Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
МГИМО РАН - К вопросу теории и практики экономики переходного перио

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 72
Размер файла: 477 Кб
Страницы: «« « 8   9   10   11   12   13   14   15   16  17   18   19   20   21   22   23   24   25   26  » »»

предпочтений  (когда   решение   А   с   точки   зрения   группы   индивидов
предпочтительнее решения Б, решение  Б  -  предпочтительнее  решения  В,  но
решение В -  предпочтительнее  решения  А)  и  сопряженную  с  ним  проблему
процедурного манипулирования (agenda manipulation). Эта проблема  состоит  в
том, что в условиях  нетранзитивности  коллективных  предпочтений  субъекты,
которые определяют процедуру  принятия  решений,  могут  добиться  одобрения
большинством голосов того варианта решения, который выгоден именно для  них.
Путь достижения цели здесь  заключается  в  выборе  конкретной  формулировки
обсуждаемых вопросов, в определении их совокупности  (т.е.  в  добавлении  в
"повестку дня" или в исключении из нее частных альтернатив) и в установлении
конкретной последовательности их рассмотрения.
   Эти  два   подхода   составляют   реальную   альтернативу   традиционному
направлению   анализа   государственного    экономического    регулирования,
основывающемуся на экономической  теории  благосостояния  (Хеттих  и  Вайнер
характеризуют его как подход с  позиций  субъекта  социального  планирования
"social  planner",  или  сокращенно  SP).  Можно  выделить  три  направления
сопоставления указанных подходов: по сфере анализа, по ключевым  вопросам  и
по общему характеру выводов и рекомендаций.
   1.  Сфера  анализа.  Подход  SP  исходит  из  того,  что  государственная
экономическая   политика   осуществляется   субъектами,   находящимися   вне
экономической системы, в соответствии с
   их стремлением к максимизации общественной функции  благосостояния.  Этим
обусловлена  высокая  активность   исследований   в   области   оптимального
налогообложения, определения оптимальных тарифов, сравнения издержек и выгод
различных экономических мероприятий. Напротив, в рамках подхода EVM все цели
государственной  экономической  политики   понимаются   как   внутрисистемно
определяемые,  благодаря  чему  центральное  значение  приобретает  изучение
поведения субъектов, руководствующихся соображениями собственного  интереса,
и  налагаемых  на  него   ограничений   (прежде   всего   информационных   и
институциональных).
   Что касается подхода SIE, то главный объект исследования здесь составляют
особенности политических институтов и существующих правил принятия  решений.
Анализ при этом фокусируется на возможностях и  вариантах  изменения  данных
институтов  и  правил,  которые  имеют   далеко   идущие   последствия   для
функционирования экономической системы в целом.
   2.  Ключевые   вопросы.   Основные   вопросы   изучения   государственной
экономической  политики  в  рамках   подхода   SP   связаны   с   проблемами
экономической эффективности и оценки  следствий  тех  или  иных  мероприятий
(т.е. с определением вызванных ими потерь или прироста благосостояния).  Эти
вопросы представляют значительный интерес и для двух других подходов, однако
приоритет  отдается  отнюдь  не  им.  Подходу   EVM   присуще   рассмотрение
специфических  вопросов,  касающихся  структуры  групп  давления,  характера
политической конкуренции,  а  также  информации,  необходимой  для  принятия
решений. Исследования же, в основе которых лежит подход SIE, уделяют  особое
внимание трансакционным издержкам, возникающим в процессе  принятия  решений
органами  государственной  власти,  действию   конкретных   административных
правил, проблемам нетранзитивности коллективных предпочтений и  процедурного
манипулирования.
   3. Общий характер выводов и рекомендаций. Главной  целью  исследований  в
традициях  подхода  SP   является   оценка   влияния   различных   вариантов
государственной  политики  на  частный  сектор  экономики  и  предоставление
рекомендаций по выбору мероприятий, оптимальных с точки зрения  максимизации
благосостояния общества. Подход EVM дает возможность определить  зависимость
характеристик политического равновесия  от  различных  систем  институтов  и
экзогенных шоков. В практическом плане этом подход позволяет делать выводы о
совместимости  предлагаемых   экономических   мероприятий   с   существующей
политической  системой  и  освещать  информационные  проблемы,  связанные  с
деятельностью групп давления и государственных органов. Подход SIE направлен
на решение более конкретных проблем, касающихся создания и изменения системы
институтов  и  правил  принятия  решений,   выявления   закономерностей   их
функционирования  и  возможностей  использования  для  проведения  в   жизнь
избранного экономического курса.
   Можно заметить, что использование методологических  подходов  EVM  и  SIE
позволяет добиться гораздо  более  высокой  степени  реалистичности  анализа
проблем определения государственной экономической политики и ее  влияния  на
деятельность рыночных субъектов, чем использование подхода SP.  Поскольку  в
рамках подходов EVM и SIE как экономические, так и политические  процессы  и
феномены описываются в единой  системе  терминов,  то  становится  возможным
исследование     хозяйственных     проблем     с     позиций      обобщенных
экономико-политических моделей. Такие модели предполагают существование двух
типов рынков - экономических, на которых происходит обмен товаров и услуг, и
политических, на которых происходит обмен мероприятий экономической политики
на  политическую  поддержку  (материализующуюся,   к   примеру,   в   голоса
избирателей, финансовые взносы в предвыборные фонды, положительные отзывы  о
работе сотрудников административных органов или просто взятки).
   К настоящему  времени  наибольший  прогресс  в  изучении  закономерностей
функционирования комплекса экономических и политических рынков  достигнут  в
рамках  одного  из  ответвлений  теории  общественного   выбора   -   теории
эндогенного определения  экономической  политики,  в  основе  которой  лежит
методологический подход EVM.2. Ее ключевая идея состоит  в  признании  того,
что использование  инструментов  экономического  регулирования  находится  в
зависимости от переменных, воздействующих на  решения  максимизирующих  свои
целевые функции субъектов политического  рынка.  Предполагается,  что  целью
правительства, проводящего политику с целью изменения основных характеристик
хозяйственной среды - распределения  прав  собственности  и  вектора  цен  -
является максимизация политической поддержки со стороны рядовых  избирателей
и влиятельных групп давления. Эти последние,  в  свою  очередь,  при  выборе
объектов поддержки правительства или  оппозиционных  сил  -  руководствуются
мотивом максимизации собственного экономического благосостояния и  оказывают
поддержку тем,  кто  проводит  или  анонсирует  наиболее  выгодный  для  них
политический   курс.   Вследствие    этого    мероприятия    государственной
экономической политики, которые в рамках основного направления экономической
теории  понимаются  как  "внешние"  по  отношению  к  хозяйственной   сфере,
трактуются   здесь   в    качестве    эндогенных,    задаваемых    условиями
функционирования всей экономико-политической системы.
   К   числу   неоспоримых   достоинств   теории   эндогенного   определения
экономической политики относится ее способность учитывать различные  аспекты
процесса принятия государственных решений. В  данной  теории  сформировались
два подхода к изучению механизмов хозяйственного  регулирования.3)  С  одной
стороны, в ряде работ подчеркивается  роль  политической  конкуренции  между

Страницы: «« « 8   9   10   11   12   13   14   15   16  17   18   19   20   21   22   23   24   25   26  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. МГИМО РАН, К вопросу теории и практики экономики переходного перио