|
Главная - Наука - Экономика
МГИМО РАН - К вопросу теории и практики экономики переходного перио Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 72 Размер файла: 477 Кб Страницы: «« « 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 » »» кандидатами на занятие выборных должностей (этот подход можно назвать
"конкурентным"). С другой стороны, данные мероприятия могут рассматриваться
как средство максимизации поддержки политическими силами, которые уже
находятся у власти и могут реально определять, а не просто анонсировать
политический курс ("монополистический подход").
Каждый из этих подходов имеет "сравнительные преимущества" в различных
областях анализа государственной политики. Так, "конкурентный подход"
позволяет исследовать стратегические проблемы: насколько велика вероятность
сохранения существующего политического курса; каковы основные черты набора
мероприятий, отвечающего условиям равновесия на политических рынках: в чьих
интересах будет осуществляться экономическое регулирование.
"Монополистический подход", напротив, может с успехом использоваться для
рассмотрения тактических проблем, связанных рутинной деятельностью
правительства по определению конкретного распределения прав собственности и
элементов ценового вектора.
С учетом сказанного выше очевидно, что теория общественного выбора и, в
особенности, одна из ее субдисциплин - теория эндогенного определения
экономической политики - открывают широкие горизонты изучения проблем,
связанных с взаимодействием экономической и политической сфер общественной
жизни. Этим обусловлена несомненная привлекательность использования этих
теорий для изучения процессов, происходящих в экономике переходного типа.
Как представляется, они дают возможность по-новому осветить некоторые
аспекты преобразований, осуществляемых сегодня в России, а также выделить
причины их недостаточной эффективности и адекватности.
Поскольку выбор стратегии трансформации, ее глубины, скорости и
последовательности стадий затрагивает жизненно важные интересы практически
всех экономических субъектов" они неизбежно будут оказывать интенсивное
влияние на принятие государственных решений.4) Наиболее существенным
является то, что процесс перехода к либеральному рыночному порядку от
административно-централизованной системы с высоким уровнем государственного
вмешательства предполагает широкое перераспределение хозяйственных
полномочий и прав собственности от государства к рыночным субъектам. В
соответствии с логикой теории эндогенного определения экономической политики
очевидно, что такое перераспределение будет происходить в интересах
представителей элитных групп, тесно связанных с властными кругами, а также
групп давления, способных обеспечить максимальные трансферты ресурсов (в
виде легальных и нелегальных "пожертвований", взносов в предвыборные фонды и
т.д.) в пользу субъектов принятия решений. Закономерным результатом данного
развития событий является экспоненциальное нарастание неопределенности на
политических рынках. Причины этого явления достаточно ясны. Процесс
концентрации хозяйственных полномочий и прав собственности в руках членов
групп, способных влиять на принимаемые правительством и парламентом решения,
порождает большое количество "обделенных". К ним относятся как члены групп
давления, которые не сумели реализовать свои интересы, так и рядовые
граждане, лишенные доступа к приватизируемой собственности и другим "благам
реформ". Испытываемое ими недовольство может кристаллизоваться в поддержку
оппозиционных правительству политических сил, декларирующих цели нового
перераспределения хозяйственных полномочий и прав собственности.
Рост конкуренции со стороны оппозиции, делая неопределенными шансы
сохранения субъектами принятия политических решений занимаемых ими властных
позиций - а значит, и шансы сохранения проводимого политического курса,
создает дополнительные стимулы к усилению лоббирования со стороны
экономических агентов, заинтересованных в сохранении сложившейся в ходе
реформ структуры хозяйственных отношений. В этом заключается одно из
ключевых негативных последствий неопределенности на политических рынках:
значительная доля ресурсов будет изыматься из хозяйственного оборота и
направляться на цели изыскания политической ренты, т.е. находить
непроизводительное применение.
Само по себе отвлечение ресурсов из экономической сферы в политическую
является неизбежным следствием взаимодействия субъектов политического рынка.
В традициях теории общественного выбора лоббистская деятельность, смысл
которой состоит в целенаправленном
влиянии на процесс принятия государственных решений, признается такой же
естественной для экономических субъектов, как и хозяйственная
(производственная, торговая и т.д.) деятельность. Часть своих ресурсов они
будут инвестировать на хозяйственные цели, а часть - на цели извлечения
политической ренты, т.е. на приобретение преимуществ, связанных с
функционированием существующей политической системы. При этом критерий
оптимальности распределения ресурсов требует, чтобы предельная эффективность
их использования в обеих сферах была одинакова.5) Существенную роль, однако,
играет то обстоятельство, что по мере роста неопределенности на политических
рынках предельная эффективность инвестиций в лоббирование также возрастает.
В российских условиях этот феномен может быть особенно четко прослежен на
примере борьбы за сохранение итогов приватизации. Ускоренные - если не
сказать обвальные -темпы приватизации обусловили тот факт, что передача
многих из имущественных объектов в частные руки происходила по чисто
символическим ценам. Это обеспечило высокую прибыльность инвестиций в
политическое лоббирование на этапе получения доступа к правам собственности,
т.е. непосредственно на этапе приватизации: ведь фактическая стоимость
приватизируемых активов, как правило, намного превышала расходы на их
приобретение (сумму выкупных платежей и средств, направленных на
лоббирование). В настоящее время можно наблюдать следующий раунд борьбы: те
группы давления, интересы которых не были учтены в ходе приватизации,
инвестируют ресурсы на поддержку политических сил, обещающих пересмотреть ее
итоги с учетом пожеланий своих "спонсоров"; напротив, выигравшие в ходе
приватизации субъекты активно контрлоббируют с целью противодействия
пересмотру итогов приватизации, поскольку обратный выкуп имущественных
объектов (не говоря уже о безвозмездной национализации) приведет к потере
первоначально полученного чистого прироста богатства. Благодаря этому по
мере нарастания неопределенности на политических рынках основной целью
экономических субъектов станов
ится не получение дохода путем хозяйственных операций, а приобретение или
сохранение богатства путем лоббистской деятельности. Имеет место своего рода
заколдованный круг: высокая прибыльность инвестиций на цели лоббирования
обусловливает высокий уровень неопределенности на политических рынках, и
наоборот.
Неопределенность на политических рынках оказывает и другие негативные
последствия на хозяйственную систему. Усиление зависимости правительства от
Страницы: «« « 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |