Главная - Наука - Экономика
МГИМО РАН - К вопросу теории и практики экономики переходного перио Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 72 Размер файла: 477 Кб Страницы: «« « 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 » »» "государством благосостояния" (или вспомоществования), когда перераспределение осуществляется в соответствии с общепринятыми нормами в пользу наименее обеспеченных членов общества, т.е. в соответствии с конституционным контрактом, одобренным всеми членами общества; вторая - это смешанное, (или "взболтанное") государство, в котором перераспределение происходит в соответствии с политическим влиянием тех или иных конкурирующих групп. К их числу в современном государстве относятся аграрный сектор; протекционируемые отрасли, производящие импортозамещающую продукцию, высшее образование, потребители муниципальных транспортных услуг и пр. Автор делает вывод, что почти все современные демократические государства представляют собой смесь обоих форм; разделить их очень трудно, ибо все программы, в том числе и те, которые представляют собой явные кормушки, отстаиваются и проталкиваются под лозунгом "общественных интересов".3/ Противодействием всем этим неприятностям сторонники теории общественного выбора считают прежде всего свободу конкуренции, свободные рыночные отношения как в сфере индивидуального, так и в сфере общественного выбора. Именно рынок во всем разнообразии его форм и проявлений, является основой основ подлинно цивилизованного устройства общества. Но если неоклассическая теория исходит из того, что основные свойства рынка - свобода конкуренции и тенденция к равновесию - даны, то в рассматриваемой теории эти условия отнюдь не возникают автоматически, они должны быть созданы и закреплены институционально и конституционно. Естественно, что особое внимание здесь уделяется тем факторам, которые были бы способны ограничить рост самого государственного вмешательства в экономику. Государственная бюрократия заинтересована в росте государственных расходов, в расширении государственного вмешательства в экономику. Чтобы ограничить ее рост и ее стремление к увеличению государственных программ, эти ограничения должны быть внесены извне в виде соответствующих конституционно закрепленных правил, которые бы и защитили рыночную систему от искажающего воздействия чрезмерной перераспределительной деятельности государства. В качестве главных ограничителей обычно рассматривают законодательно утвержденную границу роста государственного долга, размер бюджетного дефицита, а также определенное соотношение между объемом государственных расходов и ВВП. Большое значение придается более широкому распространению принципов федерализма. Сокращение социальных выплат и трансфертов как важнейшее направление снижения государственных расходов также в центре внимания этой теории. Представители теории общественного выбора, отчетливо понимая труднос- ти, возникающие на пути всяких попыток ограничить трансфертные выплаты, снизить налогообложение наряду с сокращением бюджетных дефицитов, возв- ращаются к вопросам трудовой этики. Этика труда, этика деятельности дол- жны стать тем институтом, о котором не могут молчать экономисты. "Закат трудовой этики, - пишет Д. Бьюкенен, - частично вызван чрезмерным расши- рением и сохранением государства благосостояния. Мы не можем и не должны полностью демонтировать это государство. Но мы можем подрезать его край- ности, остановить вымогательство денег, и, кроме того, мы можем работать над возрождением смысла базисных ценностей, согласно которым хорошим считается производительная деятельность на рыночном пространстве, а по- лучение правительственных подачек рассматривается с оттенком презрения, как не имеющее социальной ценности". Переходный характер экономики, отсутствие подлинно демократической системы власти и развитого гражданского общества обуславливают тот факт, что современная теория государственных финансов и общественного выбора не может быть использована в наших условиях во всех ее аспектах. Однако многие из рассмотренного выше может стать отправным пунктом для разрабо- тки теоретического обоснования экономических функций государства и соот- ветствующих институтов в условиях перехода от централизованной к рыноч- ной экономике. Роль государства в этих условиях неизбежно остается гора- здо более высокой: и груз прошлого тяготит, и "наступать на горло собс- твенной песне" не так-то легко, да и вся тяжесть созданиях новых инс- Эти данные показывают, что доля государства на всех уровнях власти резко сократилась. Этот процесс снижения даже превысил те показатели; которые характерны для развитых стран с высокой долей государственных расходов. Государственные доходы и расходы РФ в 1992 и 1995 гг. в % к ВВП. С одной стороны, тенденция к снижению доли государственных расходов в ВВП - процесс в целом нормальный; он отражает переход от полного подчинения финансов общества государству к формированию собственно государственного сектора экономики. В то же время буквально обвальное снижение расходов, и еще более резкое - доходов, говорит о трудностях этого формирования. Такое резкое сокращение (во многом объясняемое глубоким падением производства и потерей эффективных налогоплательщиков) значительно сузило возможности правительства, особенно центрального, влиять на экономические и социальные процессы, особенно на ход структурной перестройки экономики. Большие различия наблюдаются в структуре государственных доходов и расходов. Сравнивая структуру налоговых поступлений РФ и стран Запада, можно сделать вывод, что произошло сближение только в одном: налоги на потребление (НДС и акцизы) дают примерно такую же долю бюджетных поступлений: у нас - почти 25%,6/ в ФРГ - 27%, во Франции и Англии -свыше 30%, в США и Японии -18%. Отчисление в фонды социального страхования дают у нас до 24% всех поступлений; в развитых странах от 30 до 46%. Главное же различие состоит в соотношении подоходных налогов на физических лиц и на прибыль предприятий: у нас соответственно -6,4 и 20,4%, в то время как во всех развитых странах соотношение противоположное. Индивидуальный подоходный налог дает от 25 до 35% поступлений, а налог на корпорации -от 4 до 10% (Исключение - Япония, до 21%). Таким образом, налоговая система в странах с рыночной экономикой построена таким образом, чтобы максимально снизить фискальную нагрузку на предпринимательский сектор, с тем чтобы создать наиболее благоприятные условия для инвестирования прибылей, а большую тяжесть налогового бремени переложить на население, на те средние слои, которые и дают значительную часть бюджетных поступлений. Если учесть, что при этом налоги на предприятия в нашей стране забирают до 80% прибыли, то становится ясно, что их главная роль - фискальная, никакого простора для инвестиционной деятельности они не оставляют. Перевертывание этого соотношения требует много времени, и прежде всего роста доходов самого населения. А пока реакцией на высокие налоги являются Страницы: «« « 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |