Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
МГИМО РАН - К вопросу теории и практики экономики переходного перио

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 72
Размер файла: 477 Кб
Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»

группы  лиц),  занимающего  место  контроля  последней  инстанции  (ultimate
control). Это не обязательно главный руководитель. Но это  лицо,  способное,
во-первых, менять руководство и, во-вторых,  "продать"  свое  место.  Такого
рода  способность  ему  дает  владение  контрольным  интересом  (контрольным
пакетом акций).  Рассмотрение  основных  структурных  черт  акционированного
сектора   экономики   России,   сложившихся   в   результате    предыдущего,
приблизительно пятилетнего этапа приватизации, свидетельствует, что именно в
направлении формирования контрольного  интереса  (далее  -  контроля)  будет
развиваться структуризация акционерной собственности.
   Это предположение, если оно верно, означает, что в России  процесс  будет
идти в обратном направлении тому, какой имел место в экономических  системах
рыночного типа. В течение всего XX столетия число акционеров  в  промышленно
развитых странах росло, а  структура  собственности  крупных  АО  все  более
дробилась. Этому соответствовало и то, что в крупных корпорациях контрольный
интерес  либо  отсутствовал,  либо   осуществлялся   с   помощью   "контроля
меньшинства" 10-20% пакета акций).
   Периоды концентрации акционерной собственности в XX веке имели место,  но
лишь в отдельных странах и относились лишь к части АО.  Например,  в  1980-х
гг. в США широко распространились так называемые "заемные  и  управленческие
выкупы"  (LBO,  МВО).  Они  явились  реакцией   на   расхождение   интересов
профессионального руководства и акционеров ряда крупных  корпораций  (низкий
курс акций этих компаний как  симптом  высоких  агентских  издержек  (agency
costs) давал возможность "выкупить" эти компании по низкой цене.
   История  с   выкупами   (buy-outs),   получившая   широкую   известность,
свидетельствует,  что  даже  в  условиях  развитой  институциональной  среды
возможно "замыкание" корпорации, ее руководства, внутри себя,  их  выпадение
из общей системы корпоративного управления.
   Для России проблема корпоративного управления, т.е. контроля  со  стороны
собственности в секторе АО, особенно остра в  силу  тех  начальных  условий,
которые были заданы приватизацией: крупными размерами  предприятий,  большой
массой акционеров и раздробленным
   характером  собственности,  значительным   удельным   весом   акционерной
собственности, сосредоточенной внутри предприятий.  Все  эти  обстоятельства
предопределяют неизбежность перераспределения  акционерной  собственности  в
направлении создания "контроля последней  инстанции"  (т.е.  контролирующего
интереса).
   Этапы структуризации акционерной собственности
   В настоящее время (середина 1996 года)  можно  выделить  следующие  этапы
структуризации акционерной собственности в России:
   1. Этап чековой (неденежной) приватизации (приблизительно середина 1992 -
середина 1994 гг.).
   2. Денежный этап приватизации (вторая половина 1994-1996),
   3. Последующая реструктуризация акционерной  собственности,  охватывающая
предыдущие этапы, но особенно интенсивно происходившая с конца 1995  года  и
продолжающаяся в настоящее время,
   Конечно, эта периодизация в значительной степени условна. Во-первых, в ее
основу положен  такой  формальный  признак,  как  Государственная  программа
приватизации (далее -  ГПП),  принятая  в  июле  1992  года  и  продолженная
Положением о денежной приватизации в конце 1994 года. Во-вторых,  каждый  из
этих этапов не имел  четкого  начала  и  конца  (хотя  чековый  этап  и  был
фактически завершен в середине 1994  года).  В-третьих,  в  каждом  из  этих
этапов можно выделить еще определенные "ступени". (Например,  акционирование
в рамках чековой приватизации для каждого  предприятия  разбивалось  на:  1)
определение  объекта  акционирования,  т.е.  формальное  учреждение  АО;  2)
закрытую подлиску по одному из вариантов акционирования; 3) открытые чековые
аукционы).
   В  отношении  предложенной   периодизации   следует   сделать   некоторые
пояснения. Государственная программа приватизации 1992  года  была  принята,
когда приватизация уже совершалась отчасти на  основе  различных  законов  и
указов, отчасти стихийно. Поскольку мы рассматриваем  такую  ее  форму,  как
акционирование, то и эта форма имела место еще до Государственной программы,
хотя и в меньшей степени, чем  создание  различных  закрытых  товариществ  и
других форм частных, арендных и кооперативных предприятий. Что  же  касается
обществ открытого типа, то до Государственной программы они  создавались  на
базе  ряда  крупных  объединений,  или  так  называемых   концернов   (форма
квазиприватизации, имевшая целью  повысить  хозяйственную  самостоятельность
директората соответствующих объединений). Первые АО были созданы "снизу" еще
в 1989-91 гг. в СССР  на  основе  разовых  проектов  и  решений,  "пробитых"
инициативой их создателей через государственные структуры. Среди этих первых
АО можно назвать такие, как КАМАЗ,  Львовское  телевизионное  объединение  и
другие. Это касается создания  тогда  же  ряда  крупных  акционерных  банков
(Менатеп, Инкомбанк и другие).  Приватизация  1989-91  гг.  носила  характер
"игры без правил", в  ходе  которой  были  заложены  основы  многих  крупных
частных  предприятий  и  частных  состояний.   Сращивание   государственного
аппарата  и  новых  владельцев  (в  основном,   руководителей   "концернов",
получивших в свою собственность крупные  акционерные  пакеты  созданных  АО)
носило в тот период  тотальный  характер.  Много  было  создано  акционерных
обществ с "трудовой" собственностью, но акции трудящихся чаще всего попадали
в управление действующего руководства. Для этого этапа в наибольшей  степени
подходит определение: номенклатурная приватизация.
   Государственная программа чековой приватизации (акционирования)  заложила
основы "игры по правилам" и, что еще более  важно,  создало  базу  массового
владения акциями, что впоследствии  вылилось  в  активное  перераспределение
собственности. Оценивая значение  ГПП,  следует  выделить  ее  социальный  и
экономический  аспекты.  Лозунг  "народной  приватизации",   провозглашенный
авторами программы, оказался, в основном, популистским, поскольку около  90%
населения не получило собственности, обещанной  ей  политиками.  Но  неудача
этого социального аспекта программы не может  заслонить  ее  другой  аспект,
связанный   с   созданием   условий   для   последующего   перераспределения
собственности в  системе  рыночных  отношений.  Мы  имеем  в  виду  создание
многомиллионной массы акционеров (даже после трехкратного сжатия их числа  в
результате фактического банкротства и  исчезновения  чековых  инвестиционных
фондов  (ЧИФов).  Эта  многомиллионная   масса   заложила   основы   идущего
перераспределения акционерной  собственности,  в  сторону  создания  системы
корпоративного   управления,   соответствующего   акционерной    организации
собственности.
   Осуществление  массовой  приватизации  и  акционирования  в  1992-95  гг.
позволило  создать  негосударственный  сектор  в   главном   эвене   прежней
хозяйственной системы - крупной
   промышленности.  На  базе  массового  акционирования   и   последовавшего

Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. МГИМО РАН, К вопросу теории и практики экономики переходного перио