Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Манн Генрих - Герцогиня Виоланта Асси 1-3

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 211
Размер файла: 1286 Кб
Страницы: «« « 52   53   54   55   56   57   58   59   60  61   62   63   64   65   66   67   68   69   70  » »»

разных вкусов, этому вообще незачем быть прекрасным, ведь оно  выкопано.
Это  выкопал  крестьянин  из  Палестрины,  арендатор  дал  ему  за   это
полфранка, а  я  должен  был  дать  арендатору  десять  лир.  Дайте  мне
двадцать, ваша светлость!
   - Пришлите мне торс.
   Они сели в карету; Бла сухо сказала:
   - Ты видишь, этот Перикл гораздо энергичнее  и  ловчее.  Нарисованные
или вылепленные тела - ему это безразлично. Лишь бы это были тела. Такой
выкопанный торс имеет для него даже ту хорошую сторону, что он не должен
приделывать ему голову. Он предпочитает живот.
   Герцогиня не ответила; она думала обо всех тех формах,  которые  взор
Паллады, это полное любви зеркало, призывал погрузиться  в  него,  чтобы
они могли стать прекрасными. Где нашла она  эту  просветленную  полноту?
После обеда Бла была занята;  герцогиня  отправилась  к  Проперции.  Она
въехала в маленькую, почерневшую от  пыли  множества  угольных  погребов
улицу, выходившую  на  Корсо;  там  жила  знаменитая  женщина.  Дом  был
простой, с тяжелым бронзовым молотком - головой Медузы - у темно-зеленых
ворот. В подъезде и во дворе пахло  стариной.  Хромой  слуга  провел  ее
через  гулкую  переднюю,  заставленную  сундуками  и   скамьями,   через
несколько маленьких комнат и ввел ее в галерею.
   Она была узка, необыкновенно высока и покрыта стеклянным  сводом.  Со
всех сторон врывалась синева. Галерея была воздушным мостом из стекла  и
железа, соединявшим два флигеля старого дома; под ним, спрятанный  между
стенами, находился маленький, стесненный аркадами садик. Перед окнами  к
небу молча  тянулись  черные  статуи.  Бронза  матово  блестела,  словно
влажная пахотная земля; и все  они  были  творениями  земли,  замкнутые,
медлительные,  сильные  и  не  знающие  смеха;  крестьяне  со  взглядом,
устремленным на заступы; охотники и разбойники, с глазами,  прикованными
к жертве, в которую целились их ружья;  моряки  и  рыбаки  с  вытянутыми
вперед шеями и суженными  от  света  морских  далей  зрачками.  Девушки,
покачиваясь, несли навстречу  сияющему  воздуху  грезу  своих  грудей  и
бедер. Был там и юноша: звериная шкура упала с его  бедер,  голова  была
откинута назад, и поднятые руки  вместе  с  грудью,  бедрами,  ногами  и
стремительно, на цыпочках, отрывающимися от земли  ступнями,  образовали
одну  трепетную  линию:  она  была  невыразимым  стремлением  к   свету.
Герцогиня была захвачена, пол ускользнул из-под ее ног. Голубые небесные
дали завертелись перед ее глазами. У нее кружилась голова,  она  закрыла
глаза. Ее легкий белый рукав  развевался,  черные  косы  поднимались  от
ветерка, дувшего из открытого окна. Он приносил с собой благоуханье роз,
смешанное с горьким запахом лавра.
   Хромой слуга доложил:
   - Герцогиня Асси.
   И вышел.
   Она вошла в пустой зал. На белых стенах, на далеком  расстоянии  друг
от друга,  висели  гипсовые  маски.  В  средине  высокого  потолка  была
вставлена стеклянная крыша.  Под  ней  возвышались  подмостки,  закрытые
полотном. Внизу, на плитах пола их окружал венок из  каменных  обломков.
Сбоку стоял мраморный стул, украшенный фигурами,  желтый,  как  воск,  и
вытершийся. На нем лежала красная подушка;  герцогиня  села  на  нее.  В
комнате не было никого, и она, не отрываясь,  смотрела  в  широкое,  без
двери, отверстие в стене, на вереницу статуй. Куда влекли они?
   - В мою страну? - спросила она. - Туда, куда  я  так  долго  посылала
свой бесплодный сон?
   - Но мне кажется, здесь я уже покоюсь у цели, в стране, о  которой  я
мечтала,  и  мне  нужно  только  смотреть.  Эти  полубоги  прекраснее  и
свободнее, чем могло сделать их мое желание, - и здесь  нет  бессильного
желания, нет, здесь рука, давшая форму всем им.
   Она обернулась, бледнея: Проперция стояла перед ней.
   На ней  было  полотняное  верхнее  платье,  перехваченное  шнуром  на
широких бедрах. В своих крошечных римских башмаках с высокими  каблуками
она прошла по красному половику, мощно и бесшумно. Она  сказала  низким,
мягким голосом:
   - Вы здесь у себя, герцогиня.  Я  ухожу.  Вы  были  поглощены  своими
мыслями и испугались, увидя меня.
   - Я вижу вас в первый раз, Проперция. В первый раз  чувствую  я,  что
значит творить жизнь вокруг себя...
   Герцогиня встала, почти болезненно потрясенная благоговением.
   - Поверьте мне, - запинаясь, просила она.
   Проперция улыбнулась, тихая и равнодушная.  Почитатели  сменяли  друг
друга, каждый старался превзойти предшественника,  и  все  же  Проперция
знала все, что они могли сказать.
   - Герцогиня, я от души благодарю вас.
   - Слушайте, Проперция. Сегодня утром в глазах картины я  увидела  как
горит красота, к которой мы стремимся. Здесь, у вас, уже нет стремления.
Я стою здесь, маленькая, но полная любви,  в  царстве  силы,  созидающей
красоту. Мое сердце никогда не билось так; я думаю, после этого  момента
небо не может больше дать мне ничего.
   При этом она не отводила глаз от рядов статуй.
   - Эти бронзы, - сказала Проперция, - отлиты в Петербурге.
   Она повела гостью по галерее.
   - Великий князь Симон заказал  их;  он  умер  прежде,  чем  они  были
готовы. Эта женщина с покрывалом на лице и с амфорой на голове была  его
возлюбленной.
   Проперция рассказывала  машинально.  Она  знала,  что  у  посетителей
только тогда появлялся непритворный интерес  к  ее  творениям,  когда  с
каждым из них был связан какой-нибудь анекдот.  Герцогиня  молчала.  Две
минуты спустя Проперция подумала:
   "Чего хочет эта важная дама? Конечно, она одна из тех, которые боятся
нарушить моду, если не будут дружны со  мной.  Почему  она  стоит  перед
художественным произведением и не судит его? Она не находит руки слишком
короткой, мочки ушей слишком толстой и, хотя  сама  она  очень  стройна,
груди слишком полной. Неужели она  исключение  и  обладает  способностью
чувствовать? Она пришла  не  из  злостного  любопытства,  она  не  хочет
убедиться, какой жалкой сделал  меня  человек,  которого  я  люблю.  Она
слишком взволнована. Я думаю скорее, что она любит сама. Да, она, должно
быть, несчастна, как я: как  могла  бы  иначе  важная  дама  чувствовать
художественное произведение?"
   Они вернулись в зал.
   - Я мешаю вам? Вы хотите работать?
   - О, нет. Я жду вечера, и как благодарна я ему, когда он приносит мне

Страницы: «« « 52   53   54   55   56   57   58   59   60  61   62   63   64   65   66   67   68   69   70  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Манн Генрих, Герцогиня Виоланта Асси 1-3