свободы  и  пили  вино  из бутылок;  их  быстрое
опьянение вызывало смех. Богиня восседала на возвышении в лазоревой мантии с
невозмутимо спокойным видом; канониры  с трубкой во  рту  прислуживали  ей в
качестве  церковных  служителей,  а   на  улице,  -  продолжает  склонный  к
преувеличениям   писатель,  -  безумные  толпы   танцевали  вокруг  костров,
сложенных  из  балюстрад  приделов,  скамеек  священников  и  каноников;   и
танцующие - я ничего не преувеличиваю,  - танцующие  были  почти без брюк, с
обнаженными грудью  и  шеей,  со  спущенными  чулками.  Все  это  неслось  и
кружилось   вихрем,   подобно   облакам   пыли,   предшествующим    буре   и
разрушению"26. В церкви Св. Жерве "ужасно пахло селедкой". Секция
или  муниципалитет  не  позаботились  о пище, предоставив  это  воле случая.
Другие мистерии, по-видимому кабирического или даже пифийского характера, мы
оставляем  под  завесой, которая  была благоразумно протянута  "вдоль колонн
боковых приделов", и не будем отодвигать ее рукой Истории.
     Но  есть  одна вещь, которая  интересует нас больше всего другого:  что
думал  об этом сам  Разум в продолжение всего  этого торжества? Какие именно
слова произнесла  бедная Г-жа  Моморо, когда  она  перестала  быть богиней и
вместе со своим мужем мирно сидела дома за ужином? Ведь книгопродавец Моморо
был человеком серьезным; он имел понятие об аграрном законе. Госпожа Моморо,
как  признано, представляла  собой одну  из самых лучших богинь Разума, хотя
зубы ее  были немного испорчены. Если  читатель уже составил себе понятие  о
том, что представляло  собой это видимое поклонение Разуму, происходившее во
всей  Республике в эти ноябрьские и декабрьские недели,  пока  все церковные
деревянные изделия  не  были  сожжены и дело  не  было  довершено и в других
отношениях, то он, быть может, уже достаточно ясно уразумел, что это была за
республиканская религия, и охотно оставит эту сторону предмета.
     Принесенные  дары из награбленной церковной утвари были главным образом
делом  революционной армии, созданной, как мы уже сказали, несколько времени
тому назад. Командовал  этой  армией  имевший при  себе переносную гильотину
писатель-драматург Ронсен со страшными  усами, а также стоявший несколько  в
тени  привратник  Майяр,   старый  герой  Бастилии,  предводитель   менад  и
сентябрьский  "человек  в  сером".  Клерк  Венсан   из  канцелярии  военного
министерства,   один  из  старых   клерков   министра   Паша,   "человек   с
воображением", возбужденным чтением древних  ораторов,  имел  в  этой  армии
влияние на назначения, по крайней мере на назначения штабных офицеров.
     Но походы и  отступления этих шести тысяч  не имели своего КсенофонтаНичего, кроме нечленораздельного ропота, смутных проклятий мрачного безумия,
не сохранится о них в  памяти веков!  Они рыщут  вокруг Парижа, ища, кого бы
посадить  в   тюрьму;   собирают  реквизиции;   наблюдают,   чтобы   декреты
исполнялись, чтобы фермеры достаточно работали; снимают церковные колокола и
металлических  богородиц. Отряды постепенно продвигаются в отдаленные  части
Франции;  кроме  того,  возникают  то  здесь,  то  там,  подобно  облакам  в
насыщенной  электричеством  атмосфере,  провинциальные  революционные армии,
например рота Марата  у Каррье, бордоские отряды  Тальена.  Говорят,  Ронсен
признавался  в минуту  откровенности, что  его  войска  были  квинтэссенцией
негодяев. Их видят проходящими через базарные площади, забрызганных дорожной
грязью, со  всклокоченными  бородами, в полном  карманьольном  виде.  Первым
подвигом  их  обычно   было  низвержение  какого-нибудь  монархического  или
церковного  памятника, распятия  или чего-нибудь  в  этом роде,  что  только
попадется, затем  наведение  пушки на  колокольню,  чтобы снять колокол,  не
лазая за ним, колокол и колокольню вместе. Впрочем, как говорят, это отчасти
зависело от величины города; если город  имел много жителей и  эти последние
считались  ненадежными,  вспыльчивого  характера,  то   революционная  армия
исполняла  свою работу деликатно, с помощью лестницы и  отмычки; мало  того,
случалось даже,  что она брала  свой билет  на  постой,  совсем не  выполняя
подобного рода работу, и, слегка подкрепившись водкой и  сном, шла дальше, к
следующему  этапу27.  С  трубкой в  зубах, с саблей у  бедра  она
шествовала в полном карманьольном снаряжении.
     писатель и историк.

     Такое уже бывало и может повториться снова. Карл II выслал своих горцев
против  западных  шотландских  вигов;  плантаторы  Ямайки  выписали собак  с
испанского материка, чтобы охотиться с ними на  беглых негров; Франция также
раздираема дьявольской сворой,  лай которой на расстоянии  полувека  все еще
звучит в наших ушах.

        "Глава пятая. ПОДОБНО ГРОЗОВОЙ ТУЧЕ"

     Но великую  и поистине существенно  главную и отличительную особенность
конца  террора  нам  еще  предстоит увидеть, ведь  прищурившаяся  история по
большей  части всегда только небрежно пробегала глазами эту особенность, эту

Страницы: «« « 247   248   249   250   251   252   253   254   255  256   257   258   259   260   261   262   263   264   265  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Каркейль Томас, Французкая революция