|
Главная - Наука - Экономика
МГИМО РАН - К вопросу теории и практики экономики переходного перио Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 72 Размер файла: 477 Кб Страницы: «« « 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 » »» ред. В.Д.Камаева"; "Политическая экономия, 1993 МГУ под.ред. А.Сидоровича и
Ф. Волкова"; Е.Ф.Борисов "Экономическая теория", М., 1993, и ряд других.
И наконец, - книги наших сотрудников - такие как " Капитализм и рынок.
Экономисты размышляют", 1993, под ред. Мартынова, В.И.Кузнецова и
И.М.Осадчей; В.С.Автономов "Человек в зеркале экономической теории", 1993,
"Теория и практика государственного регулирования на переломных этапах
экономического развития ", под ред. В.А.Мартынова, 1993 и ряд других (в
частности некоторые страновые работы, в которых страновой анализ
переплетается с теоретическим - напр., "Япония - полвека обновления", под
ред. В.Б.Рамзеса, 1995).
Чем отличается четвертый класс от третьего т.е. работы нашего института
от монографий других российских авторов? Я думаю, что они отличаются в
лучшую сторону самостоятельностью теоретического анализа и более тесной
привязанностью к конкретной экономике отдельных стран или регионов.
Относительно же слабая сторона заключается, во-первых, в более узкой, я бы
сказал дробной тематике и, во-вторых, в малотиражности. Такого рода работы
выпускаются по преимуществу в институтской типографии тиражом в 100- 200,
самое большое 500 экз. (очень редко, при выпуске вовне института, 1
тыс.экз.) - тогда, как работы первого и второго классов - от 5 тыс. до 25
тыс. экз. иногда и больше). Это значит, что наши работы практически не
доходят до широких кругов научной и ВУЗовской общественности.
Между тем, я убежден в том, что масштабность и характер исследований в
нашем Институте таковы, что мы имеем полную возможность в течение полутора
лет подготовить двухтомное издание, которое заняло бы в современной
российской экономической литературе по крайней мере такое место, какое в
70-е годы заняла наша книга "Политическая экономия современного
монополистического капитализма". Условно такую монографию можно было бы
назвать "Экономическая наука и переход к организованному рынку". Полагаю,
что руководство этой работой должен был бы взять непосредственно в свои руки
директор Института академик В.А.Мартынов. В такого рода работе должно было
бы быть три тесно связанных аспекта: 1) абстрактно-теоретический; 2)
нормативный; 3) историко-страновой. В основу первого аспекта следовало бы
положить, во-первых, теорию неравновесия; во-вторых, институционализм,
который мог бы, учитывая наш опыт, предстать в обновленном виде
("неоинституционализм"); В-третьих, компаративизм, как такое направление,
которое должно служить мостиком между чисто абстрактным подходом теорий
общего равновесия, и нормативным и прагматическим подходами. Соединение,
синтез трех таких направлений соответствовали бы характеру работы всего
Института, всех его основных подразделений, а в отношении методологии
компаративизма Институт мог бы внести свою немалую лепту.
Проще говоря, нашему институту нельзя оставаться в стороне от вопросов,
которые стоят сейчас перед всей нашей общественностью: что происходит и что
делать? Думаю, что было бы очень полезно иметь в такой книге раздел,
посвященный краткому содержанию и характеристике работ Лауреатов премии
Нобеля по экономической науке.
Я отдаю себе отчет в том, что все это очень трудно - не только по
научно-организационным, но и по финансовым причинам. Но бывают такие
трудности, которые нельзя обходить, а надо преодолевать. В данном случае это
необходимо и для науки, и для престижа Института. Сноска
1. "Марксовая теория эксплуатации - пишет известный современный экономист
М. Морисима, - выглядит обоснованной только в абстрактном мире однородного
труда" (M.Morishima "Marx's Economics," Cambridge, 1973, P.125).
ОТ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНУЮ: ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ
ГОСУДАРСТВА И ЕГО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1. Современная теория об экономических функциях государства и групповых
интересах.
Трансформация командно-административной экономики в рыночную неразрывно
связана с трансформацией самого государства: от тоталитарного с его
институтами планового централизованного директивного управления происходит
переход к демократическому государству, институты которого сориентированы на
иные принципы вмешательства в экономику.
Для западной экономической мысли проблема того, что должно делать
государство, каковы его функции, где пределы его вовлеченности в
экономическую жизнь, - это, по сути, "вечный вопрос". Он лежит в основе
"великого раскола" на консерватизм и реформизм, а экономическая политика,
склоняясь то влево то вправо, решает его в зависимости от конкретных
исторических условий.
Важнейшая роль в исследовании экономических функций государства
принадлежит такому направлению, как теория государственных финансов (Public
economics), представляющему собой удивительный синтез всех тех основных
подходов в экономической теории, о которых говорилось в докладе Автономова,
- неоклассического, кейнсианского, нового институционализма, а также чисто
эмпирического анализа. Центральная проблема теории государственных финансов
- вопрос о том, какие услуги должны обеспечиваться государством и в каких
масштабах. В отличие от нашего неопределенного понятия "обобществления", эта
теория четко сформулировала основные причины, обусловливающие необходимость
дополнения рыночного механизма регулирования государственным, и в то же
время очертила границы действия этого механизма.
Как подчеркивается в книге Р. и П. Масгрейвов, "рынок не в состоянии
решить все экономические проблемы. Во-первых, он не может функционировать
эффективно, если существуют "экстерналии", под которыми мы понимаем
ситуации, когда выгоды от потребления разделяются между многими и не могут
быть ограничены одним потребителем: или где экономическая активность
порождает общественные издержки, которые никто из вызвавших их не оплачивает
-ни производитель, ни потребитель. Во-вторых, рынок может реагировать не
только на тот эффективный спрос потребителей, который определяется
господствующим способом распределения, но при этом и общество должно решить,
соответствует ли это распределение его желаниям. В-третьих, существуют
проблемы безработицы, инфляции, экономического роста, которые не решаются
автоматически" 1/.
Именно те сферы экономики, в которых рынок не способен обеспечить
эффективного удовлетворения человеческих потребностей, требуют
государственного вмешательства в экономику, обусловливают возникновение
экономических функций государства и необходимость формирования
государственных финансов. К их числу относятся, во-первых, производство т.н.
"общественных товаров" - оборона, охрана порядка, образование, строительство
общественных сооружений, предприятии общественного пользования и т.п.
Во-вторых, защита общества от "внешних эффектов" рыночной деятельности -
Страницы: «« « 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |