Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Поршнев Б.Ф. - О начале человеческой истории

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 168
Размер файла: 1043 Кб
Страницы: «« « 60   61   62   63   64   65   66   67   68  69   70   71   72   73   74   75   76   77   78  » »»

Как естествоиспытатель, Шеррингтон последовательно трактовал рефлексы как
приспособительные реакции в духе дарвинизма. Но все это относилось у него
лишь к сфере врожденных (безусловных) рефлексов, однако он оставался
убежденным и упорным дуалистом, весьма близким к позиции Декарта:
психические явления относятся к сфере другой науки, психологии; остается
совершенно открытым и неясным, как именно взаимосвязаны тело и сознание,
рефлекторно-физиологические и психические явления. Грань между ними
Шеррингтон проводил там, где начинается явление приобретения навыков; будь
то у животных или человека, навык всегда возникает в процессе сознательного
действия; рефлекторное поведение не наблюдаемо в процессе сознательного
акта никогда. Навык всегда приобретенное поведение; рефлекторное поведение
всегда врожденное. Навык не следует смешивать с рефлекторными действиями .
Хотя "разумность" и "сознание", по Шеррингтону, налицо в восходящей
лестнице животных, они достигают полноты лишь у человека. Все написанное
Шеррингтоном в этом плане о психике человека не представляет научной
ценности.

Довольно естественно, что при таких предпосылках Шеррингтон, посетив в 1912
г. лабораторию И. П. Павлова, весьма сдержанно оценил перспективы учения о
физиологическом и рефлекторном механизме благоприобретенных, прижизненных
навыков -- об условных рефлексах. Он предупредил И. П. Павлова, что
условные рефлексы не будут иметь успеха в Англии. Все это ограничение прав
и притязаний физиологии областью явлений, не затрагивающих "души" и "ума",
было данью английскому консерватизму и некоторым компромиссом с
религиозно-идеалистическим кругом идей. Но все-таки пророчество не
оправдалось: сам И. П. Павлов в противовес скептицизму Шеррингтона отметил
в 1935 г., что "условные рефлексы имели особенный успех именно в Англии.
Именно там условные рефлексы введены в преподавание в средней школе" .

Именно в вопросе о неврожденных рефлексах И. П. Павлов сделал гигантский
шаг вперед сравнительно с дуалистом Шеррингтоном, закрывшим доступ
физиологу к тайнам "ума" даже животных, не только человека. Высшими
достижениями на пути дальнейшей разработки теории рефлекса стали два
обобщающих научных понятия -- условный рефлекс и доминанта. Их создателями
были И. П. Павлов и А. А. Ухтомский.

Но об учении И. П. Павлова об условных рефлексах здесь подробно говорить
невозможно. Эта великая научная теория, детально разработанная сотрудниками
и последователями И. П. Павлова, широко известна. Несмотря на все попытки
объявить ее потенциал ныне исчерпанным, она продолжает оказывать на
подлинную физиологическую и психологическую науку и на мировоззрение
стойкое воздействие. Она олицетворяет безоговорочный материализм и
детерминизм в науке о работе мозга, в которую с других концов просачивается
так много наукообразной невнятицы и неумности, так много нежелания ясно
мыслить о самом сложном, что создала природа, наконец, так много просто
философской недоученности при любой степени знания анатомии, химизмов и
электрофизиологии мозга. Короче, теория И. П. Павлова удовлетворяет высшему
со времен Декарта критерию истины -- ясности. По крайней мере это можно
утверждать о многих из ее основных положений и результатов.

И. П. Павлов разрушил представление о всегда врожденных и постоянных
рефлексах как заданной навсегда "пачке". Если для безусловного рефлекса и
существует обязательная конечная "рефлексогенная зона" (так, раздражение
вкусовых рецепторов в полости рта всегда вызывает слюноотделение), то,
оказалось, этот же рефлекс можно вызывать и раздражением каких угодно
других "условных" рецепторов и рецептивных полей. Требуется лишь, чтобы это
раздражение входило в общий временной комплекс с раздражением обязательной
"рефлексогенной зоны". Вырвем его из этого соседства во времени и оно
понемногу перестанет вызывать данный рефлекторный эффект (например,
слюноотделение). С другой стороны, даже совершенно одинаковым раздражением
того же самого рецептора можно вызывать сколь угодно различные рефлекторные
дуги в зависимости от того, в какой комбинации и последовательности с
другими оно выступает.

Все эти превращения рефлекторных дуг И. П. Павлов связывал с деятельностью
коры головного мозга (в дальнейшем было показано, что в некоторой мере они
могут осуществляться и нижележащими отделами). Тем самым среднее звено в
рефлекторной дуге оказалось в известном смысле эквивалентным
функционированию коры мозга, этого сложнейшего образования совокупной
центральной нервной системы. Нет такой точки в коре, которая в принципе не
могла бы оказаться в функциональной связи с любой другой точкой, которая не
находилась бы в данный момент в связи со многими точками, -- это доказали
экспериментальные физиологические исследования условных рефлексов.

К тому же выводу о цельности, об интегральной работе мозга как среднего
звена всякой рефлекторной дуги вело и открытие И. П. Павловым явлений
иррадиации и концентрации нервного процесса возбуждения в головном мозгу.
Сначала он имеет неудержимую тенденцию распространиться со всей мыслимой
широтой, в частности охватить всю кору, затем эта тенденция встречается с
обратной -- стянуться и сжаться до минимального очага. Обе тенденции
находятся в связи и противоборстве между собой. Ход рефлекса и в его
сенсорной и в моторной части всякий раз находится в зависимости от
состояния этой борьбы за распространение коркового процесса на все целое
или его локализацию.

Как видим, учение И. П. Павлова о рефлексах есть одновременно учение о
координирующей и интегративной работе всей центральной нервной системы,
всего мозга, всей коры. Кстати, может быть, именно этот акцент в
значительной степени отклонил внимание И. П. Павлова и почти всей его школы
от механизмов безусловных рефлексов. Последние имеют подчас подкорковую
природу и известную физиологическую автономию. Лишь позже А. Д. Слоним и
другие представители этой школы принялись углубленно изучать инстинкты,
сумев в отличие от этологов глубоко связать протекание этих наследственно
врожденных и прижизненно приобретенных, т. е. условных, рефлексов.

И все же при всей интегративности подхода И. П. Павлова и его учеников к
рефлекторным функциям коры головного мозга ее работа выглядит мозаично. В
каждый данный момент кора мозга -- мозаика центров возбужденных и
заторможенных. Тем самым поведение организма все-таки в известном смысле

Страницы: «« « 60   61   62   63   64   65   66   67   68  69   70   71   72   73   74   75   76   77   78  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Поршнев Б.Ф., О начале человеческой истории