|
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 186 Размер файла: 1114 Кб Страницы: «« « 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 » »» театре Никколини, поскольку я нигде в печати не нашел их. 1771-1773.
Доктор Фауст:
1772 12, 16, 19, 22, 29 октября, 1 ноября.
1773, 22, 23 февраля.
37
Dernier jour du docteur Jean Faust.
Pantomime, dressee sur un plan allemand {1} d'un de nos amateurs du Вена
theatre, representee par des Enfants au theatre Imp. et Royal. 1779.
Сие означает:
Последний день Фауста, пантомима, составленная по плану одного здешнего
любителя театра и имеющая быть представленною юными воспитанниками его
императорского и королевского величества театра.
Под этим заглавием в Вене у театрального администратора появился в 1779
году на французском и немецком языке сценарий пантомимы, в основу которого
была положена история Фауста. Любителем театра, написавшим сценарий, был
веймарский советник господин Иоганн Фридрих Шмидт, переехавший на жительство
в Вену в 1777 году. Автор программы был г. Лаудес. Действие пантомимы
происходит в тот день, когда истекает срок контракта между Фаустом и
Мефистофелем. Последний изо всех сил старается в этот день обольстить
Фауста, чтобы сохранить власть над ним.
Пантомима состоит из двух актов.
В первом Арлекин, слуга Фауста, собирается тоже заняться колдовством и
едва не погибает, но Фауст успевает спасти его. Фауст в унынии, он решает
отказаться от прежней жизни и засыпает глубоким сном. Ему являются видения
Добродетели и Порока, которые вступают в борьбу за него. Он просыпается и
объявляет Мефистофелю о своем намерении изменить образ жизни и нарушить
договор. Мефистофель пытается соблазнить его плясками и красивыми женщинами.
Во втором акте Фауст вызывает дух своего отца. Мефистофель развлекает
Фауста зрелищем свадебного пира некоей призрачной принцессы.
В то время как Фауст наслаждается этим видением, сцена постепенно
погружается в темноту. Мефистофель удалился. Из земли появляется фурия с
огненным щитом; она подходит к Фаусту и показывает ему начертанные на щите
слова: "Твой час пробил". Словно громом пораженный, Фауст закутывается в
свой плащ. Все разбегаются. Театр превращается в ад. Фурия бросает щит и
направляется в глубину театра, где в ожидании Фауста собрались духи ада. Тут
появляются из земли еще четыре фурии. Все пять окружают еще живого Фауста,
терзают, рвут, швыряют и таскают его по полу и, наконец, достаточно долго
промучив, сбрасывают в отверстую пропасть. Вспыхивает яркое пламя, которое
скрывает несчастного.
[Зигмунд фон Бибра].
38
Когда я увидел на афише Имя доктора Фауста, старого знакомого моей Аугсбург
юности, с которым я и до сих пор с удовольствием встречаюсь, если удается 1781.
повидать его без особых трудов, я вошел.
Общество, которое я застал там, оказалось много изысканней, чем я
предполагал, и оно не скупилось на знаки высокого и милостивого одобрения.
Тому, у кого хорошая память и кто не забыл виденные еще в детстве
старые импровизированные пьесы, занятно видеть, насколько разнообразны
изменения, которым эти пьесы подвергаются при постановке, редко случается,
что в двух разных местностях они полностью совпадают. Автор аугсбургского
Фауста был, по-видимому, своего рода изобретателем, он включил в пьесу много
сцен, каких я еще никогда не слыхал, хотя не раз смотрел эту вещь на
подмостках многих дощатых театров. Особенно ярко запечатлелась в моей памяти
одна, почти патетическая, сцена между Фаустом и купцом, автором которой мог
бы быть Лудовичи {1}, этот Шекспир немецких "главных государственных
действий".
Последнюю сцену автор captandae benevolentiae gratia {Ради
благосклонности (публики) (лат.).} совершенно переиначил. После того как
черт утащил доктора Фауста, он вознамерился утащить и Ганевурста. Тот
пустился в переговоры. В конце концов черт спросил его:
"Ч. Откуда ты такой взялся?
"Г. Из Аугсбурга".
Тотчас черт выпустил его и удрал, а Гансвурст обратился к партеру со
словами: "Вот видите, господа! Перед жителями Аугсбурга трепещет сам черт!".
Этим к великому удовольствию зрителей и закончилась, в сущности говоря,
пьеса. Но к ней еще была прибавлена мораль в александрийских стихах.
[Из "Описания путешествия по Германии"
Фридриха Николаи].
39
В ту пору, когда на немецком театре царили импровизованные бурлески, 1792.
когда "главные государственные действия" занимали место трагедий (т. е. в
Верхней и Нижней Саксонии с конца прошлого столетия до 1737 года, а в южной
Германии еще и позже; так, например, в 1746 году Общество Шуха играло в
Майнце импровизированную пьесу о Фаусте; см. Театральный журнал для
Германии, 1, 64; в Вене частично до 1769 года), история Фауста часто была
темой трагического фарса, который имел успех у простонародья главным образом
благодаря сценам, с чертями. Одна ария из этого фарса, ставшая затем
народной песней, начиналась словами:
Фауст, о Фауст, настало время,
Фауст, пришел твой смертный час!
Точно так же в те времена, когда в немецких театрах постоянно ставились
пантомимы, содержанием их нередко была история доктора Фауста. Еще 14, 16,
28 февраля и 15 мая 1770 года (в последний раз с пражскими добавлениями)
общество Везера ставило в Лейпциге пантомиму, полную грубого шутовства, под
названием "Доктор Фауст", в которой, говорят, балетмейстер с большой
живостью изображал отчаяние Фауста.
Смотри: О Лейпцигском театре письма господину И. Ф. Леве в Poстоке.
Дрезден. 1770 {1}."
[Зигмунд фон Бибра].
40
Страницы: «« « 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |